Я - УЧИТЕЛЬ!

 
  Что значит для меня быть учителем? Я не буду обращаться к истокам этого понятия, так как в разные времена статус учителя то возвышался, то падал. Неизменно только одно: учителем какой бы дисциплины ты ни был – ты тот, кто всегда рядом, тот, кто ведёт за собой, поддерживает, ошибается вместе с учеником, ищет пути решения, воспитывает, окрыляет и, в конце концов, выпускает во взрослый мир развитую, готовую бороться и добиваться высот, готовую также стойко держать удары судьбы личность.
  Мне, как учителю русского языка, недостаточно выпустить воспитанника, всего лишь грамотно пишущего. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ученик красиво и правильно говорил. Понимал, что, кому и как он говорит. Ведь речь, интонация, тон – это оружие, с помощью которого можно многого добиться. «Встречают по одёжке, провожают по уму» - старая поговорка, но тем она и привлекает, что, будучи сказанной много веков назад, она до сих пор не утратила силы и актуальности. 
  В то же время, как учителю литературы мне недостаточно видеть своего ученика с банальным знанием текста художественного произведения. Литературу нужно читать не только для того, чтобы знать, как зовут главного героя, какие обои в его комнате, в каком часу он вышел из дома. Без подробностей, конечно, не обойтись, но, разбирая текст на такие детали, можно упустить главное – концепцию произведения, его суть, его высшее назначение. А это значит - потерять связь с автором, ведь он хотел заставить пропустить через себя переживания персонажа, воспитать в читателе определённые качества, донести глобальную мысль. Такое чтение будет бесполезным. 
  Ведь не зря говорят, что равнодушие – паралич души. Я хочу воспитывать людей, умеющих анализировать, сопоставлять, умеющих делать прогнозы на будущее как в своей жизни, так и в жизни страны. Добиваюсь, чтобы чтение литературы не стало изучением предмета ради предмета, ради оценки.
  Работая двадцать лет в школе, я всё равно каждое утро повторяю себе: «Не бойся. Сегодня всё получится». Почему я так говорю? Потому что не знаю, как пройдут сегодня мои занятия. Несмотря ни на какие планы, урок всё равно «сделают» мои дети. И не зря ещё В.А.Сухомлинский в своё время писал: «Хороший учитель не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок». 
Оксана Полежай, учитель русского языка и литературы высшей категории Кировской СШ №1

Комментариев нет: