Главное – чувство родного языка

Мир поэзии нашего талантливого земляка Андрея Медведенко многообразен и интересен. Он живет в ритме времени, не просто поэт, он еще и историк, краевед, патриот. Но главное – он поэт истинно народный, вышедший из недр своего народа, питаемый его историей, культурой, богат его чувствами и колоритной неповторимостью языка. Кировчане всегда с интересом следят за его творчеством. Поэтому мы пообщались с Андреем Ефимовичем и задали ему некоторые вопросы.

– Вас знают, причем с самого начала вашего творчества, как русскоязычного поэта. Чем это можно объяснить?

– Чувством русского языка, которое живет во мне. Основа у меня, корень – русскоязычные. Несмотря на то, что фамилия моя, оканчивающаяся суффиксом «-енко», является типичной для украинцев, коими были и мои родители, сам себя я всегда ощущал русским. Можно понимать значения слов какого-либо языка, а вот чувствовать их – это, знаете, совсем другое.

Поэтому прав наш известный этнограф и лексикограф Владимир Даль, говоря: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит». Если к тому же ты чувствуешь слово – значит ты можешь быть настоящим писателем того народа, на языке которого ты пишешь свои произведения.

– Как вы считаете, какие возможности дает русский язык для автора?

Русский язык – живой, развивающийся, постепенно открывающий свои неограниченные возможности, использовать которые – первейшая задача любого автора. Ведь все помнят известную фразу, принадлежащую Ивану Сергеевичу Тургеневу, о великом и могучем русском языке. Например, писатели и поэты часто используют в своих произведениях эпитеты как средство выразительности речи. Подбирают их в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Так вот, когда ищешь это слово, то ставишь не первое попавшееся, а одно единственное, и его уже не выбросить из текста.

Будешь чувствовать слово – будешь мастером того языка, на котором ты пишешь. А не будешь чувствовать, язык будет искусственным, души, сердца в нем не будет.

– Какие возможности для самовыражения дает русский язык автору?

– Безграничные! Через русский язык я передаю свое душевное состояние, а значит, и состояние нашего времени, с моей точки зрения.

Да, русский язык – один из самых богатых по словарному составу языков мира. Эти слова позволяют более точно, емко и образно выразить свою мысль. Не зря Сергей Есенин писал:

«Быть поэтом – это значит то же,

если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души».

Чувства свои нужно уметь передавать.

– И у вас это отлично получается! Истинное наслаждение – это образность вашего поэтического языка.

Ну, я люблю использовать живой народный язык. В нем сохранился дух, который придает стойкость, силу, ясность, целость и красоту языку. Всегда стараюсь употреблять жизненные слова. Мои учителя – это Михаил Шолохов, Сергей Есенин, Павел Васильев, Исаак Бабель.

– С кем из российских писателей вы поддерживаете связь? Что вам дает это сотрудничество?

Зампредседателя Союза писателей Сергей Иванович Котькало присылает мне свои сообщения, что-то рекомендует почитать. Мои произведения публикуются в изданиях страны: недавно вышел альманах «Пересвет» Белгородского регионального отделения ООО «Союз писателей России», где есть подборка моих стихотворений; в журналах «Новая книга России», издаваемом в Москве, «Газета».  

– Ваш труд отмечен наградами Российской Федерации. В 2021 году вы были награждены медалью им. Шолохова Союза писателей России за вклад в русскую поэзию. В 2017 году стали лауреатом премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина Союза писателей России. Каждая ваша книга получает высочайшую оценку. Над чем вы сейчас работаете?

Практически завершил работу над поэтической книгой, посвященной специальной военной операции в Донбассе. Параллельно работаю над произведением, посвященным истории Луганска за период с начала XIX века по 1945 год. Историческая тема меня всегда интересовала. Пример тому – мои поэмы «Боярыня Морозова», «Кондратий Булавин», «Князь Игорь».

– Как вы считаете, какие новые задачи встали перед писателями Республики в связи с тем, что она в качестве субъекта вошла в состав Российской Федерации?

– Я считаю, нашим писателям нужно проникнуться чувством ответственности, в связи с этим и повышать уровень своего творчества до уровня писателей великого государства. Нужно и дальше возрождать русское слово. Каким образом? Только через душу, любовь к словесности. В этом я глубоко убежден.

– Спасибо за интервью. От всего сердца желаем крепкого здоровья и бодрости духа! Пусть не иссякает в  вашей душе творческий фонтан самых прекрасных идей для написания новых произведений.

Беседовала Наталья Нечай

Комментариев нет: