МИР ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ ИРИНЫ ЛЁДЫ

 Путь к профессии

  Эту темноволосую подвижную женщину с  внимательным, чуть прищуренным  взглядом добрых глаз и неизменно фотоаппаратом в руках хорошо знают кировчане: кто лично, а кто – по частым встречам. Она – всегда в центре событий, там, где происходят главные действия. И потом именно её фотоснимки первыми появляются в сети, на сайтах отдела образования, культурных учреждений. Уже более 33- х лет Ирина Лёда передаёт мастерство фотосъёмки кировской детворе.

  Наблюдая за ней в ходе работы во время мероприятий, я всегда удивляюсь её профессиональной сноровке, умению быстро выбрать наилучшую диспозицию, не упустить важный момент, выбрать нужный формат фотоснимка – и при этом для окружающих остаться почти незамеченной.

  «Лёда Ирина Викторовна - это руководитель творческого объединения ЦВР «Синяя птица». Она имеет большой педагогический опыт и стаж. В том числе она работает с ребятами в таких творческих объединениях, как «Фотостудия», «Мир через объектив» и «Юный журналист», - рассказала о своём сотруднике директор ЦВР «Синяя птица Людмила Слободян.

   Она также подчеркнула, что Ирина Викторовна со своими ребятами являются постоянными участниками всех конкурсов, которые связаны с фотографией. «Презентации, ролики, видеофильмы, фотографии – это те продукты, работы, которые делают воспитанники Ирины Викторовы или она сама лично», - добавила она. Ни один конкурс, по словам руководителя, не был безрезультатным. Все конкурсы имеют призовые места – 3-е, 2-е, но чаще – первые. Директор говорит, что гордится тем, что Ирина Викторовна работает в этом учебном заведении, и её воспитанники. Коллеги отмечают, что ребята очень любят этого педагога. По-видимому, за то, что она сохранила свою непосредственность, свою доброту, и все эти годы учит детей видеть прекрасное  в любой мелочи.

  «Она сама тонко подмечает все прекрасные моменты  нашей природы, человеческие качества и старается это передать через фотографию. Фотографии Ирины Викторовны отличаются добротой, яркостью, самобытностью, оригинальностью, неповторимостью и нестандартностью. Когда мы смотрим её фотографии, а мы устраиваем выставки работ этого педагога, и работ её воспитанников, то мы наслаждаемся ими действительно как произведениями искусства. Ирина Викторовна – очень добрый человек, который придёт на помощь всегда,  и взрослым, и детям. Дети её любят, и коллеги точно так же, уважительно к Ирине Викторовне относятся. Она имеет заслуженный авторитет  у родителей своих воспитанников», - сообщила Людмила Слободян.

   Ирина считает, что ей посчастливилось, так как любимое занятие, к которому легла её душа ещё в детстве, стало её профессией.

  «Мне, наверное, насчёт этого повезло. Потому что, когда я была ещё в 7 классе, я пришла в Дом пионеров выбирать себе кружок по интересам. И случайно заглянула к Агееву Евгению Алексеевичу, который раньше работал в редакции, а здесь вёл фотокружок. Я увидела в лаборатории, как висели, сушились плёнки, стояли увеличители, лежали фотоаппараты. И, наверное, что-то закололо в груди. Заиграло что-то такое. Так мне захотелось заняться этим увлекательным делом», - рассказала о зарождении чувства к будущей профессии Ирина Лёда.

  Женщина с большой благодарностью вспоминает своего первого наставника Евгения Агеева, считает, опять-таки, что ей повезло, что такой человек в нужный момент встретился ей на жизненном пути. Ведь с помощью учителя  за короткий срок можно усвоить опыт целой человеческой жизни и пойти дальше.

  «Он привил мне любовь к фотографии. Наверное, это так и останется. Потому что он был очень хороший специалист и замечательно преподавал ребятам. К нему почему-то всегда хотелось идти на кружок», - дальше вела свой рассказ моя героиня. 

  Вероятно, мудрый наставник уже тогда заметил в любознательной и смышлёной девчонке качества будущего фотографа, учителя. И не ошибся

  Что здесь? Профессия выбрала человека, человек ли – профессию? Но то, что Ирина Викторовна на своем месте, не оставляет сомнений.

  Нельзя не сказать и роли семьи, семьи родителей, в формировании Ирины как личности. Она родилась в простой рабочей семье, в которой ценились добрые и сердечные отношения. Училась девочка в четвёртой и тринадцатой школах.

Главное достояние – её воспитанники

  Потом был период обучения в Луганском профессиональном училище, после окончания которого она получила специальность оператор станков с программным обучением. Но тянуло её совсем в другую сферу - параллельно девушка посещала фотостудию. Ей мечталось стать руководителем фотокружка. 

Вернувшись в город после окончания училища, Ирина решила не испытывать судьбу и намерилась найти себе работу по зову души. Её радушно приняли руководителем фотокружка в ДК им. Ленина, а затем – предложили вести кружок в станции юных техников городского отдела народного образования. С этого времени началась её педагогическая деятельность. Сколько воспитанников за эти годы прошли через мастерскую опытного педагога Лёды, трудно даже представить. Всех их она вспоминает с любовью и благодарностью.

«Много работы за все эти годы проработано. Много фотографий очень сфотографировано. У меня, практически, если взять поколения кировчан, люди, которые растут, рождаются, вырастают, женятся, у меня очень много воспитанников. Много поразъезжалось. Некоторые из них за это время уже и уехали в Москву и приехали из неё, уже дети у них, а кое у кого и внуки – они были у меня на кружке. Вот на этом фотоснимке мои любимые ученицы Оксана и Виолетта. Им уже по 30 и они - мамы». 

На вопрос об успешных учениках, Ирина Викторовна ответила, что таких много.

«Кравцов Кирилл, например,  сейчас очень хорошо фотографирует. Два брата их, это Кравцовы Сергей и Кирилл. Повезло Кирюше больше. У него сейчас фототехника покруче, чем моя в 2-3 раза. Он работает с ней, в России живёт, и даже обещает мне привезти что-нибудь от своей фотостудии. Он свою фотостудию держит - фотографирует свадьбы, фотографирует мероприятия. Зарабатывает на этом деньги. Так что занятия в кружке пригодились». 

У Ирины Лёды есть мечта – сфотографировать своих учеников, фотографии которых она хранит в своём архиве, «по нарастающей», десятки лет спустя, сделать такое путешествие во времени. 

«Я очень рада всех видеть. Пускай заходят с удовольствием, я всегда всем рада и очень ещё хочется пофотографировать, как говорится, по нарастающей. Вот у меня есть фотографии, когда они были помладше, и хочется сейчас пофотографировать их сегодняшних. Этих же людей и детей. Для меня они всё равно дети. Хоть им по 30, 40 лет, как говорится. И хочется сделать летопись, наверное», - пооткровенничала Ирина. Так что заходите, бывшие ученики Ирины Викторовны, на памятный фотоснимок!

На смену взрослым ученикам приходят нынешние. Вокруг Ирины Викторовны всегда много ребят. Они заходят к ней в ЦВР при каждом удобном случае. И, конечно же, всегда заходит речь о мастерстве фотоснимка.

Вот и в этот день, когда я беседовала с педагогом в её кабинете, забежали, просто так, её воспитанницы Кристина и Алина, учащиеся профессионального лицея. Первые вопросы – об их житье-бытье. И потом разговор, конечно же, зашёл о фотоснимках, о прошедших и будущих конкурсах. И я попросила Ирину провести маленький мастер-класс выполнения фотоснимка, тем более, что и мне как журналисту он не помешает.

«Сначала, для того, чтобы включить фотоаппарат, нужно всегда проверить объектив. Чистый он, не чистый - всегда вытереть тряпочкой без ворса. Только не влажной. Только теперь здесь включаем of - on. Всё, мы включили. На этом фотоаппарате, чтобы перейти на камеру смотровую, нажимаем кнопочку. И вот уже засветился экранчик. Можно выйти со смотрового окошка на полный экранчик. И вот мы видим наших гостей. Сфотографируем. Вот, понятно? А, ну, давайте, пробуем». 

Девочки внимательно следят за действиями учителя. Но, когда фотоаппарат в руках профессионала, всё просто. Гораздо сложнее сделать это всё самому. К счастью, кажется, всё получилось. 

«Я хожу  на этот кружок с начальных классов. Мне здесь очень нравится. Здесь увлекательно. Здесь очень хорошо всё объясняют. Здесь интересно. Много призовых мест получаем. Ирина Викторовна Лёда  - замечательный педагог!», - рассказала Кристина. Алина, которая начала посещать кружок только недавно, дополнила: «Она очень хорошо объясняет, лучше всех, у кого я была. И ещё она  хорошо очень относится к воспитанникам. Не кричит, если что-то не понятно. Она объясняет очень хорошо». 


«Фотография. Замирает время здесь и сейчас»

В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны, города и каждой семьи.

Для кого-то фотография стала  профессией, для других —  возможность  заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Фотокружок позволяет участникам близко познакомиться с процессом фотографии. Здесь ребята объединены общим интересом к фотографии, учатся извлекать полезные знания, принимать самостоятельные решения, решать творческие задачи. 

Детям, конечно, очень нравится посещать кружки. Здесь никто не сидит за партами и не скрывает от учителя невыученное. Все демократично, просто и раскованно. На занятиях Ирины Викторовны – особенно. Постоянные экскурсии, выезды и выходы в парк на природу, где дети учатся разглядывать в лужах не только воду, а в небе не только облака. Что ещё может быть лучше?

Когда учреждение работает в штатном режиме, руководителю творческих объединений Ирине Викторовне скучать не приходится. Занятия она проводит не только в центре, но и непосредственно в школах, в том числе и поселковой. 

Ирина Викторовна рассказала, что на данный момент у неё обучается 40 детей. Это ребята из школы №18, школы №1. Особенно преподавателю по душе работать с казачатами. Потому что они открыты и подготовлены для такой работы, хорошо позируют. С ними получается продуктивно работать: и видео снимать, и слайд-шоу делать.

Но особый расчёт она делает на ребят постарше. «Вот старшенькие у меня ребята есть, они из училища, техникума, старших классов школ – такая сборная команда. Этих я уже беру большинство именно по работе, с ними мы больше работаем на репортажной съёмке. Я их могу спокойно с собой повести на концерт - и я знаю, что они не хуже меня сфотографируют, и я смогу отчёт предоставить отличный и быть уверенной, что их фотографии будут не хуже, чем мои».

Эти ребята помогают учителю работать на всех мероприятиях, вместе они фотографируют и большие репортажи, и макросъёмку делают, портреты, ходят на пейзажи, и натюрморты. Учатся всему, так как работают абсолютно на разной технике. Ирина Викторовна объясняет, что сейчас они, как и вся современная молодёжь, перешли на фотосъёмку «цифровой кадр». У ребят абсолютно разные камеры. Есть и покруче, чем у руководителя. И они работают с большим удовольствием. Да, - откровенничает педагог, - есть ребята, которых нужно немного подталкивать, чтобы они не ленились. Но на то и педагогика. Ирина Викторовна работает с детьми, чтобы они сейчас, когда стоит красивая осень на дворе, всё это запечатлели. И чтобы потом больше работ можно было направить на любой конкурс. Ребята и сами заинтересованы поучаствовать в состязаниях, так как денежные призы они получают довольно неплохие. 

Младших ребят в первой школе Ирина Викторовна обучает новой журналистике и работе в фотостудии. Они учатся делать стенгазету, сочиняют стихи. Как говорит руководитель, пытаются сделать что-то такое, где нужно немножко включать голову - сочинить представление, поздравление взрослого человека.

Специфика кружка позволяет развивать в детях такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребята тренируются в решении проблемных ситуаций, идёт становление их характеров. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Учащиеся приобрели знания из истории фотографии, имеют представления о компьютерной графике; приобрели понимание основ фото и видео съемки, знают, какие режимы фотосъемки существуют и какой они дают эффект.

Сегодня Ирина Викторовна - опытный педагог, в арсенале которой много своих оригинальных средств обучения. Своим воспитанникам она передаёт свои самые сокровенные профессиональные секреты. На вопрос о том, как ей удаётся добиться в своих работах такого эффекта, что они у неё похожи на картины, произведения искусства, что нужно, чтобы они получились такими, она ответила:

- Терпение. Очень много терпения. Потому что сфотографировать бабочку или цветочек на ветру – это достаточно долго надо удерживать фотоаппарат, ждать, когда этот ветерок перестанет дуть, погоняться за бабочкой, чтобы она никуда не улетела. Это трудоёмкая работа. Попробуйте сфотографировать так, чтобы она осталась на месте. Это тяжело. Вот мы частенько макросъёмку делаем, когда пчёлок, бабочек фотографируем - это очень напрягает детей, у них терпения не всегда хватает. А, улетела - психанула и убежала. Нет, возвращаю: пробуйте, дерзайте, пока хотя бы один кадр не получится так, как надо. 


Жизнь продолжается

За эти годы Ирина Викторовна постоянно совершенствовала своё профессиональное мастерство. В первое время работы высшее и вообще педагогическое образование не особо требовали, главное, чтобы человек, который ведёт кружок, хорошо знал тот предмет, то дело, которое преподаёт. Но потом такие требования стали предъявлять - и Ирина уже в зрелом возрасте закончила Луганскую государственную академию культуры и искусств имени М. Матусовского по специальности «Искусство фотографии. Фотожурналистика». 

В её профессиональном багаже множество побед, достижений и выставок.  Грамот и благодарностей – целые наборы в папках. Есть коллективные, есть лично Ирине и её воспитанникам. «Вот последние награды в этой папочке. Эту мы сейчас закроем, потому что я взяла и довоенные, и послевоенные. Так что мы не теряемся, мы продолжаем работу в любое время», - рассказывает наша героиня. Последние из конкурсов прошли в Стаханове,  в конкурсах, проходящих в Луганске, творческое объединение Ирины Лёды принимает участие ежегодно.

Конечно, новое время вносит свои коррективы в такой увлекательный процесс как фотография. Но Ирина Викторовна всегда отдаёт дань истории. Экскурсию по своему кабинету она всегда начинает с демонстрации старого фотоаппарата на штативе, своими мехами напоминающего аккордеон, и коллекции плёночных аппаратов советской поры («Смена 8М», и ФЭДы любого типа, «Зенит»). Понимает она и то, насколько бесценна бывает старая фотография, как фотодокумент, свидетельство дел и событий ушедшего времени и просто как человеческая память. 

«Хочется, чтобы это всё было интересно не только детям, но и родителям тоже. Потому что в жизни любая профессия - хорошая, красивая, интересная, но эта пригодится всегда. Знаете почему? И в семье, в которой подрастает ребёнок, любая бабушка и дедушка, которые при вас находятся, они должны остаться в вашей памяти живые, здоровые, красивые. И мне хочется сказать всем: фотографируйте, снимайте на видеокамеру – это всегда в жизни пригодится, и вам будет приятно посмотреть на своих родственников в живом красивом виде. Какие они всегда у нас есть». Вот именно такой призыв к кировчанам от специалиста фотосъёмки Ирины Лёды. Мудрый и правильный.

«На мой взгляд — для подвижного любознательного ребенка фотокружок может стать хорошим трамплином для выработки хорошего вкуса и наблюдательности,  фотодело не напрягает мозги, но и не дает скучать. Будущий хороший журналист, репортер, писатель, художник, оператор, да и вообще, люди почти всех специальностей — только выиграют, если будут уметь хорошо фотографировать», - небезосновательно считает специалист.

Ирина Лёда бережно сохраняет старые фотоальбомы: об экскурсиях и разных пионерских мероприятиях прошлого. Самым уникальным фотографиям, отражающим историю учебного заведения, она дала вторую жизнь, изготовив по ним новые фото для созданного не так давно здесь музейного уголка. 

Всё это говорит о том, что история нашего замечательного фотографа продолжается дальше. И о его весомых результатах говорят не только успехи её воспитанников, а и то, что хорошей поддержкой женщине являются её дети, две дочери, старшая из которых пошла по стопам мамы, став руководителем кружка Центра внешкольной работы. 

Старшая, Оксана Игоревна, которая сейчас Антонова, тоже работает в Центре внешкольной работы. «Ну, у неё немного другое направление. Так как они (дочери) всю жизнь росли в Доме пионеров, со мной всё время ходили по кружкам. Только на свои. Оксана шить любит, поделки разные делать. Когда она научилась это всё делать, продолжила уже во взрослом возрасте заниматься этими делами профессионально. Сама начала преподавать, учить детей. Её все очень любят, особенно в гимназии, в ЦВР с удовольствием ходят все ребята. Думаю, после декретного отпуска она продолжит свою трудовую деятельность. А вторая дочь, сейчас Киселёва Ольга, ходила на танцевальный, акробатику, больше со спортом, с движением связано. Сейчас она тоже в декретном отпуске. Я уже, как говорится, 4 раза бабушка. И очень горжусь этим», - рассказала Ирина Лёда.

- Кто у вас внуки, внучки?

- 4 внучки!

Семья - это самое ценное, что есть в жизни, - считает моя героиня. Супруг Игорь, участник ликвидации аварии на ЧАЭС, по возможности поддерживает её, вместе они – уже 35 лет. Жизнь как фотографии – цветные и чёрно-белые. В ней важно все: свет, композиция, наше настроение, умение в обыденной жизни видеть прекрасное.

Ирина Викторовна сетует на то, что очень трудно бывает объяснить детям устройство фотоаппарата. Но без души человека фотография мертва. Бездушная фотография никого не тронет. 

- Что нужно, чтобы на фотографии была видна душа?- спрашиваю я мою героиню.

- Наверное, желание сфотографировать. Это в первую очередь. А во вторую – самому нужно быть душевным человеком. Тогда всё у вас получится. Ну, например, такой вот кадр. Который мы только что сделали.

Комментариев нет: