Дом на бетонке...

                                              
                 
                                       Дяде Коле и тете Люсе Пахомовым посвящается.

     Этот дом - большой  и красивый с просторным заасфальтированным двором, деревьями в саду, огородом, гаражем (все это можно было увидеть с возвышающейся части дороги) с самого начала вызывал во мне огромное любопытство.
      Он стоял на высокой части улицы, носящей имя Клары Цеткин, напротив двора моей двоюродной бабушки Дуси, где я часто бывал совсем еще маленьким пацаненком.  В просторечье дорога именовалась "бетонкой" и брала начало от переезда шахты № 6 и затем, извиваясь и волнообразно шла в сторону максимовских балок и далее - к Семашко. В конце улицы на бугре стояла небольшая сторожка, в которой постоянно кто-то дежурил (одно время там работала бабушка Дуся) и пропускал тяжело груженые машины-самосвалы с шахтными отходами - породой. Собственно говоря, улица и была выложена бетонными плитами для этих целей.
      Помню, как жильцы дома, то ли забор строили, то ли гараж - у них был свой автомобиль! Данный факт еще больше раззадорил мой интерес и повысил статус дома и его обитателей: "Так кто же живет в этом чудо-доме?". Думалось, что кто бы они не были - должны быть обязательно суровыми, строгими, недоступными  - ну, не могли. по моему детскому разумению, в ТАКОМ ДОМЕ жить обычные люди!
      Врать не буду - о том, при каких обстоятельствах я попал внутрь двора - не помню. Вернее всего, привела меня туда бабушка Дуся - познакомить с детьми хозяев - прелестными, как оказалось позже, девчонками - Татьяной и Галей. Но первой, с кем я познакомился, вернее был представлен, была очаровательная, с добрым улыбающимся лицом и приятным голосом тетя Люся! В тот ли, другой ли раз, но запомнилось, как угостила она меня на кухне яблоком. Потом подошел сам хозяин - совсем не страшный, в кепке, протянул руку и сказал:"Ну, давай знакомиться, тезка, меня зовут дядя Коля!". Потом я прошел внутрь дома... Чисто. Уютно. Прохладно.
      Я стал довольно частым гостем в этом доме. Его обитатели оказались не строгими и суровыми, а совсем даже наоборот - приветливыми и добрыми... Отложился в детской памяти эпизод, когда мы на их легковушке ездили отдыхать в Желобок. На обратном пути на в общем-то пустынной проселочной дороге лежала какая-то железяка. Объехав её, дядя Коля остановился, вышел из машины и убрал с дороги этот предмет.
- Наш папа настоящий шофер - сказала кто-то из девчонок с гордостью - он всегда так поступает, чтобы устранить возможные неприятности для других водителей.
       Шли годы. Мы взрослели. Я успел отучиться в одном классе с Галей - младшей из двух сестер Пахомовых. Вместе с моим другом Сергеем Чеботковым и примкнувшим к нам (не всегда в соответствии с нашим желанием)  младшим братишкой Валерой  мы продолжали посещать этот дом, который уже не казался нам таким уж огромным. Чего в нем всегда оставалось с избытком, так это доброты, радушия и гостеприимности.
       Помню, как с девчонками после какого-то события (по-моему, это был день рождения Гали) мы пошли погулять в город. Там к нам "прицепились" какие-то хулиганы и один из них больно и ощутимо ударил меня ногой в пах. Девчонки нас не бросили. По пути домой я очень долго и громко... ругался - видимо таким образом из меня выходила обида и стыд за то, что не смог дать достойный отпор... Все это порядком надоело девчонкам, тем более, не привыкшим к сквернословию. Галя подошла ко мне и твердо сказала: "Хватит ругаться!". Подействовало отрезвляюще - и материться прекратил, и боль сразу прошла. Стало просто невероятно неловко...
     Потом я закончил школу. Сергей к этому времени уехал в Ленинград - он пошел в школу с 6 лет и закончил её  на год раньше меня. Я же поступил в пограничное училище. С девчонками виделся во время каникулярных отпусков.  Мама периодически переезжала жить во двор бабушки Дуси - во вторую его половину, где одно время жила семья ее сына, дяди Славы - и я, естественно, не мог не заглядывать в дом Пахомовых. Дядя Коля расспрашивал меня об учебе и будущей профессии. Тетя Люся, как обычно, больше слушала, улыбалась и одобрительно кивала головой.
      В феврале 1978 года мы с моим однокашником и другом Славиком Куликовым приехали на каникулы. Естественно, заглянули к девчонкам, в дом "на бетонке". Это мы с него возвращались далеко за полночь, когда прямо возле маминого дома столкнулись с тремя милиционерами, один из которых оказался начальником уголовного розыска горотдела милиции Михаилом Букшей...
      Летом того же года был приглашен на свадьбу Людмилы Полянской, где познакомился с Виктором Пахомовым - будущим мужем Татьяны Пахомовой, к тому времени - студентки старших курсов медицинского института. Ох, и погуляли мы тогда! Во  время свадьбы чуть не подрались с группой ребят, в числе которых был и младший брат Виктора. Жара стояла невыносимая! Разгоряченные, мы периодически окатывали себя холодной водой прямо из уличных колонок. В-общем, слег я после этой чудесной свадьбы. Два дня провалялся в постели, пропустил свидание с Олей Юркевич, с которой мы случайно встретились и между нами "заискрило". Оля позже говорила мне, что в те дни ее посетила мысль, что парень пропал навсегда...
      Но, Судьба распорядилась иначе... Офицерские погоны. Свадьба. Семья. Дальний Восток. Москва.  
      На долгие годы я не то, чтобы забыл дом "на бетонке" - как-то не пересекались наши пути-дорожки. Хотя, наверняка навещал во время визитов к бабушке Дусе. Потом бабушка умерла...
      С девчонками я периодически встречался - городок-то наш небольшой, невозможно не пересечься, если, конечно, не сидеть дома все время. С Галей общались во время встреч одноклассников. С Таней - при посещении лежащей в больнице мамы. Интересовался здоровьем и делами родителей.
      На мамин юбилей, кажется 70-летний, были приглашены дядя Коля и тетя Люся. Вот тогда мы неплохо пообщались! Поразился оптимизму и жизнерадостности этой  милой супружеской пары из моего детства и юности! После праздничного стола отвез их домой. Тогда же они пригласили нас в гости. И мы пришли! Посетили дом "на бетонке", который через много-много лет трансформировался в моем сознании в "домик" -  не такой уж большой, но такой же уютный и гостеприимный!
      Посидели в зале, где когда-то смотрели первый в моей жизни домашний фильм. На обыкновенной скатерти-экране  под стрекот видеопроектора разворачивались события, главными участниками которых были сидящие рядом со мной люди: дядя Коля с тетей Люсей, девчонки... Сказать, что я был  поражен - значит ничего не сказать! Позже, в юности мы с Сергеем Чеботковым часто сидели в этом зале с девчонками. Слушали его увлекательные рассказы о Вселенной. Веселились. Танцевали...
      Зашли в летнюю кухню, где когда-то впервые тетя Люся угостила меня яблоком...
      Наступил 2014 год... Дядя Коля и тетя Люся, как и другие горожане, переживают эту страшную войну - вторую в их жизни.  Между двумя войнами - вся жизнь. Свадьба. Рождение детей. Постройка дома. Работа. Дядя Коля более 50 лет отдал угледобывающей промышленности УССР. Тетя Люся так же до пенсии трудилась - сначала на хлебозаводе, потом - на одном из предприятий шахтоуправления. Можно, наверное подсчитать, при желании,  сколько  доброго и полезного сделано для родного города, республики, страны за многие десятки лет общего их семейного стажа. Думаю, что очень много...
     Вот уже более 62 лет они вместе! Отметили ситцевую, деревянную, серебряную, золотую и бриллиантовую свадьбы! Вместе растили детей. Строили дом, сажали сад и благоустраивали двор. Вместе грустили и веселились. Вместе ждали и лелеяли внуков. Дождались правнуков! Окна и стены "дома на бетонке" содрогались от близких разрывов ракет украинских "Градов" и снарядов тяжелой артиллерии. Сердца их сжимались от боли и переживаний за своих детей, внуков и правнуков...
      Но никакая война не смогла не то, что погасить - ослабить доброту в их душах и любовь в сердцах.
       В августе 2016 года Татьяна  передала нам просьбу своих родителей и сестры Галины посетить их дом. Вечером вся наша команда: глава администрации города Геннадий Карцев с женой Надеждой, Ольга Степанова, два Сергея - Маховиков и Герасимов, я, Валера, наша мама и сестренка Люся были в гостях у радушных хозяев. В гараже, по-домашнему был накрыт длинный деревянный стол, ломящийся от разных вкусностей - постарались, ничего не скажешь! Но этот вечер запомнился не только "праздником для живота" - были приятные воспоминания, сюрпризы от девчонок, фото на память. Ну, и конечно, песни и танцы! Лихо и виртуозно играл на баяне дядя Коля! Ярко, эмоционально спели частушки моя мама, оба Сергея.
      Дивный случился вечер на луганской земле - по-домашнему теплый, без официоза и регламента, которые всегда были чужды этому "дому на бетонке". Дому, который навевает в моей памяти добрые и приятные воспоминания о детстве, отрочестве, юности... Дому, обитатели которого являют для меня пример душевной щедрости, сердечной теплоты, добропорядочности, оптимизма и жизнелюбия народа моей Малой Родины - моей Луганщины!
      Уже потом, возвращаясь на нашем "трофейном" "Туареге" домой, мои друзья сошлись в одном - самым запоминающимся и приятным эпизодом этой поездки была именно встреча в гараже .
      Спасибо вам, дорогие дядя Коля и тетя Люся!
      Спасибо вам, наши милые "девчонки с бетонки"!
      Здоровья, счастья, благополучия всем вам, мира и процветания вашему дому!
      Хочу пожелать, чтобы не прохудилась его крыша от вражеских осколков, не дрожали окна и не хлопали двери от близких разрывов.
      Чтобы не срезал ветки деревьев в саду смертоносный метал и выросшие на них вкусные и спелые фрукты срывали бы детские руки.
      Чтобы не стерся мех и не "залипли" кнопки клавиатуры семейного баяна, а  ворота  старенького гаража всегда были открыты для гостей!

Николай Михайлов
Кировск-Москва

02.08.2017