Памяти А.И.Тимченко

      Пришел на работу. Прочитал новости. Обратил внимание и уже собрался было выразить свое отношение к очередному «историческому» событию в жизни Украины, где «безвиз» в Европу, по мнению президента Порошенко, «означает преодоление последствий решений Переяславской Рады»?!


     Увидел пропущенный звонок от   Александра Крючкова. Набрал другу  и услышал трагическую новость – умер один из наших добрых знакомых, участник боевых действий во Вьетнаме, сержант запаса СА и  ветеран-шахтер Анатолий Иванович Тимченко.
      Решил – а, ну его к лешему этого Порошенка с его очередными перлами, а вот проводить в последний путь и сказать в адрес покинувшего этот мир хорошего человека – нужно и должно!
      Познакомились мы с Анатолием Ивановичем 27 февраля 2015 года, аккурат в мой 57-й день рождения. Тогда мы с Валерой, главой администрации города Геннадием Александровичем, Ольгой Ивановной и друзьями-казаками в первый раз посетили пос. Донецкий для передачи его немногочисленным жителям доставленной в город гуманитарной помощи. Пообщались с земляками. Выслушали их пронизанные болью и гневом истории жизни в полуразрушенном поселке.
      Ольга Ивановна предложила заглянуть в квартиру её знакомых. Подъехали к дому, который представлял из себя что-то похожее на заброшенное, покинутое, с пустыми оконными рамами, сорванными с петель дверьми нежилое здание… В это время из подъезда появилась женщина с ведром – вышла за углем. Оказалось, что она -  и есть та самая знакомая Ольги Ивановны. Познакомились. Валентина Николаевна. Напросились в гости. Вошли в подъезд. Сыро. Темно. Неуютно. Бросилась в глаза надпись мелом на двери «Мы здесь живем!». Поднялись на второй этаж. В комнате полумрак. Окна занавешены одеялами. Вместо стекол на рамы степлером прибита пленка.
      Небольшая «двушка» с планировкой «чулок». В спальне на кровати в верхней одежде, укрытый одеялом (холодно!) лежал мужчина. Было заметно, что ему нездоровится. Так мы познакомились с Анатолием Ивановичем. Что в нем сразу поразило – скромность. Не напускная, придуманная – природная. Все сведения из него приходилось буквально «выуживать». Помогла Валентина Николаевна, от которой мы, в основном и узнали некоторые строки биографии её мужа. Оказалось, что Анатолий Иванович – ветеран-шахтер, в прошлом – сержант «срочник», который проходил службу во Вьетнаме во время борьбы народа этой страны за независимость. Стало интереснее. Продемонстрировала парадный пиджак, на котором красовались две медали. Пригляделся и – ахнул! Одна из них – «За отвагу», другая – вьетнамская. Я знал, что  самой главной по статусу медалью не награждали «по совокупности» - только за конкретные, связанные с проявлением мужества и героизма, поступки. Тут уж я, что называется, «вцепился» в Анатолия Ивановича и выудил из него сведения. Оказалось, что он в армии занимал должность командира расчета зенитного комплекса одного из подразделений ПВО, охранявшего небо над столицей Вьетнама. «Помогли обрести покой» нескольким американским «Фантомам». После демобилизации вместе с молодой женой вернулся на родной Донбасс. Работал шахтером. Рассказ и судьбе этой семьи настолько взволновали нас, что решил – обязательно приедем к ним на День Победы.
      В следующий раз мы навестили семью Тимченко в канун юбилейного праздника – 70 лет Победы в ВОВ! Нас ждали. Квартира преобразилась: с  окон были сняты одеяла, комнаты сверкали чистотой и свежестью. Хозяин встретил «при параде» - стоя (правда, опираясь на палочку), в белом свитере, на котором эффектно смотрелись боевые награды! Посидели, Поговорили. Спели песни под аккомпанемент Вадима Дейнеко из «Иркутской заставы».
      В 2016 году мы в поселок не ездили. Военные не пустили - резко обострилась обстановка и мы дали большой концерт в соседнем пос. Голубовка. По телефону из Москвы часто интересовался у Ольги Ивановны, как идут дела у «нашего защитника вьетнамского неба». Естественно, краткая военная биография Анатолия Ивановича, обстоятельства нашего знакомства нашла свое отражение в книге «Трасса М4. Дорога на войну…». Рассказывал своим родственникам и друзьям о судьбе этого удивительного человека.
      Совсем недавно, 5 мая этого года, мы все-таки добрались до «Питера». Квартира Тимченко была второй на нашем пути. Подъехали к дому. В окно, словно почувствовав, что мы прибыли (никто заранее не предупреждал), выглянула Валентина Николаевна. Улыбнулась и… как – то виновато развела руками. В груди что-то екнуло… В  тревожном ожидании   зашли в дом. Предчувствие не обмануло.
- Где наш герой?
- Болеет и с постели не встает, - ответила хозяйка, - в конце октября прошлого года случился у него инсульт.
      Зашли в комнату. На кровати лежал Анатолий Иванович. Улыбнулся. Узнал. Мы поздравили его с Днем Победы. Сфотографировались. Я присел на корточки и взял его ладонь в свои руки. Поразил исходящий от неё холод. Спрашивали его о чем-то. Наверное, приободряли. Стали прощаться. В этот момент по щекам этого уже далеко немолодого  человека потекли слезы…
      Уходили, прямо скажу, с не очень радостным настроением.
      И вот, Анатолий Иванович умер. Ушел из жизни, последние три года  которой прошли под грохот взрывов мин и снарядов, выпускаемых по приказу президента страны, предавшей его и тысячи других жителей Донбасса ради  морковки-«безвиза» для других – также преданных и обманутых…
       Спи спокойно, дорогой Анатолий Иванович – воин, труженик, земляк.
       Пусть земля Тебе будет пухом, солдат Победы!  
Почетный гражданин города Кировска
Николай Михайлов