ЛЮБОВЬ, ОПЕКА, РАЗГОВОР И БОЛЬШЕ ЧЕМ РАБОТА





Профессия социальный работник, как бы она не называлась, появилась на Руси давно. У русских в крови – жалеть сирых и убогих, тех которым нужна помощь и забота больше, чем другим. Например, к таким группам относятся люди с врожденной инвалидностью или ставшие инвалидами случайно (перенесшие катастрофу), люди пожилого возраста, одинокие (не имеющие родственников). А людей, которые служат этому богоугодному делу верой и правдой, можно без преувеличения назвать святыми.
Действительно, на пути социальных работников оказываются люди, которые больны, психологически неустойчивые, иногда совершенно беспомощные: плохо видят, плохо слышат, ничего не помнят. Поэтому вполне понятно, что с такими клиентами могут работать только люди с характерной душевной статикой. Татьяна Борисовна Хоменко – одна из тех, у кого милосердие в крови.
После окончания училища №59, освоив профессию электромонтера, коренная кировчанка Татьяна Борисовна Хоменко трудилась электриком на швейной фабрике. Как шутит сама женщина, лампочки вкручивала. Дело своё любила, а как иначе? Ведь ни много ни мало, а 18 лет посвятила такой нужной, казалось бы, совсем не женской профессии.
В социальную службу пришла от безысходности в 1994 году. Стоит отметить, что 19 марта 2018 года исполнится ровно 24 года, как женщина освоила когда-то совсем незнакомую профессию – социальный работник.
Итак, думаю, не нужно объяснять, какая была жизнь в «лихие 90-е», одним словом, выжить было непросто всем. Непросто было и Татьяне Борисовне. Начались нелёгкие годы перестройки, многие с фабрики рассчитывались, и наша героиня в том числе. Дома женщине было сидеть невмоготу, да и, как поётся в песне «финансы поют романсы». Вот и предложила кума – Любовь Бебова – поработать социальным работником, а Татьяна Борисовна и не сопротивлялась, ведь ей – женщине электрику, любая работа по плечу.
«Вначале, около шести лет, у меня на обслуживании находился участок на «22». Я посещала подопечных, которые проживали в девяти и пятиэтажках», - рассказывает социальный работник.
 Но душа женщины болела за одиноких стариков, проживающих в самых отдалённых районах – на «сотой». Каково это жить в частном секторе, да и ещё без чьей-либо помощи, Татьяна Борисовна знает не понаслышке. Ведь она сама родом из «сотой». Здесь жили её родители, дедушка, бабушка. На «Речной» прошло её счастливое детство, быстро повзрослевшее отрочество и мудрая юность.
«Меня на «сотой» все знали», - хвастается женщина. – Поэтому я подумала и решила сменить участок, несмотря на то, что тогда уже проживала, да  и проживаю сейчас, в центре города. Вот так, более 15 лет я и обслуживаю участок на «сотой». Сейчас на моём обслуживании 11 подопечных. Ходить, конечно, очень далеко, но свой участок я, никогда в жизни, не променяю ни на какой другой», - признаётся Татьяна Борисовна.
За время своей работы соцработник научилась не ждать просьб о помощи, а брать бразды правления в свои руки. Она сама оценивает ситуацию и знает, где и в чём необходима помощь. Зачастую делая даже то, что не входит в её обязанности. А кто, если не она?
«Как только я захожу во двор к подопечным, то сразу вижу, что нужно делать. Если мусор стоит во дворе, то сразу выношу, если снег нужно почистить – чищу, посудку помыть – помою,  пропылесошу, пыльку вытру, пол промою, помогу кушать приготовить. Поначалу, конечно, мне говорили, что я должна делать, а сейчас и сама знаю. Иной раз может и не положено что-то делать, а мы всё равно стараемся помочь старикам. Я никогда в жизни не отказывала в помощи», - откровенничает соцработник.
Самые сложные дни для Татьяны Борисовны – выходные, праздничные, а особенно – отпускные.
«Ой, как же я не люблю отпуск. Сидишь, дома и думаешь: «Как там мои подопечные?». Они ведь для меня – родные люди, они для меня – всё. Как походит выходной, так я не могу дождаться понедельника, чтоб их увидеть», - не сдерживая слёз, подчёркивает женщина.
Даже, несмотря на то, что у Татьяны Борисовны выходной или отпуск – она всегда в строю. Зачастую подопечные звонят и просят о помощи: что-то купить или по хозяйству срочно помощь необходима. Женщина, не задумываясь, бросает свои дела и мчится к названным родственникам.
«А как иначе? Хоть и в отпуске. Я никогда и никуда не уезжаю, они знают, что я всегда дома. Позвонят – иду», - признаётся Татьяна Борисовна.
 «У человека, работающего в нашей, социальной, сфере, в первую очередь, должно быть доброе сердце. Мы должны понимать каждого подопечного. Вот, например, я пришла и вижу, что у человека нет настроения. Мне уже надо с ним как-то по-другому поговорить. Спросить: как, что случилось? А иной раз, если бабушка не хочет со мной говорить, и я не вмешиваюсь со своими расспросами. Или промолчу, или что-то придумаю. Одним словом, человека нужно видеть», - с твёрдостью отмечает соцработник. – Образование в нашем деле не имеет никакого значения, главное – чтоб ножки не болели», - смеётся женщина.
«А вообще в моей профессии меня привлекает больше всего возможность поговорить с моими подопечными. Как известно, старые люди много повидали в своей жизни и могут посоветовать мудрые вещи. Поэтому я часто обращаюсь к ним за советом, да и они ко мне. Одним словом, самый главный и огромный доход от моей профессии – это общение и мудрый совет», - признаётся соцработник.
Ни разу за двадцать четыре года, несмотря на скромный материальный достаток, Татьяна Борисовна даже и не думала сменить профессию.
«А куда я пойду, как брошу подопечных? Вот мы ходим к ним всего лишь два раза в неделю, а к ним нужно ходить каждый день. На одного подопечного отводится всего лишь 45 минут, а этого недостаточно. Я должна и в магазин сходить, и снежок почистить, и посудку помыть, помочь покушать приготовить, прибраться. А разве за 45 минут всё успеешь? А поговорить? Только сядем пообщаться, а мне уже и уходить пора. Они мне говорят: «Таня, ты уже уходишь? Ты же только пришла, мы же с тобой только сели поговорить». Вот я слышала, что где-то у соцработников на попечительстве всего лишь шесть человек, вот если бы и у меня были шесть человек, я бы больше внимания смогла уделить каждому из них. У меня на попечительстве есть также и лежачая бабушка – к ней я, естественно, хожу каждый день», - отмечает Татьяна Борисовна.
Подопечные дали женщине свой отличительный позывной – «местное радио». Ведь они практически не выходят на улицу, а есть и такие, которые прикованы к постели и единственным живым источником информации для них является Татьяна Борисовна. Это она рассказывает им о том, что происходит в родном городе, в Республике и на мировой «арене».  
На трудовом пути Татьяны Борисовны было немало как интересных, так и не менее трагических судеб подопечных. И каждую историю она пропускает через своё сердце, а некоторые из них остаются в памяти на всю жизнь.
«Случилось это около двенадцати лет назад. Раньше на «½» был ЖЭК. Так вот в его районе, возле путей, жили мои подопечные – семейная пара. Сын их, на тот момент, проживал в Лисичанске. Я знаю, они меня всегда ждали. Каждое утро калитку открывали. Я свободно заходила во двор, они уже знали, что я продукты принесу. Как-то прихожу – калитка закрыта. Я насторожилась. Кое-как, открыв калитку, я зашла во двор. Стучу в дверь – никто не открывает, стучу в окно – тишина. Моё сердце сразу почуяло неладное. Я стала переживать. Уйти и мысли не было, ведь это мои подопечные – и, как бы то ни было, я должна дождаться их и узнать, что с ними случилось? Я побежала к соседке и говорю, мол, вы знаете, с ними что-то случилось. Мы пришли с ней вдвоём – стучим, а они не открывают. Тогда мы вызвали милицию. Наряд приехал и, открыв дверь, – все ужаснулись. Мои подопечные мертвы, и не просто мертвы – их обоих убили. Для меня это был шок. Я к ним ходила, помогала, мы общались, они ждали меня, а я ждала их – и тут такое… Это было большое потрясение для меня. Убили их соседи. Трое пацанят, узнав, что старикам принесли пенсию, пробрались в дом и наделали делов, что сами попали в тюрьму, а моих подопечных не стало. Это на всю жизнь останется в моей памяти», - до сих пор не оправившись от шока, вспоминает Татьяна Борисовна.
Сама Татьяна Борисовна тоже хлебнула горя. Пять лет назад женщина похоронила любимого мужа Володю. Казалось, жизнь остановилась. Но на помощь, опять же, пришла работа – коллеги поддерживали, как могли. Да и дочери Яна и Наталья стали надёжной опорой для матери и стимулом найти силы жить и трудиться дальше.
Стоит отметить, что младшая дочь Яна пошла по стопам матери и уже порядка семи лет тоже трудится социальным работником и оказывает помощь нуждающимся. Сначала дочь три года работала в посёлке Донецкий. А после того, как жильё пострадало от рук украинских карателей, и жить в нём оказалось невозможно – семья переехала в Кировск. Яну перевели на другой участок и сейчас на её попечительстве люди, проживающие в центре города.
«Коллектив у нас очень хороший, дружный. Мы всегда друг другу помогаем, поддерживаем. У нас очень хороший директор и заведующая. Мне многие говорят, мол, ты на пенсии уже, рассчитывайся и сиди дома. А как же общение? Как же мой коллектив? Да и что я буду дома делать? Да никогда в жизни! Как говорится, пока ноги носят, буду работать», - уверена соцработник.
Самое сложное время – вооруженная агрессия, направленная на наш небольшой Кировск со стороны ВСУ, Татьяна Борисовна вспоминает спокойно, без особых эмоций. Возможно, начала забывать, а возможно, просто привыкла. Вот только отмечает, что, конечно, было страшно.
«Помню в 2014 году иду на участок, на «сотую». У меня как раз на улице Чкалова бабушка жила. В руках две большие сумки с продуктами для подопечных. И вдруг – летят самолёты! Вот это было страшно. И падать приходилось, когда снаряды летели. И в подвале, помню, у одной бабушки сидели», - задумчиво рассказывает Татьяна Борисовна.
Женщина понимала, что оставить стариков на милость судьбе просто не имеет никакого человеческого права. Ведь они, как никто, нуждались в продуктах питания, воде, да и моральной поддержке. Остаться одному – вот что самое страшное для человека. Ни для кого не секрет, что с началом военных действий, кроме «подарков» в виде снарядов, украинские власти устроили жителям Луганской Народной Республики настоящую водную блокаду. Это было, пожалуй, самое сложное время для социальных работников. Мало того, что подопечным нужно наносить воды, так эту водичку нужно было ещё и где-то взять.
«Воду я возила и с городского ставка, и в кринице в очереди стояла по два-три часа. Было время, я аж на «Самсоновку» ходила бабушкам по воду. Возьму тачечку, привяжу баклажки и через «красный мост» на «Самсоновку». А сколько её там привезёшь? Разве много? А что делать? Водички-то у бабушек не было», - вспоминает Татьяна Борисовна.
«Но мы всё вытерпели, вынесли», - подчёркивает соцработник. 
 «Когда в наш комплексный центр социального обслуживания населения произошло прямое попадание снаряда, я была дома. А утром, когда пришли на работу, мы стали всё убирать. А эту штуковину – снаряд, честно говоря, хотели запрятать и сохранить, как память, но нам военные не разрешили», - секретничает женщина.
«Мы с девчонками своими руками и ремонт делали, обои клеили. И это в свободное от подопечных время. Среда у нас хозяйственный день, вот мы и облагораживали «Дом Милосердия». Да и после работы, и в выходные тоже приходилось трудиться», - рассказывает соцработник.
«А вообще, всё плохое забывается быстро – в моей памяти остаётся только хорошее», - признаётся Татьяна Борисовна.
На судьбу и тяжёлую работу Татьяна Борисовна не ропщет. Разве что ходить далековато. Ведь в один из самых отдалённых участков города зачастую приходится добираться, как говорится, на своих двоих, и в дождь, и в палящий зной, и в суровую вьюгу. Да ещё и проезд платный. Вот если бы проездные билеты для соцработников сделали, а то ведь на скромное жалованье особо не наездишься.
«А так к каждому подопечному можно найти подход, даже не смотря на то, что характеры у всех абсолютно разные. Это ещё не известно, какими мы в старости будем?», - смотрит в будущее Татьяна Борисовна.
Мечты у Татьяны Борисовны не заоблачные. Разве чтоб только Мир был, да и подопечные жили бы подольше и счастливо.
«Я хочу только одного – чтобы был Мир и крепкое здоровье у моих бабушек. Чтобы мои подопечные были живы. Ведь если будут живы они – будет работа и у нас, а если их не станет – то и нас не будет», - сетует соцработник.
В преддверии 8-го Марта, Татьяна Борисовна поздравила свой дружный коллектив и своих подопечных с весенним праздником, пожелав здоровья и долголетия.
«Я желаю всем здоровья, благополучия, Мира. Чтоб в каждой семье были спокойствие, тишина, тепло, уют и любовь. Чтобы все мы знали, что такое слёзы радости, а не слёзы горя. С праздником, милые женщины!».
 «Пока люди сами хоть как-то справляются –
о помощи не просят»
Вера Григорьевна Бабенко проработала в системе образования 50 лет – была учителем начальных классов в бывшей восьмой школе, а после её закрытия перешла в первую. Женщина сетует, что никто из её учеников её не проведывает.
«Возможно, они разъехались и их здесь нет», - оправдывает женщина.
После смерти мужа, с которым прожили 62 года, Вера Григорьевна осталась совсем одна, ведь деток, по её словам, Бог не дал. Родственников много, ведь женщина, как говорит, из большой семьи, но их здесь нет. Родня Веры Григорьевны живёт в Донецкой области. Общаются только по телефону, да когда-никогда племянники в гости приедут. Но это нечасто бывает, ведь добираться, как говорится, не ближний свет.
«Они мне и продуктов привезут, и помогут что нужно», - отмечает женщина.
Здесь, в Кировске, остались родственники покойного мужа, но у них свои семьи и свои проблемы. Да Вера Григорьевна и не обижается, она всё понимает.
«С мужем из одной деревни, вместе и войну прошли. Пока жили вдвоём – не нуждались в помощи, как говорится, обходились. Я не хожу никуда уже давным-давно, а муж, несмотря на болезнь, и в магазин ходил, и в ЖЭК…», - рассказывает женщина.
Сейчас единственным спасением от одиночества для бывшей учительницы стала именно социальный работник – Татьяна Борисовна. Да она для неё не просто работник, а родной человек.
«Татьяна ко мне ходит лет одиннадцать. Моя Танечка золотая. Никогда ни в чём не отказывает. Она – моё солнышко, я её всегда жду. Она очень добрая, сердечная, уважительная», - хвалит Вера Григорьевна.
«Даже несмотря на сильные обстрелы, Танечка приходила, приносила продукты, помогала мне», - отмечает подопечная.
Вера Григорьевна признаётся, что буквально каждый вечер общается со своей Танечкой по телефону и зачастую эти разговоры растягиваются на долгое время.
«Мне как-то ночью стало плохо. Так Татьяна мне вызвала «скорую помощь» и, несмотря на комендантский час, ко мне прибежала. Даже быстрее, чем «скорая» доехала. Мне оказали помощь, а Танечка со мной осталась, переночевала», - рассказывает Вера Григорьевна.
В преддверии Международного дня 8 Марта педагог с пятидесятилетним стажем обратилась к социальным работникам и всем кировчанкам с добрыми словами поздравлений и пожеланиями.
«Желаю всем здоровья, доброжелательности. Социальным работникам желаю, чтобы они от нас не уставали. Пусть их нелёгкий трудовой путь освещают яркие лучики солнца», - обратилась Вера Григорьевна.
 «Волшебница милосердия»
Директор Кировского комплексного центра социального обслуживания населения Галина Мовчан отметила, что профессия социальный работник не каждому по душе.
«Эта профессия сложная, требующая большого внимания к людям преклонного возраста, людям с ограниченными физическими возможностями. Социальный работник – это как близкий родственник человека, попавшего в беду, это волшебники нашего милосердия, наша гордость», - подчеркнула  директор Центра.
«Татьяна Борисовна, по праву является гордостью нашего социального учреждения. Она, проработав столько лет, отдала лучшие годы жизни своему призванию, профессии – социальный работник.
Участок, который она обслуживает, находится на окраине города, но, несмотря на отдаленность, она, рискуя жизнью, в период даже самых активных боевых действий, шла туда, где ее ждали и ждут. Ведь люди ждут, когда она принесёт продукты питания, которые купила на рынке. Её ждут люди, которые не могут по состоянию здоровья занести уголь в дом, которым нужна вода.
В самые тяжёлые для кировчан годы войны Татьяна не переставала выполнять свой служебный долг», - рассказала Галина Мовчан.
Директор отметила, что Татьяна Борисовна – сердце коллектива.
«Какое у нее не было бы настроение, она всегда улыбается, одним словом – оптимистка. Она очень организованная, а самое главное – порядочная и честная. Татьяна – достойный пример для молодежи», - подчеркнула руководитель.
«Когда на улице бушевала метель, даже машина не могла проехать на отдаленные участки. Я спрашиваю: «Татьяна, как ты доберешься на участок?» А она отвечала: «Ничего. Как-то доберусь. Взаимопомощь и взаимопонимание превыше всего». Ведь она четко знает, что там ее ждут. И никто, кроме нее, не выполнит эту работу. Есть люди, которые оставляют своих стариков, и мы их обслуживаем. Татьяна идет и помогает им.  Ее подопечные – одинокие пожилые люди, называют Таню, с любовью, «Волшебница милосердия».
Она просто умница и я приклоняюсь перед ней! Она, действительно, человек с большой буквы!», - подытожила Галина Мовчан.

 «Крепкое женское плечо»
«Татьяну я знаю с самого детства. Мы вместе росли, вместе бегали по лужайкам, собирали цветы, ходили в школу. Несмотря на нелёгкую судьбу, которая выпала на её  женские плечи, она не сломилась, не озлобилась на весь мир, на людей, которые её окружали. Таня очень отзывчивый, добрый, заботливый, очень ответственный человек. Я не знаю такого случая, когда бы Татьяна сказала: «Я не могу!». Не взирая ни на что, она всегда поможет, подставит своё плечо. Ни разу за всё наше знакомство этот человек меня не подвёл, не отвернулся, не сказал грубого, плохого слова. Это не просто дружба по годам, это как родственники, как близкие по духу люди», - рассказала подруга Любовь Бебова.
«Дай Бог, Татьяне здоровья, работоспособности, и чтобы она ещё больше радовала своих подопечных и нас – подруг, своим вниманием и заботой», - пожелала подруга.