Вторая Мировая война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. Как никогда была важна дружба, преданность и взаимопомощь. Подвиг советского народа и союзников трудно переоценить.
В
прошлом номере мы рассказали вам о подвигах, которые совершали братья наши
меньшие. Бойцы, назначенные связными, часто предпочитали коня мотоциклу, а
подвигов собак на полях сражений не счесть.
Мы
продолжаем рассказ о том, как боевые животные спасли тысячи человеческих жизней
и помогли приблизить долгожданный День Победы.
Верблюды
Во время тяжелейших боев под
Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная
пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни
грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве
тягловой силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных,
передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых
в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. Да и
скверный характер животины проявляли при каждой попытке общения. На помощь
пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили
животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес
которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех
пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов.
Лоси и олени
С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу.
Тогда и появилась идея использовать для
этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими
ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.
Определённый опыт в этом направлении уже
был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей
в СССР были предприняты ещё в 1930 году.
Для подготовки лосей была создана
специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам.
Большого распространения применение в
военных целях лоси не получили - связано это было в основном с понятными
трудностями по организации обучения бойцов. Вскоре два десятка сохатых
отправились в разведотделы армии и приняли участие в успешных рейдах по
вражеским тылам. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в
тыл противника.
Северный олень карибу — еще один
морозоустойчивый зверь, который отметился на дорогах войны.
Олени пригодились Советской Армии во
время обороны Заполярья. Быстро выяснилось, что положенные РККА по уставу
лошади в условиях полярной зимы превращаются в обузу для фронта. Еще во время
Финской войны комдив Валериан Александрович Фролов предложил применять в
войсках традиционную северную тягловую силу — оленьи упряжки. Первые же попытки
передвижения на оленях в январе — феврале 1940 года дали замечательный
результат, и к началу Великой Отечественной были разработаны основные положения
использования упряжек в армии.
29 июня 1941 года немецкая
армия «Норвегия» при поддержке финских войск нанесла удар на Мурманск, а 1 июля
— на Кандалакшу. В ноябре этого же года по решению Военного совета 14-й армии
для противостояния немцам были сформированы три армейских оленьих транспорта.
Каждый из них состоял из 1015 оленей, 15 оленегонных собак,
237 грузовых и 76 легковых нарт. Обслуживали транспорт
154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Своя оленетранспортная
бригада была также у Северного флота — она обеспечивала действия морской
пехоты. В должности солдат-оленеводов проходили службу местные жители — саамы,
умевшие отыскивать ягельные пастбища, хорошо ориентировавшиеся в тундре. В
нарту запрягали по три-четыре оленя — веером, на манер русской тройки. По
оленьей дороге рейды проходили в сутки до 35 км, по бездорожью — до
25 км. Грузоподъемность нарты зависела от состояния маршрута.
В ноябре и декабре на нарте
перевозилось 300 кг груза, в январе и феврале — 200, в
марте и апреле — 100 кг. То есть, к примеру, на одну нарту можно было
навалить 5000 винтовочных патронов (6 ящиков) или
10 000 автоматных; 150 ручных гранат; 30 мин для 82-мм
миномета или 12 мин для 107-мм горно-вьючного миномета; 40 снарядов
для 45-мм ПТО, 10 снарядов калибра 76,2 мм; 4 снаряда для 122-мм
гаубицы. Сами орудия перевозились в разобранном виде.
Так, для перевозки 4-орудийной батареи
76-мм горных пушек образца 1902–1909 годов с одним боекомплектом из
560 снарядов требовалось 315 оленей, 82 грузовые нарты и
30 легковых. Порой нарты использовались как тачанки, вооруженные станковым
или ручным пулеметом. За время войны оленями 14-й армии было вывезено с поля
боя 10 142 раненых и больных. Одиночные легковые нарты использовались
офицерами связи для доставки срочных донесений. Олени служили даже в авиации:
они подвозили к самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные
машины. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на
нарты. С 1941 по 1944 годах таким образом были вывезены 162 самолета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий