«Самое главное – надо любить детей и свою профессию»

   Учитель - гордое звание, которое по жизни несут только самые достойные и заслуженные! Одна из них - учитель биологии Кировской многопрофильной гимназии Ольга Владимировна Жилик. Накануне своего профессионального праздника она была удостоена высокой награды – ей было присвоено почётное городское звание «Человек года» в номинации «Учитель года». Нам удалось взять интервью у Ольги Владимировны сразу же после церемонии награждения. Она рассказала нам свою историю учителя, мотивах выбора этой профессии, её главном правиле, трудностях и радостях учительских будней.

  - Ольга Владимировна, сегодня в вашей жизни произошло очень важное  событие – Вы были удостоены почётного городского звания, став победителем  городского конкурса «Человек года» в номинации «Учитель года» по итогам 2019-го  года. Мы Вас поздравляем от всей души.Этой награде предшествовал долгий путь ежедневного труда Настоящего Воспитателя, передающего каждому своему воспитаннику не только знания, но и частичку души. Почётное звание - высокая оценка Вашего вклада в обучение и воспитание подрастающего поколения! 

- Спасибо. Вы знаете, этот конкурс «Человек года» в нашем городе проводится с 2003-го года. И, наверное, значима в этом другая история. Так, что, несмотря на все сложности современного нашего существования, мы стараемся не просто существовать, мы стараемся жить, беречь свои традиции. И, несмотря на военное время, конкурс продолжает жить. И мне приятно, что по итогам 2019-го года, благодаря усилиям, я хочу это подчеркнуть, педагогического коллектива, коллектива  гимназии, в которой я проработала практически 30 лет, была номинирована  ещё раз на звание «Педагог года». Я благодарна всем учителям, я благодарна ученикам, потому что все достижения учителя зависят от того,  как на тебя отзываются дети, каким образом они тебе помогают в определённых конкурсах. Потому что все эти достижения  могут быть только  благодаря хорошим, замечательным ученикам. А у нас в гимназии ученики просто отличные!

- Насколько я поняла и насколько я помню, Вы не первый раз  удостаиваетесь  этого звания? Это так?


- Нет, я, собственно говоря, «педагогом года» городского конкурса была, помнится,  в 1-м конкурсе, в 2003 году, по результатам 2002-го года. Опять-таки, я говорю, что результат этот - совместный, всего педагогического коллектива, и самое главное – учеников. Потому что ученики побеждали в малой Академии Наук, в олимпиадах, разнообразных конкурсах. И эта традиция в гимназии держится изначально, когда только была образована гимназия. Есть опыт, есть наработки. Поэтому… Самое главное – есть коллектив, в котором поддерживают друг друга. 

- Понятно, что без  деятельности учителя  ученики не смогут достичь каких-то значительных результатов. И вот сегодня наша встреча проходит накануне Дня работника образования. Поэтому, пользуясь, как говорят, случаем,  хотелось бы ещё задать несколько вопросов, связанных  с Вашей педагогической деятельностью. Скажите, пожалуйста, Ольга Владимировна,  как Вы пришли в эту профессию?


- Вы знаете, наверное, приход в профессию педагога – это, как и артиста.  Артистом можно либо быть, либо не быть.  Потому что учитель – это, в принципе, театр одного актёра.  Потому что у него также есть зритель, благодарный зритель, которого он в ходе учебного процесса вовлекает, – это ученики. Ведь в детстве все играли в школу, и я – не исключение.  У меня были благодарные ученики – это моя мама.  Она была ребёнком войны.  Она, собственно говоря, не получила образования.  И, когда я пошла в первый класс,  учиться «Букварю» мы начали вместе.  Меня учили учителя, а я учила маму. И она была благодарным учеником. Потом моя мама работала в школе техническим работником, – и я всё время после уроков  бегала по пустым школьным коридорам, могла поиграть в настоящем классе,  представить учеников, а себя – их учителем. Как-то так с детства это перешло  во взрослую жизнь.  То есть я давно знала, что  буду учителем. Хотя стать  учителем  - не так  просто.  Потому что детей надо любить, в эту профессию надо прийти очень преданным человеком, преданным профессии, преданным детям.

И поэтому я хотела накануне праздника – Дня работников просвещения - поздравить абсолютно всех. Как  втеатре всё начинается с вешалки, так и в любой школе начинается  с технического персонала. Мы благодарны этим людям за чистоту и уют, мы благодарны завхозам за наш хороший мел, которым дети пишут на досках. Благодарны всем работникам детсадов, которые приводят к нам малышей. Я как учитель  старших классов  благодарна, наверное, работникам начальной школы. Всегда удивляюсь, как можно  научить ребёнка писать, усадить его за парту.  Я уже получаю как бы тот контингент  учеников, с которым  приятно работать. 

- Всем раздали благодарности. Да? Вы, по-видимому, очень скромный человек.

- Всем. Потому что  я очень люблю учителей. Потому что в любом государстве всё начинается с учителя. Не будет президента, если его не воспитает учитель. 

- Ольга Владимировна, вот интересно узнать, а как проходил у Вас выбор предмета?Это принципиально для Вас было? Или возможны были варианты?

- Я очень люблю путешествовать, собственно говоря. Но выбор предмета для меня – это было уже вторично. Главное - стать учителем. В нужный момент я просто на список записала все любимые предметы, вслепую выбрала - попала на географический. Потом ещё раз выбрала.  Таким же образом выбирала вуз. Я сама  из Полтавы. Рядом Харьков был, Киев совсем рядышком.  Можно было здесь получить образование.  Но я, будущий географ, выбрала незнакомый для меня край Украины. 

- Какой вуз Вы закончили?

-Я закончила Ворошиловградский педагогический институт.  От родителей место моей учёбы было очень далеко.  Закончила, естественно, географический факультет Ворошиловградского пединститута. Но, когда ты студент географического факультета, это не просто круто, а очень круто.  Потому что летние практики, дальние комплексные практики.  Каждое лето мы выезжали в различные уголки нашего края, чтобы в полевых условиях  изучить все многообразие природных явлений. Летние практики придавали учебе на географическом факультете неповторимый колорит. Именно в этом вузе я познакомилась со своим будущим мужем. Мы учились на одном факультете с первого курса. После окончания института нас распределили работать в Полтавскую область. Потом мы уехали  сюда, в г. Кировск. И этот город стал для меня родным. Здесь родились мои дети, внуки.

- Как проходила Ваша педагогическая деятельность  уже в нашем городе?

- Ну, я начала свою педагогическую деятельность с руководителя кружка в станции юных натуралистов, поскольку я ещё и биолог.  Специальность у меня географ/биолог. Потом работала 6 лет в средней школе №18 на Криничанке. И с 1991 г.  я работала сначала в средней школе №9, а потом гимназии.То есть, получается почти 30 лет на одном месте. 

- А вот скажите, интересно,  какие главные правила Вашей учительской деятельности?  У врача, например, «не навреди». 

-  Краеугольным камнем, наверное,  в педагогической деятельности,  самое главное – надо любить детей. Любовь она всё сделает. Надо любить детей, свою профессию,  И успех обычно приходит к тем, кто много трудится.  Я по натуре – трудоголик. 

- К Вам, наверное, в гимназию приходят молодые педагоги? Что Вы хотите им пожелать?

- Вы знаете, у нас в гимназии сейчас работают мои ученики.  То есть те, которых я учила, и у которых была классным руководителем, которые теперь занимают пост завуча.  То есть сегодня они меня учат.  И мне это очень приятно. Я хочу, чтобы они росли, чтобы они росли профессионально. Чтобы у них было всё хорошо.  Чтобы они были здоровы.  Все. И дети, и учителя, и родители. 

- Ольга Владимировна, спасибо большое за Ваши откровенные ответы. И интересные.  Наверное, этого времени недостаточно, чтобы Вы рассказали обо всём, что связано с Вашей работой.  Но, тем не менее, спасибо Вам. Ещё раз поздравляем Вас с почётным званием. Вы его заслужили.

- Ещё раз повторю в отношении того, что  награды удостоен весь коллектив. В школе, и в нашей, и в школах города, есть  масса учителей, которые достойны  подобного звания. Они сейчас работают все на пределе - новые программы, новые реалии. Всем нужно учиться. Это занимает очень много времени, очень много физических сил, духовных сил. Поэтому всем добра, всем здоровья, мирного неба.  И еще раз с Днём работников просвещения!

- С днём учителя Вас! Пусть нелёгкие учительские будни приносят Вам только радость и будут плодотворными. А ученики пусть будут усердными, старательными - такими, которыми можно гордиться!

Комментариев нет: