СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В Г.КИРОВСКЕ

Бригада проходчиков шахты №22 им. С.М.Кирова М.Л. Бойко


В этом году профессиональный праздник горняков был ознаменован празднованием 85-летнего юбилея Стахановского движения. Учитывая неоднократные изменения в административно-территориальном делении нашего региона и былую ведомственную подчинённость голубовских шахт соседнему Стаханову, кировчане по праву могут считать свой город также частью родины стахановского движения, и их причастность к его зарождению неоспорима.
Тогда, в 1935-м, весть о рекорде А. Стаханова с быстротой молнии облетела и Голубовский рудник. Известно, что на шахте № 22 им.С.М.Кирова состоялся многолюдный митинг. Его участники единодушно поддержали инициативу новатора - работать высокопроизводительно. Тем более что при внедрении здесь своих передовых методов организации труда (многоцикличного графика добычи угля) резервы ещё имелись: зарубку очистного забоя здесь стали производить одной парой рабочих вместо трёх. Импортные «врубовки», которые стали приходить на смену обушкам, горнякам пришлось приспосабливать к местным геологическим условиям, проявляя при этом чудеса технической находчивости.


Кировцы поддержали стахановское движение

Сохранились воспоминания ветеранов шахтёрского труда, из когорты первых стахановцев шахты №22 им. С.М.Кирова – машинистов врубовых машин Кирилла Никитовича Козодёрова и Константина Родионовича Скакуна.
По словам Кирилла Козодерова, резервы ещё имелись при механизированной зарубке очистного забоя. Обычно на участке её производили три машиниста врубовой машины со своими помощниками. Посоветовавшись в коллективе участка, К.Н.Козодёров по примеру своих коллег  - врубмашинистов Константина Скакуна и Григория  Барочкина решил работать, как говорится, за троих, то есть делать зарубку очистного забоя одной парой вместо трёх пар. Вместе со своим помощником он стал обслуживать 130-метровую лаву. По необходимости оказывал помощь и добытчикам других участков.
Константин Скакун поступил на шахту №22 им. Кирова в январе 1922 г. в качестве крепильщика, а затем освоил врубмашину. В конце 20-х годов его и Мефодия Шалдина послали в Брянку на курсы врубмашинистов. Возвратившись из курсов, начал работать на импортных «врубовках» типа «Сулливен-Целье» и немецких «Эйкгоф» и «8К-40 и 30». Их пришлось приспосабливать к местным геологическим условиям. Например, штанги по зарубке угля заменили баром. Механик участка Антон Толстопятенко проявлял чудеса находчивости, чтобы зарубежная техника хорошо работала в условиях маломощных пластов – пятого, шестого и четвёртого, мощностью 0,5-0,8 метра. Константин Скакун подрубывал лаву по шестому пласту.
Когда началось стахановское движение, врубмашинист шахты №22 им. Кирова Константин Скакун  вызвался с напарником подрубывать лаву. За 8 часов они выполнили эту операцию. За ними две смены давали добычу.
- Органщики в лаве клетя бьют, а я за ними шурую, - рассказывал опытный механизатор. – Я прорабатывал  на шахте 30 лет, а если подсчитывать  трудовой  стаж  по упряжкам, то все шестьдесят! Потому что приходилось очень часто работать по две смены и без выходных. Но мы не роптали, знали, что уголь очень нужен стране.
Р. Скакун трудился под землёй до 1953 г. Указом  Президиума Верховного Совета Союза ССР от 28 октября 1949 г. за долголетнюю и безупречную работу в  угольной промышленности он был награждён орденом Ленина. По этому поводу в открытом письме его поздравил министр угольной промышленности СССР А.Засядько.

Техпрогресс дал отдачу
Кондратенко Иван Тимофеевич
В 60-е годы трестом «Кировуголь» руководил Иван Тимофеевич Кондратенко, впоследствии Герой Социалистического Труда.  Здесь он проявил себя как талантливый руководитель горного производства. Успешно решать задачу повышенной добычи горняками Кировска помогло внедрение в шахтах технического прогресса. Об этом Иван Тимофеевич убедительно рассказал на странице журнала «Уголь Украины» (апрель 1980 г.).

Длительное время «узким местом» на шахтах треста, писал автор, являлся вопрос своевременной подготовки линии очистных забоев и повышения интенсификации очистных работ. Это вытекало из сложности горно-геологических условий разрабатываемых платов.  Решить эту задачу удалось путём укрупнения проходческих бригад и увеличения скорости проходки основных выработок.
В начале 1970 г. в тресте насчитывалось 33 проходческие  бригады, которые проходили за год 37-40 км основных подготовительных выработок с высокими  темпами проходки – 130-140 м в месяц и один забой.
Более сложным являлся вопрос повышения эффективности очистных работ. Предстояло объединить  мелкие шахты с более крупными. Так, в течение 1960-1968 гг. количество технических единиц сократилось  в треть, с 15 до 10, суточная нагрузка  на каждую шахту возросла с 690 т до 1370 т.  Эта и другие меры позволили  вплотную подойти к проблеме  механизации и концентрации очистных работ очистных работ, к переводу лав на более прогрессивные  системы разработки.
В первую очередь особое внимание  было уделено механизации выемки угля. За период 1960-1969 гг. число угольных комбайнов в работе возросло с 36 до 62, а уровень механизированной навалки повысился с 30 до 83%. Характерно, что месячная производительность комбайнов возросла вдвое. Следствием концентрации работ явился рост производительности труда очистного забоя с 57 до 90 т в месяц, или почти 60%.
Стала внедряться узкозахватная выемочная техника, с помощью которой  в начале 70-х добывалось 40% всего объёма угля.  Месячная нагрузка  на такую технику в условиях тонких пластов достигла 10-14 тыс. т.; а производительность труда горнорабочих очистного забоя выросла до 160-225 т. в месяц.
Все эти и другие меры дали возможность  горнякам  треста в условиях ежегодного увеличения плановых заданий выдать за последние четыре года 60-х годов на гора  711 тыс. т угля.  В 1969 г. в условиях новой экономической реформы  шахты треста обеспечили рентабельную работу, создали необходимые фонды материального поощрения, развития производства, соцкультмероприятий и жилищного строительства.

Герои Социалистического Труда Стахановского  угледобычного региона – зачинатели и последователи стахановского движения.
Всего за 1948-1985 годы ими стали 20 горняков. По специальности: 7 бригадиров горнорабочих очистного забоя, 5 забойщиков, 2 бригадира проходчиков, 2 начальника участка, 1 машинист врубовой машины, 1 начальник шахты, 1 начальник комбината, 1 парторг ЦК ВКП (б).
По городам число Героев выглядит следующим образом. На шахтах Стаханова (бывший г. Кадиевка) было награждено 10 человек. Это зачинатели стахановского движения, сам забойщик А.Г Стаханов, награждён в 1970 г. и парторг ЦК ВКП(б) на шахте «Центральная-Ирмино» К.Г.Петров (1975). Продолжатели этого патриотического участка П.Е.Синяговский (1948 г.), забойщик И.С. Ершков (1957 г.), бригадир проходчиков Г.А.Мордовцев (1966 г.), забойщик Д.И.Луговской (1971 г.), бригадиры горнорабочих очистного забоя Н.П.Должиков (1976 г.) и Е.П. Завьялов (1977 г.), забойщик В.В.Медведев (1985 г.).
В Брянке выросло 4 Героя Соцтруда: машинист врубовой машины И.С.Смоляков (1948 г.), забойщик П.Д.Димитров (1957 г.), бригадиры горнорабочих очистного забоя Т.Ф.Кариков (1966 г.) и Г.Л.  Шелест (1971 г.). 

Кировск воспитал 6 Героев Социалистического Труда. В их числе начальник шахты Н.Д.Касауров (1948 г.),  бригадиры горнорабочих очистного забоя Ф.Е.Малашкевич (1957 г.), И.В.Козаренко (1966 г.) и В.Н.Суханов (1971 г.), начальник комбината «Кадиевуголь» И.Т.Кондратенко (1977 г.) и бригадир проходчиков, лауреат  Ленинской премии М.Л. Бойко (1973 г.).


С 1959 года началась успешная поступь треста «Кировуголь»
Николай Григорьевич Кашкарёв, в 60-70-е годы - первый секретарь райкома, а затем Кировского горкома партии, один из тех, кто своим призывным словом поднимал тружеников на трудовые подвиги и рекорды, создавал для этого соответствующие условия, поощряя лучших, вспоминал.
Николай Григорьевич Кашкарёв,
в 60-70-е годы - первый секретарь райкома

- Вскоре после рекорда А.Стаханова и Московского совещания передовиков производства появились последователи этого движения и на шахтах Голубовки, которая входила в состав Серго. К сожалению, до войны, да и после, до 1959 года, трест «Кировуголь», объединяющий к этому времени 10 шахт и шахтоуправлений, работал плохо, план не выполнялся, темпы прохождения горных выработок по тресту были очень низкие - 33 м. в месяц на бригаду. Учитывая, что были всё же бригады, обеспечивающие высокие темпы прохождения горных выработок, бюро райкома решило провести совещание проходчиков, на котором разобраться с причинами и изучить положительный опыт. После этого положение постепенно начало улучшаться. В 1959 г. проходческие бригады перешагнули 100-метровый рубеж, проходили уже по 130 м. на бригаду и больше. Это создавало фронт работы, имелись запасные лавы. С этого периода началась успешная поступь треста «Кировуголь». На базе бригады проходчиков шахты им.С.М.Кирова М.Л.Бойко, проходившей по 3,5 тыс.м горных выработок в год, постановлением ЦК КПУ была создана школа передового опыта.
Невозможно перечислить всех новаторов производства, которые за годы работы шахт своим самоотверженным трудом способствовали внедрению программ ускоренного развития хозяйства.
Ударный труд кировских шахтёров позволил создать практически всю социальную сферу, которая и до сих пор служит городу: это жилой фонд, детские дошкольные учреждения, культурные и спортивные сооружения. Стахановское движение на протяжении нескольких десятилетий и было одним из тех мощных двигателей, который позволил создать мощное государство, каким была наша бывшая страна.

Существовать беспрерывно на одном энтузиазме масс шахты не могли.
Начиная с 1992 года в связи с технической отсталостью и предельным износом оборудования, недостаточной степенью механизации основных производственных процессов, эксплуатацией угольных предприятий без обновления производства, реконструкции и модернизации мощностей началась деградация угольной отрасли в городе.
Ещё по традиции на городских торжествах назывались имена передовиков производства угольных предприятий, правда, не так звучно, как было раньше.
Но по объёмам производства угольные предприятия были уже не те, да и размах соревнования уже и отдалённо не напоминал движение 30-60-х г.г.
С 1997 по 2000 год в городе было ликвидировано 3 крупных угольных предприятия: шахты «Луганская», «Бежановская», «Пролетарская». Перед закрытием на них числилось 2740 чел. Ликвидированные шахты имели запасы до 72,5 млн.тонн угля. Программа закрытия бесперспективных шахт превратилась в ошеломляющую кампанию по разрушению угольного региона.
Закрытие шахт существенно повлияло на сокращение объёмов поступлений в местный бюджет, рост уровня безработицы, обострение социальной напряженности в регионе, ухудшение экономической, демографической и экологической ситуации.
В годы, когда шахты давали по 3,4 млн. тонн в год, нынешние пенсионеры угольных предприятий не могли и предположить, что когда-то наступит время, когда серьёзной проблемой для них станет получение на шахте угля для бытовых целей.
Политика государства, направленная на минимизацию затрат на угольную отрасль, обернулась для г.Кировска  тем, что он стал депрессивной территорией.