Каждый принимал, что именно от него зависит – быть гимназии или не быть



Редакция продолжает рассказывать о подвиге кировчан в период с 2014 года. Сегодня в нашем выпуске история Кировской многопрофильной гимназии. Еще одна страница внесена в историю города Кировска с воспоминаниями людей о том, как  силами коллектива гимназии, при действенной помощи города и Российской Федерации было восстановлено здание учебного заведения после разрушений, причинённых ему во время артобстрела 4-го декабря 2014-го года, что является объективным,  правдивым  и реалистичным свидетельством того, как проявили и показали себя люди в драматически трудное военное время, как держались и спасали город.
         У каждого из нас свои воспоминания, свой суд. Это должно стать страницами истории, чтобы война ответила за каждый прилетевший снаряд и каждый взрыв, за каждую рану и каждую смерть, за все  слезы и горечь, за всеобщую  боль и всеобщую беду. Известно каждому кировчанину: горя и трагедий принесла в наш город война немало: не вернуть матерям погибших детей, осиротевшим детям – родителей, каждому – родных, близких, друзей, знакомых. Разрушенные здания, пустые дворы, иссечённые снарядами стены, деревья, дороги – этому страшному перечню нет конца. Каждый кировчанин предъявит свой счёт войне и тем, кто её начал. Кировская многопрофильная гимназия спросит за страшную, не поддающуюся  пониманию смерть ученицы 4-го класса Агабабьянц Светы, за бомбёжку здания гимназии в декабре 2014-того, за переживания, волнения, страхи, отчаяние и ужас тех дней, когда  грохотало и гремело, рушились и превращались в руины здания и человеческие судьбы. 
         Ночь с 4-го на 5-ое декабря 2014-го года чёрными буквами вписана в историю   Кировской гимназии: той страшной ночью в здание гимназии попал снаряд. Разрушения были большими: все рекреации, часть учебных кабинетов остались без стёкол, без окон, без дверей, были вырваны металлические двери библиотеки, кабинета психолога, спортзала, повреждены трубы, батареи, покрытия, осколками «исписаны» стены, везде стояла пыль, всё было плотно завалено мусором - битым стеклом, оконными рамами, выбитыми дверьми, бетоном, кирпичом… 
Случилось всё быстро, неожиданно и жутко. Хронология тех страшных событий такова: прилёт произошёл 4-го декабря в 21.20; снаряд ворвался в здание гимназии и начал свою жуткую пляску: сторож Чуднов Игорь Викторович  стоял у стены в  вестибюле,  осколок от снаряда вонзился в стенку в нескольких сантиметрах от его головы – то, что человек остался жить – настоящее чудо! Игорь Викторович сразу же сообщил директору гимназии Золотухиной Нине Ивановне и, невзирая на психологическое потрясение, принялся сразу же обследовать размер и характер разрушений. Незамедлительно прибыла директор гимназии Золотухина Н.И., срочно были вызваны технические работники: электрослесарь Старновский Александр Иванович, оператор газовой котельной Коноводова Светлана Павловна, слесарь Архаров Виктор Петрович; пришли родственники работников гимназии: Чуднова Людмила Ивановна – жена сторожа, Павлюк Виктор Иванович - брат директора гимназии. Пришли узнать, помочь, поддержать; пришли и остались, увидев, что любая помощь в данной ситуации – остро необходима. Никто не ушёл до рассвета, рабочий день исчисляли не часами, а необходимостью, неравнодушием, личной болью и желанием спасти здание гимназии от опасности взрыва газа, от замерзания и полного выхода из строя отопительной системы. Эта было главным на тот момент: на улице стоял мороз - 20 градусов -  и общее замерзание системы было неизбежным.
Решение принимали сообща и сразу. Старновский А.И. предложил план по спасению здания от замерзания, он состоял в том, что нужно было поддерживать тепло в трубах и батареях. И это при том, что фасад здания разрушен, внутри гимназии гуляет ветер, окон, дверей нет. По сути, нужно было отапливать улицу, к чему и приступили: на территории гимназии был разведён костёр, на нём в чайниках кипятили воду, заливали её в отопительную систему, батареи  и трубы поливали горячей водой, и часть из них таким образом была спасена от оледенения, а система – от выхода из строя. Прибыли военные, организовали оцепление, контролировали ситуацию: ощущался запах газа, и опасность его возгорания и взрыва была высокой. Ни для кого не стало неожиданностью появление  Крючкова Александра Николаевича, хорунжего Всевеликого Войска Донского и его дочери Ларионовой Ирины. И отец, и дочь – люди военные, они со знанием дела оценили ситуацию, характер и размер разрушений и в дальнейшем очень помогли в восстановлении здания.
Ирина Александровна - председатель Совета гимназии, её дочери Влада и Ульяна учатся в 8-Б, 4-А классах; сопереживание этой семьи было действенным, продуктивным. Эти люди, как и другие, пришли на помощь в нужный момент, подставили плечо и не оставили в беде.    
         Та долгая лунная ночь 4 декабря 2014-го года была тревожной и безмерно тяжёлой: люди были измотаны физически, напряжены психологически, потрясены морально. Но никто не ушёл – такие у нас люди. Утром пришли технические работники, учителя, стали подходить родители гимназистов, подошли работники ДЮСШ – работа находилась для всех: разгребали завалы, выносили огромные груды мусора, забивали окна всем, что имелось под рукой… Заняты были все, объём работ был огромным, казалось, работы не убывает, но никто не роптал и не уходил: каждый понимал: гимназию нужно спасти сейчас, и именно от него зависит – быть ей или не быть.
Каждый из работников внёс огромный вклад в восстановление здания. Приходили на работу семьями. К примеру, техработник Тисленко Ирина Дмитриевна добросовестно, в поте лица трудилась на расчистке завалов. В первый же день с ней пришёл её муж – Тисленко Михаил. Строитель по профессии, он не спрашивал, что делать, делал всё сам быстро, профессионально, со знанием дела. Вокруг него сразу же объединились родители, родственники работников гимназии, неравнодушные кировчане. Михаил умело руководил,  был негласным бригадиром и признанным мастером своего дела. Подходили и без лишних расспросов начинали работать жители близлежащих улиц – Борисова, Циолковского, Ленина и других.
Адресов и фамилий не спрашивали, работали люди по зову сердца и совести. Все знали, что их тяжёлый и опасный физический труд не будет оплачен, но брались и сообща делали общее большое дело. Добросовестно,  с полной самоотдачей трудились все. Например, дедушка и бабушка ученицы гимназии Лыткиной Оксаны работали, не покладая рук, чтобы внучка смогла учиться, чтобы не смогла война помешать её завтрашнему дню. Рядом, бок о  бок, работали знакомые и незнакомые. Неравнодушию и пустословию там не  было места. Было место радению за общее дело и желанию спасти здание для детей, для будущего.  Примеров самоотверженного труда было множество.
         Пожалуй, самым ярким из них можно считать работу по спасению котельной, которая продолжалась 2 дня, и стала настоящей победой, хотя далась очень непросто. Руководство фирмы, обслуживающей котельную гимназии, не предоставило своих работников для наладки и запуска котельной. Трудное, но единственно правильное решение о необходимости запуска сложного механизма приняла директор гимназии Золотухина Н.И., которая присутствовала всё время, пока велись работы по запуску отопительной системы. Этот ответственный и важный этап работы пришлось выполнять электрослесарю гимназии Старновскому А.И.,  слесарю Архарову В.П., оператору котельной Коноводовой С.П.  Эти люди взяли на себя огромную ответственность, приняв решение на свой страх и риск сделать то, что побоялись сделать профессионалы.  Представители фирмы два часа давали по телефону инструктаж Старновскому А.И., зачитывая перечень операций для запуска котельной. Александр Иванович делал всё пошагово, взвешенно, продуманно, максимально осторожно и ответственно. И всё у него получилось! Когда котельная заработала, ему аплодировали. И было за что! Без преувеличения, он  – спас здание гимназии. В том, что сегодня этого человека нет с нами, виноваты и те  декабрьские трудные ночи, и много других дней и ночей 2014 – 2017-ых: не выдерживает человеческое сердце бесчеловечности  -  и уходят люди, которым ещё бы жить да жить.
Такова цена труда, волнений, переживаний, принятия знаковых решений.  Так  спасали гимназию. Спасали - и  спасли! И  самой высокой наградой для тех, кто это сделал, было то, спасён учебный корпус за рекордно короткий срок: 4-го декабря здание было частично разрушено, а 20-го декабря, когда начали работать все школы, перенёсшие бомбёжку с меньшими потерями, гимназия тоже распахнула двери. Ни один ученик не ушёл в другую школу, ни один работник коллектива гимназии не оставил работу, не уехал, не сломался. В темных рекреациях и коридорах, окна которых забиты досками, линолеумом, пленкой жила несломленная жизнь, преданность своей гимназии, вера в справедливость. «Ни шагу назад» - таков лозунг патриотов города, гимназии…  
         Если обратится к сухой, официальной статистике, то в общем итоге позднее летом-осенью 2015г. здание гимназии было восстановлено так: поставлено  деревянных дверей - 54, металлопластиковых - 16, окон пластиковых - 87, батарей - 36, заново отстроен центральный вход, вестибюль, полностью восстановлен актовый зал...
         Конечно, без помощи города в тот трудный декабрь 2014г. гимназия бы не справилась. В том, что в здании можно было продолжить учебный процесс, велика заслуга городской Администрации: в условиях полного отсутствия финансирования Карцев Г.А. смог найти и предоставить средства для ведения оперативных работ по ремонту здания. Он лично контролировал ход работ и делал всё возможное для того, чтобы дети сели за парты и учебный год продолжился. И он продолжился. И продолжается сегодня, продолжится завтра. Будет всегда. Это нужно людям. Они заявляют о своём праве мирно жить и работать  действенно и зримо: живут, работают, верят. О наших людях с высоким уважением и любовью написал выпускник СШ № 9 Николай Михайлов в своих книгах «Трасса М 4», «Жизнь, как она есть». Николай Михайлов не остался в стороне, не отгородился от беды своей малой родины, приехал в наш город в тот страшный декабрь, поддержал, помог.
Коллектив Кировская многопрофильная гимназия» считает: события, изложенные выше, должны остаться в истории города. Люди должны знать и помнить о подвигах нашего военного времени и о тех, кто и как их совершал.  Изложенные события – это настоящие уроки патриотизма, стойкости и высокой духовности. Их нужно усваивать сейчас и передавать следующим поколениям, чтобы учились, гордились, принимали эстафету достойно и с честью.