Импрессиони́зм
(фр. impressionnisme,
от impression — впечатление) —
одно из крупнейших течений в искусстве
последней трети XIX — начала
XX веков,
зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители
импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли
наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и
изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Конец зимы. Завтра
- событие, которое бывает раз в четыре года - 29 февраля, отличительный символ
високосного года, дополнительный день в году. На пороге - Весна! Позади три удивительных дня нахождения в
родном городе: общение с мамой (наконец-то смогли уделить ей больше внимания) и
друзьями, незабываемые День рождения, чаепитие в Дом Милосердия, посещение школы и общение с выпускниками...
Сижу в мамином доме на кухне за компьютером - описываю свежие
впечатления. На улице уже темно. Горит свет. За стеной, в ванной комнате "урчит"
стиральная машинка. В соседней комнате спит, уставший за день брат Валера. Работает
телевизор – мама смотрит сериал.
- Слышишь? - Это она, отвлекшись от экрана, обращается ко мне - где-то
совсем рядом всего в нескольких километрах
земля вздыбливается от разрывов. Иногда слышен одиночный взрыв, иногда – серия.
Вот уже больше часа «бухает» – мне пока трудно разобраться, где работают наши,
а где – ВСУ. Потом понимаю - стреляют со стороны Бахмутки. Скорее всего, 82 мм.
минометы - такие есть на вооружении
украинских "добробатов" и не подпадают под ограничения (хотя,
плевать все хотели на эти ограничения, особенно, с "той стороны").
По
«телеку» показывают эпизод перестрелки милиционеров с бандитами. Один из
правоохранителей бросает гранату. В «ящике» - вспышка и гремит взрыв,
сотворенный мастером-пиротехником при "озвучке".
За дрожащим окном – рокот реальных глухих разрывов...
За
ужином мы обсуждали планы на завтрашний день: Валера с мамой едут с утра в
Стаханов на рынок – выполнить традиционные заказы друзей и купить местный
"деликатес" - сало. Я – иду к Ольге Ивановне пообщаться в студии.
Наверняка коснемся и событий сегодняшнего
вечера...
Глухие
звуки разрывов мин доносятся из района
Голубовки. Пытаюсь дозвониться до Александра – он с женой и внучками сейчас находится
там, в селе, куда буквально два часа назад мы же и отвезли его. Во рту еще не
прошел вкус пирожков с картошкой, которыми к чаю нас угостила Аллочка. Эти пирожки - мои любимые, такие готовила моя
теща. Пообщались с Улечкой и Владочкой -
девочки, как оказалось, "прогуляли" школу ради того, чтобы побыть с
бабушкой.
Когда возвращались от них заметили с
братом в небе яркую светящуюся точку, которая достаточно быстро перемещалась
параллельно нам, словно ведя наблюдение.
- Беспилотник. Скорее всего, ОБСЕшный - после некоторых гаданий решили
мы.
Связи нет…
Сегодня
же при встрече разговаривал с другом. Поинтересовался, как дела, как
настроение? Говорит,
что устал. Устали его боевые товарищи. Устали их родные и близкие. Причем, больше не от
физических нагрузок, разлук с семьями и бытовых неудобств. Устали от
бездействия. Каждый вечер они слышит эти разрывы. А в ответ - тишина! Таков
приказ - Минские соглашения, мать их! Эта бездеятельность действует угнетающе и
разлагающе.
- Не волнуйся, Евгеньевич (Александр зачастую почему-то именно так ко
мне обращается), будем идти до конца - видимо, увидев мою реакцию на
услышанное, улыбнувшись произнес Александр - Другого пути у нас нет! Не для
того мы оружие в руки взяли, чтобы раньше времени - штык в землю!
- Честно говоря, только сейчас
мы реально почувствовали себя по настоящему боевым подразделением - с грозным
оружием, технически оснащенным, дисциплинированным, профессионально подготовленным,
приобретшим боевой опыт, готовым, и
главное, способным побеждать - выдержав паузу, продолжил он...
Мама,
слушая новости, которые прерывают сериал, взрывается: «Почему наши-то молчат?
Когда же это закончится?» и, повернувшись в сторону окна, погрозила своим кулачком в темноту...
Так думает моя мама – один из самых стойких и решительных представителей
сторонников независимости Донбасса. Представляю, что думают другие жители прифронтового
города...
Утром мама передала небольшую книжку в простой
мягкой обложке - возьми, почитай - сборник стихов и прозы "После
обстрела" Оксаны Сиренко, дочери наших соседей Виктора и Натальи. Раньше я
уже слышал о ней от мамы, от Валеры. Знал, что она пишет стихи, что проживала
вместе с мужем в мамином доме в то время пока она находилась у нас, в Москве.
Пробежался, что называется,
"по диагонали". Зацепило. Понял
- надо сесть и внимательно прочесть...
Прочел уже дома, в Москве. Несколько раз, с перерывами на
"переваривание". Написано от души, пронзительно, с болью. Познавательно.
Интересно. Захватывает. Заставляет размышлять.
Увидел
эволюцию мыслей, чувств и взглядов на происходящее одной из тех кировчанок, которая
с первых дней переживает с семьей все "тяготы и лишения" гражданской
войны. Пришло осознание того, что у нас разная степень "прочувственности"
войны и глубина оценки пережитого. Она вот уже третий год живет, работает,
творит здесь, в прифронтовой зоне. Я -
за тысячу километров, в Москве, периодически приезжая к маме и землякам в родной Кировск. Ей,
как и тысячам других горожан, не бросивших свой город, приходится жить в
условиях отсутствия элементарных бытовых удобств, без воды и электричества. Под
обстрелами и сообщениями о разрушениях и смертях. Под страхом "не умереть,
а быть убитой"...
Поэтому - она пишет правду. Свою Правду. Поэтому - читай, думай, вникай.
С удовлетворением и даже радостью понял, что её мысли, оценки и подходы либо
полностью совпадают с моими, либо близки им.
И все же какое-то чувство дискомфорта все время терзало и не отпускало
меня...
Потом понял. Есть некий, на мой взгляд, диссонанс между стихами и прозой
- в последней наличествуют пессимистичные ноты, которые, пусть извинит меня
Оксана, я не могу принять.
Присутствующая в конце книги и по христиански где-то
даже понятная позиция автора разделить поровну ответственность за произошедшее
на нашей Родине - "...следующим этапом нашего
сумасшествия (выделено мной) должен
быть мир" - не верна по сути!
- Это они - и выступающие с трибуны
"пастухи", и скачущие перед ними "бараны" - сошли с ума!
- Это они, отцы и матери "с той
Украины", преступив черту, отделяющую здорового человека от безумца,
посылают своих детей на Донбасс убивать его жителей - всех, без разбора!
- Это у их матерей
("Берегини" - чудное определение, но не для них) проявляются симптомы болезни обитателей
"палаты № 6", когда они требуют от главного "пастуха" -
нет, не прекратить эту братоубийственную войну, пожирающую их детей, а
"дать сыновьям каски и бронежилеты" и всучивают в руки несмышленой
девочки плакат "Дайтэ тату танк!".
- Это они, наши братья и сестры - и
кровные, и духовные - сначала окрестили нас "ватниками",
"сепарами" и "колорадами", а потом и вовсе отказались,
обретя, как им диктует их воспаленный
мозг, новые "родственные души" среди поляков, чехов и словенцев.
- Нет. Мы - не сумасшедшие! Народ
Донбасса - это коллективный доктор, который в точном соответствии с
"клятвой Гиппократа" взял на себя священную обязанность -
"купировать" эту страшную болезнь под названием "национал-фашизм" и уберечь себя, да и их тоже, от этой гибельной заразы.
Если же разделить поровну ответственность, то следующим шагом станет
признание... обоюдной вины. Ну, а дальше-то
что?
- Сдаваться, проситься обратно, надеясь на воду, газ, электричество?
- Идти на поклон к тем, кто самолично заварил эту "кровавую кашу"?
- Пустить в родной дом тех, кто поднял руку на некогда "своих"
граждан, кто отобрал жизни у одних и обрек
на страдания других, а теперь готов (ли) подать милостыню и сжалиться?
- Продолжать ругать военных, новую власть, которые "рядом",
вместо того, чтобы помочь им, поддержать тех, кто защищает город и его жителей?
Кто сражается и гибнет?
- "Обобщать и клеймить"
всех на примере увиденного пьяного или нагрубившего ополченца и за частным не видеть
общее? - Но тогда, наблюдая за фигурами "страждущих и жаждущих" у
"Ларисы", можно принять за среднестатистического кировчанина "убогое существо с синим носом,
обезображенным лицом и нечленораздельной речью".
- Обрушивать свой "праведный"
гнев на представителей власти, вменяя им в вину отсутствие воды, электричества?
Но, ведь, трансформаторные и водозаборные станции, жилые дома, школы и сады
разрушены, а линии электропередач подорваны по приказу того, к кому некоторые
относятся уже "вроде бы и не плохо"!
- А как же принесенные жертвы? Моральные
и физические страдания? Куда деваться от двух пар открытых и веселых детских
глаз, глядящих с перечеркнутых траурной лентой фотографий? Как быть со своим
выбором, со своими принципами, со своей историей, в конце концов?
- Или кто-то всерьез думает, что знамена
с изображением Бандеры и Шухевича, яроши, тягнибоки, ляшки, фарионы и вся эта националистическая
шушера останутся там, в Киеве, а здесь они позволят людям жить по своим
законам? Чтить свое прошлое и своих героев? Не признают "коммунистической
пропагандой" и не сожгут замечательную книгу Софьи Януш-Жарко
"Повесть о Голубовке"? Не
оставят русский язык только для анекдотов и сплетен на кухне? Снова переименуют
"Голубивку" в "Кировськ"? Не снесут памятники Ленину,
Кирову и памятный знак Ю.С.Шавве? Оставят нетронутой фигуру исполина-шахтера на
въезде в город? Не погасят "Вечный огонь" и не надругаются над
пятиконечной Звездой - символом нашего с вами патриотизма? Не дадут нашим
улицам имена своих кумиров-упырей и вождей-живодеров, а потом не пройдут по ним
факельными шествиями? Не учинят жестокую расправу над теми, кто восстал против
них и кого они людьми-то не считают - так, "ватники", "колорады",
"москали"?
- Нет, победи они - и в родной город вошли
бы не освободители, а оккупанты, которые погрузили бы его в пучину насилия, разврата,
хаоса... Вслед за ВСУ, словно стервятники,
прибыли бы карательные подразделения - последователи УПА - а уж эти парни
лишены таких "ненужных" сантиментов, как сострадание и милосердие.
Они воспитаны на "героическом" прошлом боевиков Шухевича. Приобрели
кровавый опыт в рядах "Правого сектора", "Торнадо",
"Азова", "Днепра"... Для них "Волынская резня" - не
факт геноцида, а "героический" эпизод борьбы за "самостийность".
Топор в их руках - не домашний инструмент, а орудие "зачистки",
который без колебания обрушивается на головы всех инородцев и "зрадныкив":
мужчин, женщин, стариков, детей...
Страх от возможных обстрелов заменил бы
ужас от перспективы встречи с ними на улицах, в магазине, в подъезде... Дискомфорт и мытарства из-за отсутствия воды,
перебоев с электричеством показался бы сущей мелочью на фоне страха ожидания
появления на пороге твоего дома незнакомых вооруженных людей. Помните совсем
недавние т.н. "люстрации" в городах "их" Украины? Покойного
Сашка Билого и устроенный его сподвижниками "костер" в Доме
Профсоюзов в Одессе? Помните рассказы возвращенных из плена покалеченных и
изуродованных земляков - и ополченцев, и мирных жителей?
В повседневной жизни наружу вырвались бы
такие вечные, к сожалению, человеческие пороки, как зависть, клевета, доносительство,
мстительность и сведение счетов. Не дай, Боже, кому-нибудь, кто готов встречать
"хлебом-солью" тех, "кто за Бахмуткой" и надеется на
"милость победителя" однажды услышать: "А ну, дружэ, доказывай
нам, шо ты щирый украинэць..." и увидеть протянутую руку с топором!
-
Думаете - это преувеличение? Фантазии?
- Нет. Кумирами в борьбе избирают
(насаждают) личности не за их фотогеничность и человеколюбие, а за те цели,
которые они ставили и какими способами боролись за их достижение...
Почитайте еще раз внимательно,
поинтересуйтесь, какие цели ставил Степан Бандера, против кого, в союзе с кем и
какими методами боролись боевики УПА
Романа Шухевича. Сам только недавно обнаружил в интернете ранее неизвестные
мне факты, просмотрел фотографии, относящиеся к "Волынской резне" -
этому позорнейшему эпизоду в истории УПА - мурашки по коже (да, жалела нас
родная коммунистическая партия и старики из Политбюро): растерзанные,
расчлененные, обезглавленные тела; беременные женщины с выдернутым плодом и
зашитым в утробу... котом или кроликом; закопанные в землю по горло люди и
идущие по этому "полю" "косари", срезающие головы;
обеденный стол в крестьянской избе, на котором среди бутыли самогона, головки
цибули и шмата сала лежат отрезанные с выколотыми глазами и разрезанными до
ушей ртами головы членов семьи: отца, матери, детей; прибитое к двери гвоздями
тело младенца...
Даже описывая это испытываешь смешанные
чувства ужаса, ненависти и жажды мести... Они ведь, в большинстве своем, не
расстреливали("слишком легкая смерть!"), а резали, рубили,
распиливали...
И не надо сентенций типа: "поляки
сами виноваты". Виноваты? - Судите, наказывайте! Сражайтесь и побеждайте,
но в бою, против вооруженного противника! Зачем же так запредельно жестоко - против
безоружных и мирных селян? К тому же подобная участь ждала и тех украинцев, у
кого, к несчастью, поляком оказывалась мать (отец), кто остался человеком и
прятал несчастных. Добиться снисхождения такой "зраднык" и "нэчыстый"
мог только одним поступком - зарубить своего родителя, брата или сестру...
Позже, подобное злодейство бандеровцы
применяли уже против своих сограждан-украинцев...
Желаем мы повторения этого?!
Я очень хочу, чтобы печатались и выходили в свет стихи таких людей, как
Оксана, как моя учительница Валентина Павловна - умных, одаренных, талантливых,
принявших идеалы "Весны-2014" на Донбассе! Разные они могут быть, их
стихи - веселые и грустные, легкие и серьезные, обыденные и философские... Но
апофеоз, кульминация обязательно должны быть жизнеутверждающими!
Потому, что пока за тыном война, главная цель - Победа!
Потому, что строка поэта в этой борьбе - оружие!
Лично я пошел бы с такими стихами в школы, в Дом Милосердия, к военным,
к горожанам. Это же здорово - поделиться результатами своего таланта с людьми!
Вселить в них Веру, поддержать Надежду, не дать угаснуть Любви!
"Сила в правде, в том, что мы стоим,
За свой дом, за веру и Отчизну.
Сила в правде, значит, победим!
Пусть даже ценою своей жизни."
(О.Сиренко).
Необычная война. Необычные впечатления...
Но, какие умные, талантливые, мужественные
и терпеливые люди, мои земляки!
P.S. Вот бы туда,
в Кировск. На мамину кухню. На табуретку у стола перед окном, за которым
раздаются взрывы мин и снарядов, совсем не на долго, хотя бы на час,
переместить одного из тех, кто развязал эту ужасную войну - Петра Порошенко -
президента Украины, "миротворца" (помните его обращение к народам
Донбасса во время инаугурационной речи:"Я приду к вам с миром!") и,
как пишут его биографы, "почитателя таланта Клода Монэ"..
Пусть послушает мою маму - русскую женщину, родившуюся и выросшую на Ярославщине,
дочь погибшего на войне советского солдата и племянницу одного из освободителей
советской Украины от фашистов, прожившую 60 лет на Донбассе, вложившую свой
труд в процветание города, полюбившую эту землю, родившую на ней троих детей, похоронившую
здесь свою мать, брата, тетку, ставшую бабушкой и прабабушкой, и не желающую
покидать родной Кировск, не смотря на предъявляемый ей "серьезный аргумент"
- раздающиеся за звуконепроницаемым "двухкамерным" стеклом взрывы...
Пусть придут на эту встречу наши соседи Виктор и Наталья...
Пусть почитает стихи двух кировчанок...
Пусть прочувствует этот эстет, что такое "импрессионизм по-украински".
Не тот, что в Лувре на холсте талантливого живописца, а тот, что в реальной
жизни жителей небольшого шахтерского городка
- граждан некогда одной с ним страны...
март-июль 2017 года.
Кировск-Москва.