«Человек — легенда: генерал Карбышев»

  26 октября 1880 года родился Герой Советского Союза генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев, насмерть замороженный в немецком плену 

  Герой Советского Союза Дмитрий Карбышев прошел семь фашистских лагерей, оказывая стойкое сопротивление немцам, пытавшимся переманить его на свою сторону.

  Дмитрий Михайлович Карбышев родился 26 октября 1880 года в Омске, в семье военного. С детства он мечтал, как его отец и дед, посвятить себя военному делу.

  В 1891 году Дмитрий был зачислен в Сибирский кадетский корпус, однако учиться за счет государства ему не позволили, а среди сверстников он считался «неблагонадежным».

  Несмотря на то, что Карбышев всегда был примерным студентом и проявлял способности к наукам, его судьбу осложнила деятельность старшего брата.

  Дело в том, что Владимир Карбышев был участником революционного кружка при Казанском университете и тесно общался с еще одним его членом – Владимиром Ульяновым. Впоследствии Ульянова просто исключили, а Карбышев попал в тюрьму, где скончался.

Хотя репутация брата осложнила положение Карбышева-младшего, в 1898 году он поступил в Николаевское инженерное училище, где выучился на военного инженера.

Карбышева привлекало строительство укреплений и оборонительных сооружений. Его ум и талант в полной мере проявились во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Он занимался укреплением военных позиций российской армии, наведением мостов через реки, а также устанавливал средства связи и даже ходил в разведку. Эту войну он окончил в чине поручика.

Затем была Первая мировая, в ходе которой Карбышев служил дивизионным инженером 78-й и 69-й пехотных дивизий, а затем его повысили до начальника инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса.

Дмитрий Михайлович принимал участие в осаде Перемышля, а также в Брусиловском прорыве, за что был произведен в подполковники и награжден орденом святой Анны.

Когда в стране вспыхнула революция, Карбышев, не колеблясь, вступил в ряды Красной Армии. В ноябре 1920 года он занимался инженерным обеспечением во время штурма Перекопа. Успешный исход этой кампании определил исход Гражданской войны.

Во время советско-финской войны Карбышев разрабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.

В июне 1941 года Дмитрий Михайлович получил приказ отправиться в Западный Особый военный округ. Там он следил за тем, как идет строительство фортификационных сооружений 68‑го Гродненского укрепленного района.

Когда началась Великая Отечественная война, он находился в штабе 3-й армии в Гродно. Через два дня Карбышева перевели в штаб 10-й армии, который 27 июня оказался в немецком окружении. В то время он находился в звании генерал-лейтенанта.

Карбышев предпринял попытку самостоятельно вырваться из окружения вместе с советскими частями. Но ему это не удалось: 8 августа 1941 года, когда шли бои у Днепра, он был тяжело контужен и взят в плен. С тех пор его считали пропавшим без вести.

О его трагической участи на родине узнали только в феврале 1946 года. Канадский майор Седдон Де-Сент-Клер сообщил представителю Советской миссии по делам репатриации в Англии о том, что Дмитрий Карбышев пал смертью храбрых в концлагере Маутхаузен. До этого Карбышев уже прошел через шесть фашистских лагерей: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Освенцим и Заксенхаузен. Но Маутхаузен стал для него последним испытанием.

Дело в том, что нацисты очень дорожили таким пленником. Понимая, что он – весьма ценный военный специалист, гитлеровцы стремились всеми силами переманить его на свою сторону и заставить служить Третьему Рейху. Однако Карбышев, которому на тот момент было уже 64 года, держался стойко и не собирался предавать Отечество.

В немецких архивах о нем писали: «...Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму... Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».

Последним днем жизни для Карбышева стало 18 февраля 1945 года. Вместе с другими заключенными (их было около пятисот человек) его облили холодной водой и вывели на мороз. Снаружи было порядка -12°С, когда немцы заставили раздетых донага людей стоять на улице, поливая их ледяной водой из пожарных брандспойтов.

Слабые умирали быстро – у них отказывало сердце. Но Карбышев держался довольно долго. И только в полночь, когда экзекуция повторилась в очередной раз, он отклонился от холодной струи, за что получил удар дубинкой по голове, оказавшийся смертельным.

Тело Карбышева вместе с другими было сожжено в крематории лагеря.

16 августа 1946 года за отвагу и стойкость, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами, генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1948 году на территории бывшего концлагеря Маутхаузен в его честь был установлен памятник.

Австрия, «Маутхаузен». Пять километров в горы от живописного городка – тяжелые, четырехугольные башни, колючая проволока над длинной каменной стеной, черная труба крематория… . У того места на земле такая же мрачная и страшная слава, как у Бухенвальда, Майданека, Освенцима – гитлеровских лагерей уничтожения…

И героическая слава… Темный гранитный квадрат на кирпичной стене у входа в лагерь – мемориальная доска - величию духа, человеческой силе тех, кто погиб у этой стены, погиб непобежденным, с верой в светлое, прекрасное Завтра Человечества.

Среди имен, высеченных на гранитном квадрате, имя русского генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева. 26 октября 2020 года исполняется 140 лет со дня рождения этого удивительного мужественного человека, несгибаемого патриота своей Родины…

Памятник советскому генералу в Маутхаузене был установлен весной 1963 года. Скульптор Владимир Цигаль взял глыбу уральского мрамора и создал образ несгибаемого, несломленного богатыря. Этот символ из нашей истории уже не вычеркнуть: офицер превратился в ледяной столб, но не покорился врагу.

PS: Впервые о подвиге героя антифашистской борьбы стало известно в 1946-ом году из свидетельства майора канадской армии Седдона де Сент-Клера. Привожу его полностью:

«Мне осталось жить недолго, поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли известные мне факты героической и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым я находился в плену в лагерях Ораниенбург и Маутхаузен.

Военнопленные всех национальностей, которые были заключены в этих лагерях, с величайшим уважением говорили о генерале Дмитрии Карбышеве и прислушивались к каждому его слову. Всем было известно, что он крупный военный учёный, сотрудничества с которым немцы, после того, как генерал попал к ним в плен, усиленно добивались. Однако генерал Карбышев остался верен своей Родине, не пошёл ни на какие компромиссы и вёл среди пленных работу, которая приводила немецких тюремщиков в ярость, а всех честных людей - в восхищение. Генерал Карбышев остался в моём представлении измождённым стариком лет семидесяти. Но не мы его, а он нас поддерживал своей верой в победу над фашизмом, своей преданностью Родине и верностью воинскому долгу. О Красной Армии, о советском народе он говорил с такой любовью, с такой глубокой убеждённостью в том, что советские люди освободят Европу от фашистских сил, что ему нельзя было не верить.

Патриотизм генерала Карбышева не был пассивным. Он сумел не только умереть мужественно, что было очень трудно в положении, в котором все мы находились. Старый человек, он вёл среди пленных такую большую агитационную работу, с которой, не зная, справились бы десять молодых. Не фашистские, а карбышевские сводки положения на фронтах ходили у нас по рукам. На все военные события мы смотрели глазами нашего генерала, а это были очень хорошие, очень верные глаза. Они помогали нам заглядывать в будущее, правильно разбираться в событиях и, что очень важно для меня и для многих людей, похожих на меня, помогали понять вашу великую страну и великолепный народ. «Вот это – человек» - говорили мы между собой о Карбышеве. Советский Союз может гордиться такими гражданами, тем более что, судя по всему, в этой удивительной стране Карбышевых много!».

«В ночь на 18-е февраля около тысячи пленных немцы выгнали из бараков на плац. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от нас. Мы понимали, что доживаем последние часы. Сзади нас стояли фашисты с брандсбойтами в руках, нас стали поливать потоками воды. Тех, кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Я слышал, как Карбышев говорил что-то соотечественникам, и те его внимательно слушали. В один момент он повернулся к нам и сказал по - французски: «Главное - не покоряться, не пасть на колени перед врагом! Бодрее, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество вас не покинет!». Немцы поливали его водой до тех пор, пока Карбышев не покрылся слоем льда... Тело генерала Карбышева фашисты сожгли в крематории...

В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали... Я прошу записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать всё, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека!» - такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.

Тогда в Маутхаузене под напором воды, под ударами надзирателей на морозе погибли сотни человек, и никто из них не отрекся от Родины. Не на всех хватило орденов. Но в пантеоне героев их всех представляет генерал Дмитрий Карбышев – и это справедливо. За его душу немцы боролись более трех лет, применяли самые изощренные средства, да так и не смогли победить.


Комментариев нет: