«Хочется сделать для людей больше хорошего!» - Ольга Кобзарь.




         Нежный образ, красивые выразительные глаза, в которых – отражение доброй души, всегда аккуратная причёска, приятный спокойный голос. Это краткое описание портрета моей героини. Любой человек со стороны может увидеть в этой женщине или учителя начальных классов, или сестру милосердия, а, может, преподавателя музыки – словом, представительницу какой-то очень мирной и женственной профессии. Но никак не руководителя, на плечах которого лежит ответственность за нормальные условия жизни целого населённого пункта. Тем более в условиях военного времени. Но именно эту роль призвана сейчас выполнять Ольга Михайловна Кобзарь, заведующая сектором по обеспечению деятельности посёлка Донецкий.
         За её, казалось бы, мягкостью, и скромностью скрывается женщина с сильным волевым характером, прочными убеждениями, твёрдым стержнем. Нет, ей, конечно же, как и любому человеку, свойственны и страх, и сомнения! Но она способна их преодолеть. Сегодня решение многих проблем Донецкого, личных вопросов посельчан во многом зависит от того, насколько глубоко Ольга Кобзарь проникнется ими, насколько убедительно сможет передать их по инстанции, а затем – насколько последовательно сможет проследить их воплощение в жизнь. Залогом успеха являются присущие этой женщине оперативность, настойчивость в достижении цели, ответственность, умение найти общий язык с собеседником. Готовясь к интервью с Ольгой Михайловной, я подумала, что мне выпала редкая удача – через неё, её судьбу, мироощущение показать, чем сегодня живёт посёлок - прифронтовой  Донецкий. Какими мыслями, какими делами, какими мечтами?

«Переживала очень сильно: смогу – не смогу? Ну, вроде бы, получилось». 
- Ольга, скажу честно, встреча с Вами – для нас и ожидаема, и интересна. Не открою большого секрета, что жизнь в посёлке и в обычное, мирное время всегда тяжелее, чем в городе - дальше от цивилизации, дальше от услуг. Жители привыкли больше надеяться на себя. А уж сейчас – и говорить не приходится. Вы (то есть посёлок Донецкий – прим. автора) сегодня находитесь в особых условиях. Об этом мы поговорим чуть дальше. А начнём с представления Вас как человека, наделённого определёнными полномочиями. Раньше был поссовет, а в нём - работники, а сегодня - сектор по обеспечению жизнедеятельности посёлка и Вы – его заведующая. Как получилось, что Вам доверили этот пост, когда это произошло? И что подразумевается под словами «обеспечение жизнедеятельности населения»?
- Знаете, название изменилось, а суть – не очень. Многое из того, что мы раньше выполняли, мы и сейчас выполняем. Единственно, нам немного легче работается, так как мы сейчас – структура администрации и нам больше помогают. Обеспечение жизнедеятельности населения подразумевает снабжение населения продуктами питания, водой, безопасность среды, в которой живём. Снабжение электроэнергией, транспортное сообщение, дороги и др. То есть, по сути, речь идёт о создании всех условий для нормальной жизни людей, а в особо трудные, опасные периоды – условиях выживания.
Как получилось, что я стала заведующей сектором? Вы знаете, эта история началась на самом деле давно. Я имею в виду, как я вообще попала во власть. Был, по-моему, 2005 год. В это время я работала в Кировском профлицее. Мне там нравилось, я и сейчас с теплотой вспоминаю и коллектив, и всё, что связано с работой в этом учебном заведении. Работая там, попутно я занималась общественной деятельностью – была активисткой Партии регионов. Тогда многие были вовлечены в эту деятельность. К этому моменту я уже хорошо знала посёлок, его людей, с которыми приходилось общаться во время избирательных кампаний и других мероприятий. В 2010 году меня избрали депутатом Донецкого поселкового совета - и я сразу же была избрана секретарём поссовета. Это выборная должность, на которую избирают из числа депутатов.
И вот в один миг жизнь изменилась. То есть, появилась большая ответственность. Честно говоря, я никогда раньше не думала и не мечтала, что мне придётся работать в поселковом совете, вообще – в местном органе власти. Я сама – бухгалтер по образованию, закончила Славяносербский аграрный техникум. Но жизнь распорядилась по-своему. Вначале было тяжело, не всё получалось, однако со временем работу изучила - и стало получаться уже лучше. Постепенно я даже смогла полюбить эту работу. Потом уже, когда начались здесь военные действия, был период, когда не работал ни поссовет, ничего. Было очень страшно. И, когда мне предложили стать заведующей сектором, я не сразу была готова к этому. Это произошло позже.
- Это было быстрое решение, без тени сомнения, или Вы думали, взвешивали? Что сыграло решающую роль?
- Был, конечно, какой-то страх вначале, переживала очень сильно: смогу – не смогу? Ну, вроде бы, получилось.

«Без поддержки жителей в этой работе не обойтись».
- Ольга, расскажите, с чего начинается Ваш обычный рабочий день?
- С общения с жителями. Потому что не было ещё такого случая, когда бы ты пришёл на работу – и никого не было, никто бы тебя не ожидал. У жителей всегда есть проблемы. Даже, идя на работу, ты с кем-то встречаешься, кто-то о чём-то спрашивает. Какие-то новости стремится узнать, тут же о своих проблемах каких-то рассказать. Приём населения проводим. Главный специалист – по понедельникам и я  - по четвергам. Каждый понедельник я приезжаю в Кировск на совещания. Их проводит советник главы администрации Зоя Рекша. Здесь мы, зав. секторами излагаем все свои проблемы, все свои вопросы, рабочие моменты.
- А кто ваши помощники? И по работе, и общественники? Ведь, ясно, что одной Вам было бы не под силу тянуть эту ношу?
- Раньше в поссовете штат, конечно, был больше. А сейчас мы трудимся вдвоём: я и  главный специалист Инна Вячеславовна Калюжная. Это человек, который начал идти со мной в ногу ещё до войны. И мне легко с ней работается, потому что она была бухгалтером в поссовете, человек – компетентный. Можно сказать, мы работаем в дружном таком тандеме. Вместе мы горе мыкали в 2014-м. Помню, как спасали самые важные документы - ЗАГСА и нотариата – и вывозили их в Кировск. А сейчас оценили: как правильно и хорошо, что мы это сделали.
Без поддержки посельчан в нашей работе не обойтись.  У нас очень активные жители. Они сами собираются, когда надо, сами инициативу проявляют. Среди тех, на кого всегда можно положиться, Виталий Коваленко. Он очень во многом нам помогает. По водоснабжению посёлка занимался. А сейчас взялся привести в порядок здание поссовета. Дело в том, что во время обстрелов оно стояло, в нём не было ни напольного покрытия, ни кровли. Поэтому даже провести сход граждан стало негде. И вот ребята своими силами начали делать ремонт, чем очень помогли. Одну комнату уже сделали, благодаря этому нам уже было, где провести новогоднее мероприятие. А сейчас ремонтируют актовый зал. Мы им за это очень благодарны.
- А что у вас нового происходит? Что на повестке дня? Чем вы сейчас  занимаетесь?
- У нас сейчас самый главный, самый важный вопрос – это обеспечение водой посёлка. Четыре года у нас нет воды. Я имею в виду централизованного водоснабжения. То, что производится подвоз – то само собой. Это очень большая проблема. Все о ней знают, стараются помочь. Но её решение зависит не только от города. И мы надеемся, что эти капли воды до нас всё же дойдут.

«Свой посёлок я просто люблю».
- Ольга Михайловна, скажите, а что для Вас – посёлок Донецкий? Это место, где Вы родились, живёте? Малая Родина?
- Знаете, очень много можно об этом говорить. Но я просто его люблю. Я родилась, выросла, закончила школу в посёлке. Я люблю природу нашего края. В Донецком есть немало уголков, которые дороги мне. Например, между посёлком и улицей Пугачёва есть балочка. Раньше, как только начиналась весна, мы туда выходили, с друзьями, проводили там свободное время. Сейчас, к сожалению, давно уже этого нет. Есть и другие заветные места. Я сейчас очень люблю наш парк, место возле поссовета, где у нас сад. Люблю свой дом, улицу свою Октябрьскую.
- А расскажите, как говорится, о своём роде-племени. На самом деле, корни очень многое могут рассказать о человеке. Именно они объясняют индивидуальность человека, дают возможность понять, как удалось ему состояться в качестве личности, а также добиться успеха. Кто Ваши родители, Ольга Михайловна, они - коренные посельчане?
- Нет, они не коренные. В своё время они приехали сюда работать. Мой отец приехал из Киевской области, а мама – из Житомирской. Здесь встретились, полюбили друг друга, создали семью. К сожалению, мамы уже с нами нет, а отец – жив-здоров. Я очень его люблю. Во время сильных обстрелов ему, как и многим посельчанам, довелось перенести немало трудностей. Мы его на время вывозили в Кировск, а сейчас он продолжает жить в посёлке. Семья наша – рабочая. Отец сорок лет проработал в шахте, на «Луганской». У меня есть старший брат, он тоже живёт в посёлке, никуда не выезжал, тоже работал на шахте, сейчас - пенсионер. 
- Это трагедия была, когда закрылась шахта «Луганская»?
- Да. И для нашей семьи, и для всего посёлка. Она заставила по-другому строить свою жизнь, искать пути выживания. У отца тогда был период, когда он уже мог перейти на пенсию. А вот брату пришлось дорабатывать шахтёрский стаж, уезжая из посёлка.

«Наши жители измотаны жизнью, но не сломлены».
         - Кировск называют прифронтовым городом. Но его границы начинаются с посёлков. В частности, посёлок Донецкий – действительно прифронтовой. И вот жители посёлка, когда начался военный конфликт и по сей день живут, так сказать, в особых условиях, прямо скажем не лёгких, когда они не знают, что будет сегодня, какие новые испытания им предстоят? Ольга, расскажите, пожалуйста, о своих посельчанах. Как они переносят тяготы военного времени?
- Знаете, наши люди, те, кто остался – такие вот, настоящие. Они – истинные патриоты своей Малой Родины. Отважные, смелые, надёжные. За это время много посельчан, конечно, уехало, особенно во время сильных обстрелов в январе-феврале 2015 года. И это, скажу я Вам, спасло их от гибели. Если бы они остались, жертв было бы намного больше. Знаете, некоторые вынуждены были выезжать на непродолжительное время недалеко, в пределах Республики, в связи с тем, что их жильё было повреждено. Моя семья тоже временно проживала в Кировске, так как мой дом пострадал - и на работу мне тогда приходилось ходить в посёлок каждый день пешком, ведь транспорт не ходил. Так и другие: временно выезжали, а потом возвращались. Сейчас многие приезжают назад, потому что идёт восстановление, и дома отстраивают. Пусть это небольшие шаги, но они их видят.
В 2017 году в пяти пятиэтажных домах (кв. 30 лет Победы, №1,2,3,4,6 – прим. автора) заменили кровлю, в двухэтажных домах (ул. Шевченко, Осипенко – прим. автора) произвели ремонт. Жителям, проживающим по 250 адресам, организацией Красного Креста была выделена  шиферная кровля:  хозяева восстанавливали дома своими силами.
Люди потихонечку встают с колен. Они, конечно, уже измотаны такой жизнью, уставшие от того, что свалилось на их головы, но не сломлены. Знаю, что многие, кто выехал, хотели бы вернуться. Они ждут, когда будет решён вопрос по воде, так как это очень важно для нормальной жизни.
-  Листая «Информационный вестник», часто можно встретить публикации о Донецком, и в них – «посёлок вновь подвергся обстрелам со стороны украинских карателей». И это действительно происходит довольно часто. И в годы Великой Отечественной войны на территории вашего населённого пункта также шли бои. Такая вот военная судьба у него. Расскажите, пожалуйста, какое звание и как получил посёлок Донецкий за своё мужество? Что он собой представляет?
- Вручение Почётного знака «Посёлок воинской славы» происходило в посёлке Краснодон. Нас туда пригласили на торжество. Вообще-то церемония награждения должна была проходить непосредственно у нас в посёлке. Но в это время он обстреливался, и провести массовое мероприятие было небезопасно. Церемония проходила очень торжественно, очень красиво, волнительно. Жаль, что организаторы не смогли к нам приехать. Наши жители с гордостью восприняли новость о награждении. Мы рассказали им, как всё это происходило. 
На знаке запечатлены моменты Великой Отечественной войны. Ведь для нашего посёлка – это памятное время. В этот период Петро-Донецкий рудник дважды захватывался немцами: ненадолго в 1941-м, а затем в 1943-м. Период оккупации был самым трудным в жизни посельчан. До прихода немцев шахта и железнодорожный мост были взорваны. 1 сентября 1943 года Советская армия освободила наш поселок. Нужны были поистине героические усиления, чтобы вернуть к жизни угольные предприятия, создать шахтерам необходимые условия труда и быта. В братской могиле в посёлке Донецкий покоятся останки бойцов бронепоезда №11 66-го отдельного дивизиона бронепоездов. Экипаж дивизиона в ноябре 1941 г. сражался с фашистами на перегоне между ст. Водопроводная и Сифонная. В жестоких боях отважные бойцы дивизиона бронепоезда погибли. Это наша история, и мы её храним.
А сегодня прошлые и нынешние события так пересеклись! В них так много общего! И посёлок Донецкий снова оказался на переднем крае фронта боевых действий. И когда ты, допустим, читаешь сейчас стихотворение о той войне, то уже хорошо понимаешь, о чём в нём идёт речь.

«Когда я прочитала это стихотворение, подумала: «Боже мой! Это же о нас! Как это всё похоже!».

-  А сейчас уже есть стихотворения об этой войне. Почему я это спросила? Дело в том, что в нашей газете «Информационный вестник» мне попалось на глаза стихотворение «Я – Донецкий». Когда я его прочитала, оно настолько меня поразило, что я начала искать, кто его автор? Не нашла. И подумала, что Вы придёте на встречу и всё проясните. Ведь Вы сыграли в этом какую-то роль?
- Вы знаете, это стихотворение сочинила не я. Я нашла его случайно в Интернете, и оно  - о Горловке. Когда я его прочитала, оно тоже произвёло на меня сильное впечатление, и я подумала: «Боже мой! Это же о нас! Как это всё похоже!». И строчки стали приходить сами собой. Получилось так, что за основу я взяла то стихотворение, а на него наложились ещё и  мои какие-то мысли и впечатления. Истинного автора я не знаю.

Я – Донецкий! Я весь в слезах.
Я – в клочья сердце, в клочья душу.
Я – жуткий стон, ужасный страх.
Я – крик, просящийся наружу.

И так далее. Стихотворение полностью публиковалось в нашей газете. И как-то всё сложилось: в нём говорится о воинской славе - и нам вручили «Почётный знак».

- Сильные строки. Я думаю, что автор не обидится за то, что Вы по-своему изложили содержание этого стихотворения. Главное, что оно трогает  душу.

«К сожалению, люди привыкают жить под обстрелами».
- Я знаю, что в летний период в посёлке Донецком было очень много пожаров. Как вы с этим боролись? Вам, наверное, немало довелось видеть людского горя? Ведь когда что-то случается, люди в первую очередь обращаются к поселковой власти?
- Да, действительно, летом, осенью часто происходило возгорание сухой травы. Иногда МЧС выезжали на тушение пожара по два раза на день. В результате попаданий в кровлю жилых домов происходило их возгорание, воспламенялись сараи, ограждения, разные хозяйственные постройки. А это всё – имущество наших граждан, которое они наживали трудом порой нескольких поколений! С июня 2017 года 53 дома пострадали от разрушений разной степени.  А были и такие, которые спасти не удалось. Например, дом на Лесной. Так как обстрелы не прекращались, проехать туда и потушить пожар было невозможно, соседи тоже ничего сделать не могли. По рассказу женщины, хозяйки, она буквально уползала от места пожарища под артобстрелом. Сейчас живёт у сына.
Очень жаль тех людей, дома которых подвергались прямому попаданию снарядов – они обречены на полное обрушение, не говоря о тех, кто в них находился. Но, не я одна заметила, что зачастую какие-то высшие силы охраняют людей от гибели. Помню, например, случай, когда дом восьмидесятилетней Раисы Игнатьевой от попадания в него снаряда полностью разнесло. А она осталась жива: ни царапины! Женщина, предчувствуя беду, успела выскочить на улицу - и сосед помог ей спастись. По её словам, такого ужаса она никогда не переживала.  Или пожилая женщина Елизавета Рикиян. Она сидела дома с собакой, не ожидая беды, когда в дом прямым попаданием угодил снаряд. Женщину контузило, ранило. Но она осталась жива, её также вытащили из-под обломков. И таких случаев немало.
Отвечая на Ваш вопрос, мне хотелось бы вспомнить мою предшественницу на посту заведующей сектором. Когда начались здесь военные действия, поссовет уже, можно сказать, не работал. Это было тяжёлое время, когда мы не знали, что будет сегодня, завтра. Вот сейчас мы уже можем принимать какое-то решение, а тогда была полная неопределенность. И мы собрали такое маленькое собрание жителей посёлка. Любовь Лукьяновна Гармаш, бывший работник почты, депутат поссовета, сама изъявила желание стать старшей, зав. сектором то есть, а я  - стала главным специалистом. Определённое время она поработала на этом посту, а потом перешла на пенсию. Конечно, на её долю выпало больше всего трудностей, потому что это было жестокое время. И ей многое приходилось… И опознавать трупы, и разрушения видеть, горе людей.
За время работы заведующей сектором и на мою долю выпали разные случаи, свидетелем которых я стала. В 2017 году, июне месяце, посёлок постоянно обстреливался и в этот момент ты мог находиться где угодно. Зачастую под вражеский огонь попадали район школы, стадион, улицы Чапаева, Димитрова, Шахтёрской дивизии. И он долго не прекращался. Там, видишь, взрыв, там! А это лето, жара… И от обстрелов пошли пожары. Тогда администрацией города было принято решение, Геннадий Александрович тогда в этом помог – вывезти детей. Как сейчас помню, часов в семь вечера приехал автобус, собрались представители МЧС, Народной милиции, все службы. Мы деток собрали возле аптеки, в более безопасном месте. Маленькие пришли с родителями, постарше – сами, с сумками. Когда дети сели в автобус, невозможно было без волнения на это зрелище смотреть. В их глазах были страх и тревога, родители тоже волновались. Я подумала: «Что же это такое происходит? Почему мы вынуждены спасать своих детей от обстрелов армии государства, в котором они родились?». В городе они жили в детской больнице. Но люди у нас такие: как только перестали стрелять, они сразу вернулись домой.
Часто  у нас спрашивают, как мы живем в таких условиях? Понимаете, мы уже привыкли, что жизнь посёлка невольно подвержена военным действиям. Мы знаем, что сейчас затишье, но в любое время суток по нам могут открыть огонь. Бывали дни, когда жители просто не могли выйти из дома. Страх от постоянных обстрелов у них сменился безразличием. 
- Ну, за это их не стоит осуждать. Не зря говорят: мой дом – моя крепость. Дома, кажется, что и стены помогают. Хотя беспечность иногда может сослужить и нехорошую службу. Когда люди привыкают жить под обстрелами – наверное, это, мягко говоря, не нормально. А много людских жертв понёс посёлок Донецкий за время боевых действий на нашей территории?
-   С 2014 года 15 человек погибли и 15 человек получили ранения. Абсурд ситуации состоит в том, что это мирное население. Понимаете, люди жили, у них были родные (некоторые были совсем молодые – прим. автора), они никого не трогали, ни с кем не воевали, оружие в руки не брали – и вот их нет.  Возникает вопрос: люди ли те, кто их убил? Но у каждого палача, у каждой жертвы есть имя, есть история, есть причины. Забыть об этом – предать.

 «К нам всегда относились с пониманием».
         - Ольга Михайловна, скажите, к вам в посёлок часто приезжают представители с целью оказания помощи? Кому Вы можете позвонить, как говорится, и днём, и ночью, когда что-то случилось в посёлке – и они Вам помогут?
- Это, конечно же, Геннадий Александрович Карцев. Это всегда так было: и днём, и ночью. И советник главы Зоя Рекша. Вот ещё в последнее время к нам стал приезжать представитель штаба по работе с прифронтовыми территориями, записывает все проблемные вопросы, кто в чём нуждается. А вообще все службы внимательно к нам относятся. УТСЗН, например. Позвонишь туда, спросишь  - всё расскажут, покажут. А когда приезжали к нам в посёлок в неспокойное время, пешком ходили, несмотря на опасность. Полиция наша - тоже. Если случай какой-то, всегда приезжают. Пожарные порой, можно сказать, голыми руками тушили пожары, ведь воды в посёлке нет. Амбулатория продолжала работать, уже когда велись боевые действия. Никто не бросал, хотя зарплату не получали семь месяцев.
Ещё я хочу вспомнить о том времени, когда приёмы ещё у нас в посёлке невозможно было провести, к нам всегда на сходы граждан приезжали из администрации, Геннадий Александрович Карцев приезжал, Зоя Владимировна Рекша, полиция. Хотя бы выслушать раздражённых, расстроенных людей на тот момент и в дальнейшем постараться помочь – это было очень важно.  К нам всегда относились с пониманием. И я всегда говорю своим жителям: «Берегите свои сердца и сердца тех, с кем вы общаетесь. А то ведь порой можно человека обидеть,  а потом всё налаживается, и вопрос решается. Всё будет хорошо. Я хочу, чтобы все были добрее, внимательнее, теплее, и помогали друг другу.
- Наконец-то, все почувствовали, что зима отступила. Скажите, какой она была для вас, для посельчан? Трудной? Какие возникали проблемы?
- Зиму пережили более-менее. Проблемы испытывали с водой. Из-за больших снежных заносов на крайние улицы подвезти воду было невозможно. Летом можно было привезти из источников на тачечке, а зимой приходилось выкручиваться. В расчистке дорог к посёлку и в центре нам помогал «Коммунальник».
- Насколько я знаю, Вам награду недавно вручили – медаль, за сотрудничество с полицией?  Кстати, и на мероприятии, посвящённом Дню работников культуры, Вас также поощрили. За что?
- Да, я сама была удивлена вручению медали. Что касается поощрения: так получилось, что наш сектор и культура – мы очень тесно работаем. Так как клуба у нас нет, а праздники мы проводим, то приходится и сценарии писать, и мероприятия проводить.
До того, как я стала работать в поссовете, мне вести какие-то культурные мероприятия не приходилось. Но всему можно при желании научиться. Говорят, что получается. Но, знаете, это оттого, что хочется для людей сделать что-то хорошее, приятное, какой-то позитив внести в их невесёлую жизнь. Потому что было такое время, я заметила, когда люди перестали улыбаться. Их нужно было хоть как-то отвлечь от тягостных мыслей. Провести хоть какой-то маленький праздник.
- Но, наверное, эти качества в Вас были заложены? Вы в какой школе учились? Расскажите, кто Вас воспитывал?
- Когда я сейчас слышу слово «школа», мне становится грустно. Вы знаете, какой прекрасной была школа №21! И какой она стала сейчас. С 2014 года учебное заведение постоянно обстреливалось. Неоднократно были попадания в кровлю, в стену. Произошли повреждения остекления. Сегодня поселковые дети вынуждены учиться в Кировске. Мой сын обучается, например, в школе №3. А когда я училась, всё было прекрасно. Классным руководителем, когда я заканчивала школу, у нас была Нина Петровна Белозёрова. Сейчас она выехала, в Луганске, кажется, живёт. В школе я ходила на хор, в танцевальный кружок. В совете дружины была. Класс был большой, сорок человек. Было весело, интересно. Хочется, чтобы счастливое детство вернулось к нашим детям.

«Отец требовал от меня быть добрым, отзывчивым человеком».
- А какие-то нравственные уроки детства Вы запомнили? Со стороны родителей или учителей?
- Вы знаете, мой отец – очень позитивный человек, очень справедливый. И добрый. Как говорится, дай Бог ему здоровья, пусть живёт долго-долго. В детстве он требовал от меня быть добрым, отзывчивым человеком, и всегда стараться сделать для людей то, что они просят. Отложить свои дела – и сделать. Это врезалось мне в память, ведёт по жизни и заставляет поступать так, а не иначе.
- Ольга, Вы очень многого добились в жизни. Сегодня Вы – очень важный и нужный человек, на которого надеются сотни и сотни посельчан, проживающие в посёлке. Причём в такое нелёгкое время. Наверное, без надёжного тыла Вы бы не смогли успешно работать? Расскажите нам о своей семье, о Вашем супруге, как он Вам помогает?
- Конечно, та ответственность, и та работа, и то время, в которое мы живём, требуют не только для меня, а и всем, кому приходится трудиться, помощи и поддержки семьи. Мой муж Роман Леонидович Кобзарь – начальник нашей поселковой пожарной части. Можно сказать, что мы с ним работаем в одной упряжке. В 2014 году, когда многие уезжали и, я не скрою, что и у меня были минуты страха, тем более наша дочь, проживающая в Москве, нас всегда звала к себе, он смог меня как-то убедить не делать это. Он говорил: «Всё будет хорошо, всё будет хорошо». За это ему огромное спасибо. Конечно, он мне помогает в работе, я - ему. Вот, например, это лето было пожароопасное.  А ещё если учесть, что посёлок без воды у нас, то сотрудничать нам приходилось часто. Ведь  когда есть вода, первые шаги по ликвидации пожара могут сделать соседи, а здесь этого нет. У нас надежда только на МЧС. Благодаря супругу борьба с огнём происходит быстро и оперативно.

«Все мечтают, все, до единого, о мире».
- Ольга, хочу поблагодарить Вас за откровенность. Сегодня Вам довелось ответить на непростые вопросы. И всё же последний вопрос такой: Жители посёлка не разучились мечтать? О чём они сегодня думают? Чего хотят?
- Конечно же, все мечтают, все, до единого, о мире. Чтобы наступила уже та тишина, которая снится. Для нас мир – это самое главное. Люди выжили в трудных условиях. Но теперь нужно всё делать для того, чтобы условия становились лучше.
Я очень благодарна редакции за внимание ко мне и посёлку в целом. Особенно главному редактору Редакции «Информационный вестник» Ольге Ивановне Степановой за то, что она никогда не забывает наш посёлок.  Помню, в 2016 году, когда к нам было небезопасно ехать, а мы тогда проводили «Масленицу», она посетила нас со съёмочной группой, которая сняла наш праздник. И такие статьи о нас написала,  что подняла жителям настроение, зарядила их своей жизненной энергией! Она – лучезарная, всегда улыбается, всегда на позитиве. В это неприветливое время общение с таким человеком воодушевляет людей, заставляет поверить в доброе, хорошее.      

- Ольга Михайловна, в заключение нашей беседы я хочу Вам пожелать, чтобы Бог Вас услышал    -  и все Ваши пожелания сбылись. А ещё я хочу пожелать Вам весеннего настроения, побольше позитива, чтобы работа спорилась, посёлок исцелялся от ран, расцветал весной и чтобы люди радовались жизни.

Послесловие
После того, как мы не один час побеседовали с Ольгой Михайловной, после её откровений и размышлений, рассказов о дне сегодняшнем и воспоминаний о прошлом, она раскрылась для меня как совершенно другой человек, не тот, которого я ожидала увидеть вначале. Это, действительно, оказалась мудрая, мужественная и целеустремлённая женщина, которая в трудное время может взять на себя ответственность за жизни своих посельчан, свои дела отодвинет, а сделает то, что просят её люди, отмахать километры пешком, чтобы попасть на работу, кинуться спасать важные документы и многое другое.
И в то же время та боль, с которой она говорила о «раненой» школе, о пострадавших в ходе обстрелов, выбирающихся из-под обломков разрушений жителях, об эвакуации поселковых детей обнаружило в ней человека тонкой души, способного сострадать и сочувствовать.
Ей присуще умение быть одновременно и руководителем, и частицей поселковой громады поддерживать все инициативы жителей и быть их самым активным проводником. Только неравнодушный, болеющий душой за свой посёлок человек способен принять на себя такой груз, который приняла на себя эта женщина – быть в любую минуту открытой и доступной для вопросов и бед посельчан, никогда не знать покоя, посвятить себя полностью людям.
Это не что иное как служение своему посёлку, его жителям, беззаветное, преданное, усердное. И ведёт Ольгу по этому пути огромная любовь ко всему, что с этим связано, и, конечно же, завет отца. Именно благодаря этой любви появились на свет проникновенные строки» Я – Донецкий».
После интервью с Ольгой Кобзарь я ещё долго находилась под впечатлением этой встречи. Подумалось, что благодаря таким женщинам, как она, выполняющим, казалось бы, скромную роль, люди, проживающие в зоне военного конфликта, чувствуют себя намного более защищёнными, не обделёнными теплом и вниманием. А потому, успехов Вам, уважаемая Ольга Михайловна, и пусть все Ваши мечты сбудутся!