У ЖУРНАЛИСТА НА ВОЙНЕ НЕТ ИНДУЛЬГЕНЦИИ ОТ СМЕРТИ







Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!

Абсолютное большинство журналистов на войне – это люди, которые идут на войну, чтобы рассказать телезрителям, читателям, радиослушателям о том, что они видят. Рассказать о том, чего не могут увидеть, прочувствовать, пережить люди, сидящие по другую сторону телеэкрана, репродуктора или читающие газету. Это священная миссия любого журналиста на войне, который лезет вместе с военными в окопы, под снаряды. Он приносит в редакцию строки, пропитанные человеческой болью, кровью, дымом, пороховой гарью. Это человек, отображающий действительность, происходящую на передовой.
Действительно, эта профессия очень опасна потому, что журналист, находясь в одном строю с армией, подвергается такой же смертельной опасности, как и каждый военный.  Журналист на войне – это человек, у которого нет индульгенции от смерти. Потому что вражеский снайпер, мина, снаряд, бомба не действуют избирательно. И находящийся в боевых порядках журналист - такой же боец, как и все другие. Только у него вместо оружия в руках телекамера, блокнот, диктофон.
Война в Донбасс пришла, когда ее здесь никто не ждал. Мирные митинги и демонстрации каратели приехали разгонять на танках и БТРах, прилетели бомбить города на штурмовиках. Луганская земля стонала от разрывов, города рушились от бомбардировок. В это время на весь мир украинские СМИ вещали, что «боевики обстреляли сами себя».  Правда о том, что происходит в Донбассе, тщательно скрывалась. Первыми о происходящей действительности на шахтерской земле, кто на самом деле обстреливает мирные города, рассказали российские журналисты. Благодаря им мировая общественность узнала о том, что так тщательно скрывали каратели и их продажная украинская пресса. Поняв, что в этой информационной схватке россиян не победить словом, каратели пошли на кровавое преступление, беспрецедентный поступок, направили минометный обстрел на съемочную группу, чтобы та замолчала навеки.

«ВОЛОШИН, КОРНЕЛЮК» - БЕЖИТ СТРОКА.  «УБИТЫ ПОД ЛУГАНСКОМ. БЫЛИ РЯДОМ. ДВА ЖУРНАЛИСТА ВГТРК ПОГИБЛИ ОТ УКРАИНСКИХ СНАРЯДОВ»
17-го июня 2018 год – четвертая годовщина гибели журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Этот день стал одним из самых страшных для мирного поселка Металлист. Здесь не было военных баз и укрепленных объектов, здесь были простые люди, которые хотели жить и не звали в гости войну.
Летом 2014-го при наступлении ВСУ на Луганск в поселке развернулись самые кровопролитные бои. 10 мирных жителей и 9 бойцов ополчения отдали свои жизни в то роковое лето.
17-го июня 2014 года через поселок был объявлен гуманитарный коридор для гражданского населения. Киев пообещал прекратить огонь и позволить местным жителям покинуть зону конфликта. Но как только беженцы двинулись, их начали поливать огнем, и дорога жизни превратилась в дорогу смерти.
Съемочная группа ВГТРК, снимавшая репортаж об эвакуации жителей расположенного под Луганском поселка Металлист, также попала под минометный обстрел.
Обстоятельства, при которых погибли журналисты, ужасающие… Они снимали материал для вечернего выпуска «Вестей». Их задачей было  показать, работает ли официальный гуманитарный коридор для вывода беженцев из числа мирных граждан, об открытии которого так много говорил Петр Порошенко.
Около блокпоста сил сопротивления журналисты заметили горящую машину и находившихся возле нее беженцев. Репортеры остановились, чтобы опросить людей. Оператор Виктор Денисов отошел к стоящему поодаль БТРу, чтобы снять план – что и спасло ему жизнь. В следующую минуту начался минометный обстрел по группе, к которой примкнули Игорь Корнелюк и Антон Волошин. По словам очевидцев, мина разорвалась рядом со съемочной группой. Те, кто стрелял, не могли не видеть ни беженцев, ни журналистов со знаками «ТВ».  И даже если предположить, что враг не видел представителей СМИ и колонну гражданского населения, покидающего поселок, то вопрос - почему ВСУ стреляли по гуманитарному коридору, все равно остается открытым.
Корреспондент Игорь Корнелюк был тяжело ранен и скончался в больнице. Несколько часов атаки украинских силовиков на поселок Металлист ничего не было известно о судьбе Антона Волошина. Он считался пропавшим без вести, еще была надежда, что он смог спастись. Но поздно вечером поступило трагическое известие… Тело Антона Волошина опознал единственный выживший член съемочной группы – оператор Виктор Денисов.
- От пули российского солдата ни на одной из войн еще не погиб ни один корреспондент, который работает на противоположной стороне. Это уникальный факт, - говорит Виктор Баранец, российский военный журналист, публицист, писатель, полковник в отставке. - А вот с той стороны прилетает смерть. Я считаю, что надо радикально поменять международное уголовное право, когда бы за убийство журналистов применялась смертная казнь. Только тогда у человека, который добывает правду среди огнедышащего вулкана войны, может быть, появится какая-то надежда, что нас перестанут убивать.
Трагическое известие о гибели журналистов тут же облетело весь мир. Их коллеги с ВГТРК тут же высказали предположение, что Корнелюка и Волошина могли убить преднамеренно, и были правы.
- Наших коллег - журналиста ВГТРК Игоря Корнелюка и видеоинженера Антона Волошина не вернуть. Но очевидно одно: огонь украинские военные зачастую ведут без всякого разбора, - такое сообщение появилось на сайте «Вестей» в тот роковой день.
Позже стали появляться первые доказательства преднамеренного убийства.
Таксист, подвозивший журналистов холдинга ВГТРК к поселку Металлист, сообщил о том, что они попали под обстрел практически сразу, как только вышли из машины.
- Мы стояли на посту ГАИ на въезде в Металлист. Журналисты вышли на дорогу заснять бой. Буквально через минуту в них попало несколько мин, прямо в то место, где они стояли, - сказал таксист.
На произошедшее с российскими журналистами отреагировало российское отделение Human Rights Watch (HRW). Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также не исключает, что гибель журналистов ВГТРК могла быть умышленным убийством.
 - Во всем мире человек, который выполняет свой профессиональный долг, долг журналиста, имеет опознавательные знаки. Он должен быть защищен. А здесь складывается впечатление, что уже не разбирают, против кого применяют оружие, а может, умышленно уничтожают тех людей, которые раскрывают правду, высказывая и другую, не угодную нынешним киевским властям точку зрения, - заявила Матвиенко в эфире телеканала «Россия 24».
- Их выслеживали. Кроме минометчика по ним работал снайпер. Их нужно было заставить замолчать. От них мы узнавали правду о братоубийственной войне, которую Киев развязал на востоке Украины. Буквально каждый час приносит новые доказательства того, что наши коллеги стали жертвой целенаправленной преступной охоты, - рассказал корреспондент Артем Кол.
- Я убежден, что это был прицельный выстрел. Возможно, это был пеленг по мобильному телефону, в принципе в хорошую оптику можно разглядеть ребят. Мина сработала над их головами, - отмечает оператор Первого канала Роман Хроленко.
Убийство журналистов МИД России в официальном заявлении назвал «ужасной трагедией».
«17 июня под Луганском произошла очередная ужасная трагедия. В результате минометного обстрела украинских силовиков по месту, где отсутствовали какие-либо военные объекты… Гибель российского журналиста (на тот момент было известно лишь о гибели Корнелюка) вновь убедительно показала всю преступную сущность сил, развязавших карательную операцию на востоке Украины, в результате которой продолжают гибнуть мирные люди, - говорится в сообщении.
МИД также потребовал от властей Украины провести объективное расследование данной трагедии, строго наказать виновных.
В то же время генпрокуратура Украины тут же заявила, что потерпевшие сами виноваты в своей смерти. Кроме того, по мнению украинских сыщиков, минометный обстрел начали ополченцы. Абсурдности данного заявления просто нет предела! Как может жертва убийства быть виновна в своей смерти? Как могут начать первыми минометный обстрел те, у кого на тот момент из вооружения было только стрелковое оружие?
Статус журналистов в горячих точках прописан в Женевской конвенции. В части защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Отдельная статья касается работы сотрудников средств массовой информации. Ее номер – 79. Тут однозначно прописано, что "журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица". Как и все гражданские лица, репортеры не подлежат воинской дисциплине и не должны быть целью для атаки или репрессий любой из сторон конфликта. Но слово, написанное от слова сказанного, тем и отличается, что не всегда соотносится с реальностью.
До гибели журналистов ВГТРК украинские власти десятки раз нарушали право российских и иностранных журналистов. В ход шли все методы: отказ от аккредитации, похищения, незаконное выдворение, избиения и угрозы убийством. 
14 июня 2014 г. в Днепропетровске украинские силовики задержали журналистов телеканала «Звезда» - корреспондента Евгения Давыдова и звукоинженера Никиту Конашенкова. В момент задержания журналисты направлялись в аэропорт для дальнейшего вылета в Москву. Сразу после задержания журналистов руководство телеканала «Звезда» обратилось к президенту Украины, СБУ и министерству юстиции страны с требованием незамедлительно освободить сотрудников, находящихся на территории Украины в официальной командировке. Сотрудники телеканала после заявлений российского МИДа были отпущены и возвращены в Россию 16 июня. 
6-го июня члены съемочной группы «Звезда» Андрей Сушенков и Антон Малышев также были задержаны подразделением национальной гвардии в районе Былбасовки недалеко от Славянска. Сушенков успел сообщить по телефону продюсеру телеканала в Москве, что они проходят досмотр на посту нацгвардии и у них отобрали все документы. После этого связь с сотрудниками телеканала оборвалась. Позднее в нацгвардии Украины сообщили, что российские журналисты задержаны по подозрению в сборе информации о блокпосте и переданы представителям СБУ для уточнения обстоятельств и цели пребывания вблизи блокпоста. В ночь на 9 июня журналисты были на границе переданы российским дипломатам.
18-го мая была задержана съемочная группа телеканала LifeNews. Украинские военные задержали журналистов по обвинению в сотрудничестве с террористами. Москва в лице главы МИДа Сергея Лаврова назвала такие обвинения бредом и потребовала немедленно отпустить журналистов. Также с просьбой освободить Сайченко и Сидякина выступила ОБСЕ. Президент России Владимир Путин во время визита в Китай заявил, что все обвинения в адрес журналистов беспочвенны. Переговоры по освобождению съемочной группы телеканала на протяжении нескольких дней вели представители главы Чечни Рамзана Кадырова. В ночь на 25-е мая журналисты были освобождены и вывезены в Россию.
25-го апреля в Донецке сотрудниками СБУ были задержаны, а затем депортированы из страны члены съемочной группы телеканала Юлия Шустрая и Михаил Пудовкин. Корреспондентам заявили, что их нахождение на территории Украины угрожает ее целостности и безопасности.
В ночь на 17-е апреля в Мариуполе была задержана другая съемочная группа LifeNews. Журналистка Кристина Бабаева и оператор Мария Поваляева были доставлены в отделение милиции, где их допросили. В общей сложности Бабаеву продержали в отделении более 18 часов, после чего отпустили. Поваляева была отпущена утром 18-го апреля.
Под обстрел на территории Украины попадали также журналисты и других СМИ. В частности, 9-Мая в Мариуполе внештатный оператор агентства Russia Today Федор Завалейков во время видеосъемки штурма украинскими силовиками здания мариупольской милиции получил огнестрельное ранение в живот, после чего был прооперирован в местной больнице и доставлен самолетом в Москву.