О гуманитарной помощи и социальном угле, субсидиях, выплатах, льготах, бесплатном проезде и помощи социально незащищённым гражданам рассказывает министр труда и социальной политики ЛНР Светлана Малахова.
- В Республике уже почти год работает центр занятости. Сколько за это время удалось трудоустроить человек и в каких специалистах на сегодняшний день ЛНР нуждается больше всего?
- Согласно данным статистики, в Республике сейчас проживает около полутора миллионов человек. Трудоспособное население составляет 749 тысяч, из них где-то 60% граждан занято в бюджетной сфере.
На сегодняшний момент в центре занятости на учете состоят 33148 граждан, ищущих работу. Но трудоустроены в этом году только 14% - около пяти тысяч человек. К сожалению, сегодня действительно есть дефицит квалифицированных кадров – и в сфере медицины, и в сфере образования. В довоенное время была противоположная ситуация. Сейчас мы вплотную работаем с вузами и надеемся, что после окончания учебы молодежь найдёт работу у нас и придет работать именно здесь, в ЛНР.
- Необходимо государственное планирование, увязывающее выпуск молодых специалистов и реальные потребности предприятий. Необходимо учитывать профессиональную направленность сегодняшних безработных. Готово ли Министерство к сотрудничеству в этом направлении?
Рабочая группа уже создана. Центр занятости был открыт год назад. За это время, к сожалению, численность работников центра не на таком уровне, как в 2014. Сейчас у них 210 человек.
Там же при центре занятости создан Фонд по безработице. В связи с тем, что люди не могут устроиться на постоянную работу, центром реализуется программа по временным общественным работам.
Помимо разработки госзаказов, мы сейчас работаем с вузами. Возобновлены республиканские ярмарки вакансий. И буквально две недели назад ярмарка проходила в Национальном аграрном университете. Там присутствовали работодатели, предлагали рабочие места и старались заинтересовать выпускников.
- Сейчас мы имеем прецедент, когда специалисты, устроившиеся на государственные предприятия через центры занятости, получают в два раза меньше, чем обычные сотрудники. Возможно ли решить этот вопрос?
- Скорей всего, вы говорите о работниках, занятых на работах временного характера. Потому что человек, попавший на работу в предприятие, получает такую же заработную плату по тарифной сетке, как и все остальные. Что касается работ временного характера, действительно, у нас за неквалифицированный труд оплата составляет минимальную заработную плату - 2786 руб. Что касается квалифицированного труда, было принято постановление Совмина и, согласно ему, применены повышающие коэффициенты.
Могу привести пример. У нас в Республике реализуется программа "100 домов" и "2000+", где недостаточно строительных специальностей. Поэтому именно по ним Совет министров принял повышающий коэффициенты. В таких специальностях, как кровельщик, плотник, столяр, маляр, оплата труда уже выше 6600 рублей и 5200 рублей в зависимости от коэффициента.
Обращаю внимание, что сегодня это тоже низкий уровень оплаты труда. Поэтому Министерство совместно с центром занятости работает над вопросом повышения коэффициента, и мы рассматриваем вопрос повышения заработной платы именно для этих специальностей до 8000 руб.
- В июне Республика впервые отмечала День социального работника. Однако мы помним, что даже в мирное время в эту профессию не особо шли работать из-за низких зарплат и работы с непростым контингентом. Насколько сейчас ощущается нехватка кадров?
- Действительно, согласно указу главы, в этом году в ЛНР отмечался День социального работника. У нас на сегодняшний момент насчитывается более шести тысяч человек. И если говорить о наших структурных подразделениях, то, действительно, низкий уровень заработных плат. В основном работают люди, не выехавшие с территории и оставшиеся работать здесь.
Если мы возьмём такую сферу работника, который трудится в центре по оказанию социальных услуг, обслуживанию одиноких граждан, престарелых на дому, то молодежь неохотно идёт сюда. Тем не менее, когда выпускники поступают в ВУЗы, готовящие специалистов для нас, мы стараемся объяснить им, какими качествами должен обладать именно социальный работник. Это и терпение, и милосердие, и помощь человеку. Особенно в послевоенное время люди очень нуждаются в психологической поддержке. Мы и в этом году с нетерпением ждём выпускников.
- Произошли ли существенные изменения, и усложнится ли процесс получения гуманитарной помощи?
- На мой взгляд, нет существенных изменений. Хочу напомнить, что, когда начиналась реализация программы адресной гумпомощи, у нас были не совсем такие требования, как сейчас. Но изменение и введение нового порядка как раз возникло на основании обращения людей. Первоначально, когда мы ввели категорию граждан, получающих пенсию в 1890 рублей, и брали списки у пенсионного фонда, многие люди, которые не нуждаются – не приходили. И раздавалась масса звонков на "горячую линию", люди, получавшие 2000 рублей, говорили, что больше нуждаются, чем тот человек, который живёт рядом с ним и постоянно ходит и получает гумпомощь. После этого наступил второй этап изменения в этот порядок, что люди должны по заявлению к нам обращаться. То есть тот, кто нуждается в этом.
И новый порядок в четвертом квартале 2015 года Министерство инициировало тоже на основании обращения семей, где воспитываются дети. Мы дополнили две новые категории – это семьи, в которых воспитываются дети до года – утверждён один состав набора продуктов питания (в основном это детское питание). И семьи, где воспитываются дети до трех лет. Те три категории, которые были ранее, они сохранены, но мы работаем уже над следующим этапом и, скорей всего, будем уходить от категорий. Остается в основном адресность – если человек нуждается, то он обращается по заявлению, а не выдается помощь, как ранее, по спискам всем подряд.
В мае этот проект уже стартовал. Тем, кто нуждается, необходимо обратиться с заявлением по месту жительства, - в администрацию или в поселковый совет, и там комиссией будут рассмотрены заявления, которые мы внесём в список на выдачу адресной гумпомощи в текущем месяце.
- Кто является источником гумпомощи?
- Основной источник - это Российская Федерация, и мы безмерно благодарны жителям России за то, что они не равнодушны к ситуации, происходящей здесь и сейчас.
- Размер соцпособий с недавнего времени для некоторых категорий граждан увеличен. Ввиду этого стоит ли жителям ожидать отмены выдачи гумпомощи? Что должно случиться, чтобы это произошло?
- Курс на это у нас есть, мы неоднократно говорили о реализации ряда других программ. Наша социальная политика адресно направлена на человека в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому мы рассматриваем один из вариантов замены натуральной гумпомощи в виде продуктов питания на денежные выплаты, чтобы человек мог сам распорядиться этой суммой денег. Сейчас мы разрабатываем проект, чтобы уйти от гумпомощи на какую-то адресную помощь в том случае, если человек находится в сложной жизненной ситуации.
- Есть льготные категории граждан, регулярно получающих гуманитарную помощь. Но есть жители Республики, не попадающие под эти категории, но также нуждаются в поддержке государства. Как быть в такой ситуации?
- Кроме заявления, человек приносит ещё документы, подтверждающие место жительства, состав семьи. Пакет документов – минимальный, от доходов. Если это пенсионер, мы в электронном виде обмениваемся информацией с пенсионным фондом или управлением соцзащиты. Когда мы начинали реализацию проектов адресной гумпомощи, мы называли это работой временного характера, трудовой армией, когда человек помогал восстанавливать Республику и получал в виде натуральной помощи набор продуктов питания. И мы столкнулись с тем, что большинство людей не приходили в центр занятости, не становились на учет – они приходили, получали гуманитарный паёк и находились дома.
Теперь мы рассматриваем документы и сразу изучаем какая ситуация в семье: сколько детей, благополучная ли эта семья, работает ли папа и какие мы можем дать рекомендации. Если мамочка родила и пришла получить пособие единоразовое по рождению ребёнка, наш специалист сразу дает консультации о видах пособий, которые она может получить – пособие по малообеспеченности, пособие по уходу за ребёнком до трех лет. Если это одинокая мама, ей рекомендовано будет пособие одинокой матери. Поэтому на дополнительные консультации приходят с документами, то есть сразу изучается ситуация и когда уже дело рассматривается на комиссии, понятно какой социальный статус у семьи.
- На недавнем пленарном заседании Народного Совета вы сказали о том, что родители с детьми возрастом до года имеют право на получение гумпомощи. В то же время известны случаи, когда родителям таких детей было отказано. На основании чего происходят подобные отказы?
- Здесь Министерство сразу проводит разъяснительную работу. По результатам мая были немногочисленные обращения. Мы изучили вопросы и сразу же ситуация была исправлена – семьи были обеспечены продуктами питания. Если есть какие-то отказы со стороны комиссии и нам это становится известно, мы обязательно стараемся вмешаться и разобраться на каком основании. И, как правило, если вопрос не решен на месте, то поступает обращение или в Министерство, или на имя главы Республики.
- Насколько учтены пожелания Министерства, а в его лице и малоимущих слоев населения Республики в долгосрочной программе социально-экономического развития ЛНР, разрабатываемой в Совмине?
Наша программа поддержки населения – это целый раздел. Формировалась она на основании обсуждения с людьми. При Министерстве созданы два координационных совета, куда входят представители от ветеранов ВОВ, инвалидов, семей детей-инвалидов. Мы максимально постарались учесть, что мы делаем в текущей работе, что планируется на перспективу. У нас в Республике 430 тысяч пенсионеров, 58 тысяч получателей соцпособий, 36 тысяч граждан, получающих страховые выплаты – регрессные. Учитывая адресную выдачу гумпомощи, это около 600 тысяч людей, ежемесячно получающих адресную помощь от государства.
– Ваше Министерство призвано решать широкий спектр вопросов. Какие коллегиальные органы созданы для решения насущных проблем граждан в вопросах межведомственного взаимодействия?
- Есть такие вопросы, которые Минсоцполитики не может решить, так как они затрагивают спектр вопросов других министерств - Минобразования, Минздрава, Министерства топлива и энергетики. В апреле встретили 20-ю годовщину Чернобыльской аварии. На встречах поднимался ряд вопросов. Например, у нас не созданы комиссии по установлению нового статуса, не создан экспертный совет. Поэтому было дано поручение, чтобы комиссии Минсоцполитики возобновили свою работу, а там, где необходимы межведомственные приказы, -  мы согласовываем и работаем вместе с другими профильными министерствами. Так мы работали вместе с Минздравом.
- Недавно в ЛНР принят закон об участниках военных действий. Не могли бы Вы рассказать о его социальной направленности?
- Закон об участниках боевых действий в период отражения вооруженной агрессии Украины против ЛНР, прежде всего, определит, наконец, этот долгожданный статус "участников боевых действий", "инвалидов боевых действий" и "семей погибших". После установления статуса будут определены различные меры соцподдержки, необходимые именно этой категории.
- Мы знаем, что социальные выплаты зависят от прожиточного минимума. Какова на сегодняшний день сумма прожиточного минимума? И чем она определяется?
- На сегодняшний день сумма прожиточного минимума по нашему Законодательству ещё не определена. У нас есть поручение, и у нас работает республиканская трёхсторонняя комиссия. Дано поручение определить и отработать законопроект о минимальном размере оплаты труда. Из этой минимальной нормы будет рассчитываться прожиточный минимум. Комиссия утвердила план работы, и в сроках исполнения стоит четвертый квартал этого года.
- Одним из достижений Республики является факт своевременных выплат пособий и пенсий. Тем не менее, прожиточный минимум выше, чем минимальная пенсия. Когда эти цифры станут одинаковыми?
- Сейчас трудно об этом сказать. В Министерстве экономики и торговли сегодня есть среднестатистические цены на набор продуктов питания. Минимальная корзина сейчас как раз просчитывается. Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы он соответствовал прожиточному минимуму.
- Люди возвращаются в ЛНР. Многие из них - пенсионеры, оформляющие пенсии и другие социальные выплаты. Хватит ли Республике ресурсов? Не вызывает ли это задержек по выплатам или дефицита средств?
- Ежемесячно мы реализуем программу по социальным пособиям. Конечно, есть вопросы, потому что есть дефицит денежных средств в бюджете. Если бы дефицита не было, то и зарплаты были бы выше, а мы могли бы проводить индексации, повышать размеры пенсий. Поэтому, когда я встречаюсь с людьми, то благодарю их, прежде всего за терпение.
С апреля и мая прошлого года у нас в Республике каждый месяц выплачиваются и пенсии, и пособия. И, несмотря на трудности, мы продлеваем выплаты буквально на день, или на два. Такие случаи были, и граждане об этом знают. Тем не менее, сотрудники пенсионного фонда, управления труда и социальной защиты максимально делают всё, чтобы сократить межвыплатной период, чтобы своевременно начались соцвыплаты в каждом месяце.
Выплатной период начинается с 4–5 числа. Почта выплачивает по всей территории Республики пенсии, пособия и люди по графику могут своевременно их получить. Наши получатели с понедельника могут получить пенсии и пособия в банке.
- Планируется ли возобновить субсидии для социально незащищенных семей на услуги ЖКХ?
- Планируется. Много поступает вопросов. Министерством разработан порядок, который мы вынесем в третьем квартале на обсуждение Совмина. Предлагаем в программе субсидий, льгот и адресных выплат ввести монетизацию. Этот вопрос мы уже обсуждали с Министерством финансов. К сожалению, внедрить все программы одновременно мы сейчас не можем. Есть поэтапное введение или возобновление соцпрограмм. По программам жилищных субсидий нами уже все документы подготовлены. Если будут в ходе общественных обсуждений поступать предложения – мы будем принимать решения, будем работать над ними июнь и июль. 
- Насколько сегодня система льгот и субсидий отвечает социально-экономической ситуации в Республике? Не планируется ли в будущем все-таки провести монетизацию льгот?
- Планировали. Мы этот вопрос обсуждали в прошлом году, Министерство финансов поддерживает полностью.
Разница в том, что граждане, пользовавшиеся программой субсидий, приходили в управление труда и социальной защиты и подавали документы. Им проводился расчёт, выдавались справки, в них была обязательная часть платежа. Остальное управление труда и соцзащиты возмещало предприятиям.
По программе льгот немного по-другому: человек имеет определённый статус и ему, согласно закона, определена какая-то льгота по жилищно-коммунальным условиям. Здесь, наоборот, предприятия при начислении человеку платы на жилищно-коммунальные услуги сразу учитывали размер этих льготы и остальную часть предъявляли управлению труда и соцзащиты.
Программа монетизации рассчитана на другое. Такой же почти механизм расчёта, но человек может получить эту часть в денежном выражении, остальное он должен оплатить в полном денежном объеме по жилищно-коммунальным услугам.
– Шахты в силу различных причин сегодня не работают. Они не считаются закрытыми, и работники всё ещё числятся в штате. Имеют ли право эти шахтёры получить социальный уголь? И каков порядок получения угля?
- В прошлом году был принят порядок обеспечения твёрдым топливом в денежном выражении именно для социально незащищённых слоев населения – людей, получавших твёрдое топливо до июля 2014 года через органы социальной защиты. Там, где шахты находятся в ликвидации, или они временно не работают, эти категории людей обеспечивались через систему Министерства топлива энергетики. У них были совершенно другие нормы по углю. В прошлом году мы обсуждали эту тему и говорили о том, что для них нужно прописать отдельный порядок обеспечения твёрдым топливом. Ведь сегодня мы реализуем это в денежном выражении. Поэтому наша программа была реализована, и в том году около 12 тысяч семей получили по 7 тысяч рублей на домохозяйство на отопительный сезон 2015 – 2016 года.
В этом году этот порядок тоже будет действовать на территории Республики. Сегодня актуализированы новые списки по состоянию на 1 июня, готовятся выплатные ведомости. Мы параллельно работаем с Министерством топлива и энергетики, чтобы охватить все категории людей, которые в прошлом году не были обеспечены углём. Главой Республики Игорем Венедиктовичем поставлена задача, чтобы Совет министров рассмотрел вот эти две программы обеспечения социальным углем пенсионеров закрытых шахт и социально незащищённому населению согласно категориям.
- Мы уже говорим о сотрудничестве Украины и ЛНР? В чём заключатся эти самые связи двух воюющих сторон?
- Мы не прекращали говорить о сотрудничестве. Но та система, что сегодня выстроила украинская сторона, нам не совсем понятна. Люди, особенно пожилые, инвалиды сегодня остались ещё с 2014 года без средств существования. И когда молодая Республика взяла на себя обязательства, проводит до сих пор социальные выплаты, то многие люди и сейчас обращаются, звонят и узнают, почему им не выплачивают украинскую пенсию или то, что им должны выплачивать.
Украина с нами никакой переписки не проводит, хотя ранее у нас были единые базы по всему государству – любой специалист, имевший доступ в эту базу, видел все необходимые данные. Но в 2014 году Украина отрезала нас от единой базы. У нас не было никакой возможности, хотя к нам продолжали приходить различные запросы, и мы на эти запросы в 2014 году отвечали.
Сейчас с Украиной мы никакой переписки не ведём. И сейчас есть другая проблема: людям в сложное время не выплачивались пособия. Это 2014 – начало 2015 года. В это время люди старались взять пенсионное дело, или как получатель пособия, или брали открепные аттестаты и уезжали на территорию Украины – хотели оформить там соцвыплаты. И вот на протяжении 2015 года с той стороны ужесточались требования, особенно к гражданам с Луганской и Донецкой пропиской. В первом квартале уже этого года раздавался шквал звонков на "горячую линию". И люди говорили, что они остались без источника существования.
Мы старались мгновенно реагировать. Было принято несколько постановлений и внесено несколько возобновлений и порядок выплаты пенсий. Вот последние постановления с двумя существенными изменениями.
Первое: если пенсионное дело человека находится на территории Украины, он может обратиться в пенсионный фонд и ему будет назначена пенсия в минимальном размере, потому что, не видя документов страхового стажа, специалист пенсионного фонда не имеет возможности просчитать размер пенсии. В украинских пенсионных фондах людям отказываются выдавать документы. И если пенсионное дело человека находится здесь, у нас в ЛНР, но он хочет оформить пенсию на территории Украины, то при обращении в пенсионный фонд, ему будет назначена пенсия в тех размерах, в которых он получал ранее.
И второе изменение: мы будем проводить выплаты недополученной пенсии. Если начался выплатной период с 5 по 25 число, то человек внесён в выплатную ведомость и ему по графику должна быть выдана пенсия, 20 числа. Например, кто-то умер раньше 18–19 числа. В таком случае человек, проживавший с умершим, может обратиться в пенсионный фонд и получить недополученную пенсию.
- Все ли виды социальных выплат, которые были при Украине, выплачиваются в Республике?
- Да, все виды выплачиваются. У нас сегодня выплачивается 15 видов соцпособий. И вот буквально с 1 июня те две надбавки, что у нас выплачиваются, они приняты, и мы ждём именно эти категории. Это семьи, где воспитываются дети-инвалиды, отнесенные к группе "А", и семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды от 0 и до 18 лет. Там такой механизм, что вначале родители обращаются в лечебные заведения, где берут справки, и с ними идут в органы управления труда и социальной защиты, где эти надбавки будут уже начисляться к этим двум пособиям, которые были ранее.
- Согласно Минским соглашениям, руководство Украины должно возобновить все социальные и пенсионные выплаты жителям Донбасса, причем на нашей территории – в этом, якобы, должны помочь Германия и Франция. В то же время Украина наоборот делает всё, чтобы как можно меньше людей с Донбасса получали принадлежащие им деньги, причем даже вопреки решениям украинских же судов. Но если Украину удастся "додавить" её европейским партнёрам, то, как могло бы происходить возобновление выплат? Готово ли взять на себя эту функцию Минсоцполитики? И будут ли в таком случае ликвидированы выплаты со стороны ЛНР?
- Это, наверное, сама больная тема. Действительно с июня 2014 года Украина прекратила выплачивать пенсии. Сегодня мы имеем этот реестр задолженности. Поэтому, я надеюсь, что этот вопрос решится положительно и все люди, смогут получить эти суммы, которые должны получать с июля 2014 года.
Что касается нашей работы и работников пенсионного фонда, мы справимся, даже если эта мера будет реализовываться с участием украинской стороны. Наши работники готовы к реализации этого проекта.
- На сегодняшний день существуют много так называемых "двойников" – людей, одновременно получающих пенсии, как на территории ЛНР, так и на Украине. Какой позиции здесь придерживается Республика?
- Пенсионный фонд обеспечивает выплатами всех наших граждан, проживающих на территории ЛНР. И, безусловно, есть люди, получающие пенсии на территории Украины. Однако мы не владеем этой базой данных. Я считаю, что государство Украина должно выполнять свои обязанности.
- Мы не затронули ещё одну тему проекта, это проблема бесплатного льготного проезда?
- Согласно постановлению Совмина, были определены категории граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд. Под льготный 50% проезд попали все наши пенсионеры, пенсия которых не превышает 3 тысяч руб.
Мы просчитали категории людей, имеющих на это право - 273 тысячи человек. Провели общественное обсуждение, пригласили перевозчиков, ведь, к сожалению, на сегодняшний момент, нет возможности компенсировать расходы по льготному или бесплатному проезду. Перевозчики согласились.
Всего лишь 35% людей, имеющие права на льготы, получили эти единые проездные документы.
К нам на "горячую линию" часто приходят звонки от ветеранов ВОВ, от инвалидов третьей группы и пенсионеров, получающих пенсию 3003 руб. Они хотят воспользоваться этим правом. Мы собрали со всех территорий предложения и подготовили проект постановления Совмина, - будем выносить его на обсуждение. Будем говорить с перевозчиками о том, что первоначально, было озвучено 273 тыс. человек, но получили только 95 тыс. Мы еженедельно мониторим ситуацию и хотим расширить контингент этих льгот.



Отдел СМИ и внутренней политики Администрации