Устали бояться, устали плакать, перестали верить в мир

  Вот уже седьмое лето для нас фронтовое. Если в Луганске люди стали забывать, что такое война, Первомайск, Стаханов, Кировск под прицельным огнём врага. Посёлки Золотое-5, Фрунзе, Донецкий просто не сходят с военных сводок. Шесть лет погибают люди. Многие навсегда остаются инвалидами. А подвалы домов уже давно перестали быть местом укрытия. Устали бояться, устали плакать, перестали верить в мир. Но всё же надежда ещё теплится в сердце каждого.
  «Вчера влетела, посмотрите, как она деформировалась, – начала рассказывать женщина, жительница посёлка Голубовского, показывая наконечник снаряда. - Как мне рассказали, вот это белое – там какое-то вещество, оно отравляет воздух. Вот сколько разных осколков от снарядов. Они просто лежат. Вот это пуля, которая влетела в это окно. Много, которые в деревья. Эта мелкая, которая в песочнице была. Ребёнок понимает. Это лишь маленькая часть. Некоторые муж повывозил, а которые с 14-го года, где-то там валяется коробка целая. Там осколки и от «градов» есть, и от всего», - рассказала Юлия Ерунова, жительница посёлка Голубовского.

  На вопрос, стреляют ли, отвечает, что регулярно, каждый день. «Последнее время, наверное, с месяц уже, нам не дают даже в огород выйти. Регулярно, начало шестого утра. – Продолжила свой рассказ женщина. -  Если более менее прохладно -  это обязательно в обед и вечером  в 6 часов. Можно сверять время и забегать. По словам военных, это, говорят, БМП-2 чаще бьёт. Пули мы уже не считаем, потому что они летят везде. Все плодово-ягодные деревья, всё повреждено, всё абсолютно. Дома. Целенаправленно, получается, по нам бьют. Они не бьют не по позициям военных, потому что их здесь нет. В тех сторонах, где они есть, они туда не бьют. Они бьют именно по нам. Моя маленькая дочь знает уже всё, показывает, откуда стреляют. Говорит, это по мне стреляют. Она уже это понимает», - с горечью говорит женщина. 
  «Со стороны Орехово ВСУ ведёт обстрел Голубивки. Вот смотрите. Вот они БМП-2, ВСУ бьёт по Голубивке. Это вот, что нам присылают укропы. Посмотрите, это наконечники с «тридцатки». А это репортаж местного военного корреспондента. Он – не единственный, кто снимает обстрелы украинских силовиков на телефон.  
  «Прилетело позавчера в 9 часов вечера. У меня, в соседей. И вчера в 8 часов. Куда летят? Невыносимо уже дальше.. как дальше жить? Я не знаю.  Ночь переночую. А так, как начнут стрелять в 5 часов – невыносимо уже», – сбивчиво рассказывает о своём нелёгком житье-бытье пожилая женщина Валентина Матвиенко.
  А это уже реальность из жизни жителей соседнего Золотого-5. Рассказывает женщина, которая предоставляет своим соседям в качестве укрытия подвал своего дома. 
«Вот наша кровать, мы принесли, здесь спали. Маленькую кровать тоже принесли, здесь внучка спала. Здесь все размещались. Сюда приходили люди с Почтовой улицы и из-за путей даже. Тогда ж страшно было! Все близлежащие дома приходили сюда и все здесь спасались.  Ночевали.  Утром постели выносили на улицу, так как здесь сырость, на просушку, на забор вешали, подсыхало. Опять сидели вокруг дома. Потом в случае обстрела все сюда. Это всё было занято, все полки - первые, вторые. Постели здесь ещё стояли, были кровати и здесь раскладушки. И там ещё комната есть у нас. Всё было занято. Дети здесь были. Кто-то кушать принесёт – детей кормит. Здесь больные были, старенькие. Им тоже приносили, кормили. Когда было тихо, выходили, сидели возле дома на лавочках. Потом, если надо, снова сюда спускались. Потому что больной человек не добежит, не дойдёт сюда. Просто ложимся на пол и всё. Сейчас хаотично обстрелы ведутся. Тихо, тихо, а потом мгновенно может всё взрываться», – рассказала Нина Салькова, жительница Золотого-5.
«Я сплю – слышу, собаки воют. Я быстренько собак в коридор. Ну и сама сидела в кухне. И я села и сижу. И слышу – как громобахнет! А потом как треснуло - дым, пыль и всё в окно, форточка была открыта. Я испугалась. И не знала, что мне делать. И я почувствовала, что что-то в коридоре. Я стала открывать дверь – не могу открыть. Думаю, значит, собаки там погибли. Господи! Открыла дверь кое-как. Вижу в окно – собаки бегут на улице. Вышла, глянула – у меня окна все побитые. Я одна, не знаю, что мне делать. Отец погиб на фронте, мать – инвалид войны, брат на фронте. И я обратно мучаюсь тут», - поведала свою историю Марина Минаева, жительница Золотого-5.
«Не знаю, куда притулиться. То туда, то туда. Кто знает, куда. В подвал идёшь, а он как гугукнет! Я не знаю, как тут можно жить. Вообще разорвёт в подвале»,– жалуется на жизнь Неля Виташ, жительница села Березовское.
«Я собирался ехать по воду. Воды-то нету и ищем по посёлку. Думаю, пораньше поеду, а жена дома. Говорит, давай сядем чайку попьём, а потом поеду. Я согласился.  Я уже наладил всё, собрался. Только сели – как вдолбонуло по нам. Вскричала она. Посыпалась туда пыляка, мусор всякий. Окошко немного прикрыто было. Пластиковое. Ударило в стенку, всё поосыпалось», - о том, в какие ситуации приходится попадать, рассказал Василий Кривуца, житель посёлка Донецкого.
«Это в веранде было всё. Муж там лежал, волной ударило – эта дверь открылась. А он  в этот момент лежал под ступеньками», - рассказала жена Игоря Белецкого. 
Мужчина продолжил рассказ: «Как раз услышал свист, я повернулся и упал вот здесь под ступеньки, дверь была закрыта. Эта дверь меня спасла.  Взрыв был очень сильный. Дверь открылась  - и пыль на меня полетела. Но, слава Богу, живым остался».Разрушений в доме после этого выстрела немало.
Зеркало, которое висело в ванной, и всё до кусочка легло в ванну. Разбились окна в веранде. Дверь была стеклянная. Шифер был пробит, но сын помог и сразу поменяли. 
«Снаряд пролетел через двойное стекло, полетело по касательной, перебило двери, вылетело во входную и застряло там. Очень страшно. Дым, гарь, копоть какая-то, мазут  вонючий. Испугались очень, потому что дочка тут была. Она отдыхала после работы. Я сидела по телевизору новости смотрела. Но тут уж не новостей, потому что стена дрогнула, затрещали доски. В любой момент… Лупит сюда. Мирные жители… Никого не трогают.Люди старенькие. Детей нет почти. Всё равно лупят сюда», - посетовала на сложности прифронтовой жизни Людмила.
«Вот узкоколейная дорога. За насыпь ходить нельзя. Там стоят знаки «осторожно мины». Вон та посадка за полем - это уже контролируется Украинской армией», - начал рассказывать житель Донецкого Пётр Мельничук. 
«Бахало, трескало, в воздухе разрывалось. БТР стреляет зенитными снарядами. И рвётся в воздухе. Ну, мы с женой спим в дальней комнате, подальше от этих стен. Раньше я в этой спальне спал, а сейчас мы спим в зале– вроде вероятность попадания меньше. В шесть начинается у них (у силовиков ВСУ – прим.) боевая работа. Они начинают стрелять из всех видов. И со стрелкового. Подключается БТР. БТР отстреливает с этой позиции, потом переезжает – нам слышно, за путями, я же местность знаю, и начинает стрелять со стороны Орехово. В нашу сторону. Может, они не по людям, но летит к нам». 
На вопрос «Как спасаетесь?» бабушка Валентина Чернышова, жительница пос. Голубовское, ответила:  «В погреб бегим, биля погреба. Глянем, не стреляют – в хату заскочим. В хату стреляют, в кухню заскочим». Вот так приходится спасаться старикам, которые доживают свой век. 
Представители Генеральной прокуратуры ведут опрос пострадавших в ходе обстрела жителей.
- С какого направления вёлся обстрел?
 - Вёлся восновном с Новотошкоского.
- У вас дом расположен в прямой видимости?
- Да.
Этот год жители прифронтовых населённых пунктов называют кровавым. За 2020 год 3 человека погибли, 28 получили ранения. В том числе трое детей.