Пылесосю или пылесошу: учимся правильно употреблять слова

Как только я берусь за пылесос, тут же задумываюсь: что я делаю – пылесосю или пылесошу. Какое слово будет правильным с точки зрения современного русского языка и можно ли его употреблять в речи? Попробуем объяснить в этой статье.

Для начала выясним часть речи. Пылесосить – глагол несовершенного вида, а значит, от него можно образовать формы прошедшего, настоящего и будущего времени. Я пылесосил, я буду пылесосить. Только 1-е лицо настоящего времени вызывает сомнения: пылесосю или пылесошу?

Образование 1 лица от некоторых глаголов – сложная тема. Это не всегда возможно. Посмотрим, как это происходит с аналогичными глаголами. Писать – я пишу, носить – я ношу, разгласить – я разглашу. По этому же принципу образуется форма 1 лица от глагола пылесосить: я пылесошу.

Немного истории. В словарях, которые были изданы в ХХ веке, не было формы 1-го лица от глагола пылесосить, как и от некоторых других глаголов: галдеть, басить, победить, очутиться и др. И в обыденной разговорной речи мы могли услышать и «пылесошу», и «пылесосю».

Но со временем ученые пришли к выводу, что для упрощения речи людей, для удобства в употреблении форма 1-го лица у этого популярного глагола все-таки должна существовать. И в современных словарях XXI века она есть. С точки зрения современной литературной нормы, отраженной в новейших словарях, правильным будет употребление «пылесошу». Звучит некрасиво? И все-таки это единственно возможная форма.

Комментариев нет: