18 декабря 2017 года
органы записи актов гражданского состояния отметят100-летие. Поистине
знаменательнейшая дата! За это время ЗАГСы стали неотъемлемой частицей нашего
общества, ведь за 100 лет родилось и сыграло свадьбу не одно поколение людей: и
все эти радостные события регистрировали работники ЗАГСа. А как же люди
обходились без ЗАГСов раньше?
На протяжении веков
вступающие в брак соединяли свои судьбы в церкви. Только торжественное венчание
и запись в церковной метрической книге определяли тот факт, что брак является
законным. Эти книги представляли собой книги записей актов рождения и крещения,
бракосочетания и смерти. Каждая такая запись делалась тем священником, который
венчал, крестил и отпевал прихожан своего прихода. Метрические книги церквей
появились в 1722 по приказу Петра I, который установил обязательную регистрацию
рождения у православного населения.
Именно священником записывались
в метрической книге следующие сведения: имена и фамилии вступающих в брак,
время совершения таинства брака, год, месяц и день рождения жениха и невесты,
их вероисповедание, их семейное состояние до времени вступления в брак, их
сословие, место жительства жениха, его занятие (а также занятие невесты,
"если перед браком она самостоятельно зарабатывала средства
пропитания"). Помимо этого он выяснял грамотны ли жених и невеста и могут
ли собственноручно расписаться в метрике. Короткие выписки из этих документов
направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха. Сегодня
метрические книги церквей порой являются единственным документальным источником
при изучении истории своего рода, составление родословной, поколенной росписи и
генеалогического древа.
После Великой
Октябрьской революции ситуация в стране изменилась с принятием 18 декабря (по
старому стилю) 1917 года декрета СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и
о ведении книг актов состояния", уничтожившего старый порядок
брачно-семейных отношений. Этот документ не отменял церковный брак, однако
признавал его "частным делом брачующихся", а официальным фактом
считалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. Церковь
была отстранена от ведения брачно-семейных дел, юридические последствия
признавались лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах.
Таким образом, день 18 декабря 1917 года стал днем рождения органов записи актов
гражданского состояния.
Вслед за первым декретом
19 декабря 1917 года был принят декрет "О расторжении брака", который
включал в себя принципиально важные для того времени вопросы, касающиеся
развода.
Естественно, что работа
системы органов ЗАГС постоянно совершенствуется. Нынешние ЗАГСы принципиально
отличаются от тех, что были раньше. Новые интерьеры создают радостное,
незабываемое настроение. Они оснащены новым оборудованием и мебелью, оформлены
современным декором.
Государственная
регистрация сегодня не отменяет таинство церковного брака. Венчание было и
остается для многих главным актом, символизирующим союз двух сердец. Но и обмен
кольцами во Дворце бракосочетаний стал за прошедшие десять десятилетий не
только обязательной процедурой, но и поистине народным обрядом.
Каждому человеку хотя бы
раз в жизни приходилось бывать в ЗАГСе. За самыми важными, основными
документами люди обращаются именно сюда – засвидетельствовать рождение ребенка,
заключить брак, по вопросам усыновления, установления отцовства, расторжения
брака, перемены имени и, наконец, смерти. Можно сказать, что органы ЗАГС ведут
по жизни каждого человека, скрупулезно записывая, как главы в романе, каждый
этап прожитой жизни. И все это вместе взятое составляет историческое наследие
нашего народа.
Органы ЗАГС прошли
большой путь от нелегкого рукописного труда до компьютеризированных систем. Это
позволило улучшить качество выдаваемых гражданам документов, сократить время на
их оформление и создать условия для качественного и эффективного
информационного обеспечения органов ЗАГС.
Деятельность органов
ЗАГС предполагает непосредственное, конфиденциальное общение с гражданами как
при приеме заявлений на государственную регистрацию. так и при ее
осуществлении, так как акты гражданского состояния связаны с личной жизнью
граждан и характеризуют их правовое положение.
Сотрудники отделов ЗАГС
должны не только знать свою работу, но и обладать богатыми душевными
качествами. При оформлении документов специалистам в течении дня приходится
морально и душевно перестраиваться, оформляя радостное событие рождение малыша,
а затем горькую утрату человека оформление смерти, прием документов на
заключение брака, оформление расторжения брака. И только вкладывая теплоту
своих сердец в любимое дело, им удается выдерживать такую серьезную нагрузку.
В 2017 году органам ЗАГС исполняется 100 лет,
100 лет непрерывной, интересной и трудоемкой работы, 100 лет , как по эстафете,
специалисты передают свой опыт другим сотрудникам, пришедшим на их места, 100
лет в ЗАГСы обращаются люди за помощью, за советом, со своими переживаниями, со
своей радостью, своими чувствами и эмоциями. Одним словом, здесь
сосредоточены " и жизнь, и слезы и любовь." От рождения и до
последней минуты жизнь человека связана с ЗАГСом. И бывает так, что мы
оказываемся единственными, кто может повлиять на то, как сложится судьба
человека. Вовремя данный квалифицированный совет специалистов помогает
родителям правильно выбрать имя ребенку, заблаговременно запастись гражданину
необходимыми в будущем документами для решения жизненно важных вопросов,
исправить в них имеющиеся ошибки.
Наша задача, грамотно и быстро в соответствии с
законодательством произвести государственную регистрацию акта гражданского
состояния, своевременно дать гражданину необходимую консультацию и выдать ему
правильный и грамотно оформленный документ. Каждый документ - это не просто
лист бумаги - за ним судьба конкретного человека. Мы, работники органов ЗАГС,
осуществляем свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с
действующим законодательством. Информация, которой владеет работник ЗАГСа -
конфиденциальная, для служебного пользования, не подлежащая разглашению.
Начальник отдела записи
актов гражданского состояния
Кировского городского управления
юстиции
Министерства юстиции
Луганской Народной Республики
Е.Ю. Павлова