Наравне с мужчинами

Все дальше вглубь времен уходят те тяжелые годы, когда на угольных шахтах трудились женщины-горнячки. Лишь с восстановлением народного хозяйства их начали постепенно выводить из основных профессий, связанных с особым риском и тяжелым физическим трудом. Однако окончательно из шахт женщины были выведены в 1966 году.

Немало женщин трудилось и на шахтах нашего города. Они не отличались крепким телосложением и здоровьем, но были сильны духом. Просто диву даешься: сколько им пришлось пережить! А горнячки, которых уже остается все меньше и меньше, говорят, что жили, как все, и трудились, как многие. Сегодня мы расскажем об одной из таких женщин – Валентине Афанасьевне Клименко.

Она прожила долгую непростую жизнь. Родилась в 1932 году в трудное довоенное время, в селе Похалевке Славяносербского района, что рядом с пгт Фрунзе. Родители с малолетства приучали своих детей к труду. И Валентина рано узнала, что значит трудиться. Детства у нее, как у многих людей того поколения, не было, война сразу всех делала взрослыми. Жили трудно, питались скудно и много работали.

В 1950 году девушка вышла замуж за водителя из Голубовского рудника и переехала жить в рабочий поселок.  Родители помогли молодым построить дом, который и сегодня стоит на улице Западной. Вначале Валентина Афанасьевна немного поработала швеей в швейной мастерской. А когда у пары появились дочери Тамара и Ольга и нужно было думать, как их поднимать, пошла на шахту.

В то время многие женщины работали на угольных предприятиях. И Валентина Афанасьевна решила освоить самые свои «почетные должности». Работе на выборке на шахте №5 она отдала пять лет своей трудовой биографии.

– Вынимают уголь их шахты, пускают по ленте. А мы трое стояли в смену (их три было) и из угля выбирали камни породы. Это была трудная, пыльная работа. Работали в основном девчата, женщины, – вспоминает наша героиня.

 А потом эту шахту закрыли – и Валентину Клименко перевели работать на шахту «Бежановскую».

Здесь она работала лебедчицей. Замкнутое пространство, грязные туннели, простирающиеся на сотни метров под землей, боли в спине – несмотря на все сложности, женщина работала не покладая рук.

– Вначале было страшно, а потом привыкла. Я в подземной шахте на лебедке работала, вагоны груженые катала. На этой работе я проработала восемь лет, – говорит Валентина Афанасьевна.

Здесь от вдыхания пыли она заболела силикозом. Происходили за годы работы в шахте и другие случаи.

– У лебедки полетели «пальцы» – и она загорелась. Сгорел низ, меня там прихватило. Отправили в больницу. Не помню, сколько я там пролежала, пока выздоровела, – вспоминала Валентина Афанасьевна.

            Проходят годы, стираются в памяти события и лица. Но женщина до сих пор помнит, с кем ей довелось работать. Механик Николай Дмитриевич Турпитко, который всегда был очень добр и входил в положение работающей женщины, его жена Раиса Кирилловна всегда выручала. А директором был тогда Алексей Петрович Захаров.

По словам героини, она не выбирала работу полегче, а работала там, где было нужно. Заряжала аккумуляторные батареи электровозов, опускала в клети рабочих с поверхности непосредственно в шахту.

А когда женщин вывели из шахты,Валентина Афанасьевна продолжала работать на «Бежановской»,теперь уже на поверхности. Но работа была не менее тяжелой.

– Работала в кочегарке. По машине угля перекидывали. Отапливали бани и полностью административный корпус. А летом залезали внутрь котла и отбивали накипь. Там я и почувствовала, что теряю слух, – рассказала женщина.

 – Она получает пенсию, еще «силикозные». Потому что угарный газ был в той котельной. И уголь она получает льготный от государства, – дополнила рассказ ее дочь Тамара.

К сожалению, муж Валентины Клименко, который к тому времени перешел работать на шахту в Золотом, погиб в результате несчастного случая в забое в 45-летнем возрасте. Женское счастье она обрела еще раз с Василием, который стал заботливым отцом для ее дочерей.

         – Маме, конечно, было трудно. И с работой, и с нами. Перейдя на пенсию, она еще работала дояркой в Петровеньках. Дома у нас еще было большое хозяйство. Держали коров, свиней, кур, гусей. Но мы ей благодарны, что она воспитала нас трудолюбивыми. Это нам пригодилось в жизни, – говорит Тамара. – Собраться вместе сейчас, конечно, не получается. Но в День шахтера и сестра, и внуки звонят и поздравляют бабушку с ее профессиональным праздником.

Время неумолимо… Уже нет тех, кто был рядом в трудовых боях за уголь во времена ее молодости, с кем дружила долгие годы. Одолевают болезни – и в глазах женщины все больше печали. Но каждый день она встречает со словами благодарности Богу за то, что он подарил ей такую трудную, но удивительную жизнь, за то, что ее не забывают. Они, горнячки, заслужили того, чтобы потомки помнили о них и уважали их труд.

                                                                           Наталья Нечай

Комментариев нет: