Выступим в защиту равенства, справедливости и человеческого достоинства















«Где же все-таки начинаются всеобщие права человека? В небольших местечках вблизи от дома, столь близких и столь маленьких, что их не увидишь ни на одной карте мира. [...] И пока эти права не приобретут смысла там, они будут иметь мало значения, где бы то ни было еще. Если граждане не будут заботиться о защите этих прав вблизи от дома, тщетны наши надежды на прогресс во всем мире»,  — Элеонора Рузвельт.
Историческая справка: Всеобщая Декларация прав человека в этом году празднует свое 70-летие. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года с целью соблюдения и уважения прав человека на международном уровне, а также установления всеобщей свободы и справедливости. Одним из толчков к скорому принятию Декларации послужило стремление к установлению мира в период восстановления после Второй мировой войны. В эпохальном документе были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Декларацию переводят чаще, чем любой другой документ в мире: ее текст существует более чем на 500 языках.
В Кировском  историко - художественном музее состоялось заседание клуба «Юный экскурсовод», в котором состоят учащиеся 10-11 классов средней образовательной школы №2, и их преподаватель Екатерина Урсол. Мероприятие было посвящено истории создания Всеобщей Декларации прав человека. В заседании приняли участие: Виктория Мирошниченко – старший помощник прокурора города Кировска, Ольга Степанова – главный редактор «Редакции «Информационный Вестник», Ярослав Силаков – заведующий сектором по вопросам молодежной политики и спорта, Наталья Мозговая - главный специалист отдела образования, Анна Кондратенко - начальник сектора по делам семьи и детей администрации, Елена Гахова – начальник отдела культуры, спорта и молодежи, Неля Симоненко – заведующая сектором организации профессионального обучения и профориентационной работы ФСС.
Встреча прошла в форме диалога. Ирина Бавыка – директор музея  - ознакомила присутствующих с историей создания Декларации. Ирина Викторовна отметила, что впервые права человека получили юридическое закрепление в «Великой хартии вольностей», подписанной английским Королем Иоанном Безземельным. Самой важной статьей была статья 39, в которой говорилось: «Не один свободный человек не будет посажен в тюрьму или лишен имущества…иначе, как по закону страны». Это было в 1215 году!
Следующими документами, защищающими свободу и достоинство человека, были: Декларация об образовании США 1776 года, Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, великие реформы Российского императора Александра II, а также Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая большевиками в 1918 году.
24 июня 1945 года, с целью объединения усилий всех народов земли во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния, была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
Всего в тридцати статьях перечислены основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Декларация – это гимн человечеству, его достоинству и самоценности!
Старший помощник прокурора Виктория Мирошниченко рассказала юным гражданам нашей Республики о защите прав человека на законодательном уровне.
«Права человека – это, прежде всего, мера его свободы. Каждый человек обладает широким спектром различных прав: экономических, политических, гражданских, социальных, естественных. Все они нашли своё отражение в соответствующих нормативно-правовых актах, и, прежде всего, в Конституции.  Государство взяло на себя обязанность их исполнять.
Каждый из нас должен подходить к использованию своих прав рационально, чтобы не навредить другим людям на использование их прав. Нужно относиться с уважением к правам других людей.
Согласно ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека: все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах, они наделены разумом и совестью, должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Завершается Декларация статьёй, в которой четко сказано, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором возможно свободное и полное развитие. Подчеркивается, что недопустимо злоупотребление своими правами, а также связь между правом и обязанностью человека.
Относительно того, как нормы Всеобщей Декларации прав человека касаются конкретно моей работы, могу сказать, что в прокуратуре на меня возложено поддержание государственного обвинения. Я выступаю государственным обвинителем в судебных заседаниях. Когда человек нарушил права другого человека, при этом он серьёзно ущемил его права, нанесен большой ущерб его личным правам и свободам, тогда против человека возбуждается уголовное дело, которое в дальнейшем рассматривается в суде.
В своей деятельности для меня являются основными нормативно-правовыми актами, помимо Конституции, которыми я руководствуюсь это: уголовный и уголовно-процессуальный Кодексы.
Мне как гособвинителю противопоставлен адвокат, это то лицо, которое защищает человека, которому предъявлено обвинение. Один из основных принципов уголовного судопроизводства - это состязательность сторон. Суд – это третье лицо, которое слушает меня, слушает адвоката, слушает всех участников процесса, и только на основании тех доказательств, которые мы смогли донести, он принимает решение.
Закон не имеет обратной силы только в том случае, если этот закон смягчает наказание», - подытожила Виктория Юрьевна.
Школьники города внимательно слушали рассказ о работе прокуратуры, вслушивались в каждую фразу. В завершении рассказа молодые патриоты задали интересующие их вопросы помощнику прокурора:
- Разрешено ли ношение военной формы гражданским лицам?
- В законе о военной службе сказано, что нельзя носить форму, которая установлена законом тем лицам, которые не состоят в вооруженных силах и в законных вооруженных формированиях. За это предусмотрена административная ответственность.
- Какое наказание предусмотрено за нарушение комендантского часа?
- За нарушение комендантского часа предусмотрена административная ответственность и к этой административной ответственности будут привлечены ваши родители, так как вы, несовершеннолетние.
Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас. Закрепленные в ней принципы сегодня ничуть не менее актуальны, чем в 1948 году. Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей. И в своей повседневной жизни мы можем отстаивать права, которые направлены на защиту всех нас, и укреплять тем самым братство всех людей.
Начальник сектора по делам семьи и детей администрации Анна Кондратенко рассказала учащимся о принципах Декларации прав ребенка:  «На ряду, с правом на жизнь и безопасную среду обитания, правом на имя и приобретения гражданства, у ребенка есть право на воспитание в биологической семье. Для ребенка нет ни чего лучше и теплее, чем его родители.
К сожалению, существуют такие семьи, где родители нарушают права детей, жестоко обращаются с ребенком, используя формы насилия (экономического, физического, психологического). Также есть родители, которые пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяют основные потребности ребенка (не лечат, не одевают по сезону, не интересуются успехами в школе). Такие родители попадают в поле зрения государства. Социальные службы проводят работу с семьями, в которых нарушают права ребенка. Государство заинтересовано, чтобы ребенок воспитывался в биологической семье.
Что склоняет родителей к нарушению прав ребенка? Из своего опыта работы могу сказать, что это злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами. Это основное, что мешает родителям оставаться людьми и хорошими родителями по отношению к своим детям.
Для профилактики беспризорности, безнадзорности у нас в городе создан и работает Центр социальных служб для семьи детей и молодежи. Этот центр возглавляет Бурман Елена Васильевна (исполняет обязанности директора - примечание). Она со своими сотрудниками проводит работу с семьями, которые склонны к пренебрежению правами своих детей. Это социальное сопровождение, наблюдение, ведение учета, беседы с родителями, посещение на дому, проведение рейдов. Это все входит в обязанности Центра социальных служб. Это первый и основной этап в работе с семьей.
Если все испробованные методы не дают никаких результатов, тогда происходит социальная защита ребенка, и родителей лишают родительских прав. Это является кардинальной мерой и происходит только по решению суда. К такой мере мы прибегаем в крайних случаях, когда видим, что никакого результата в интересах ребенка уже не будет. Это крайняя мера, но она не окончательная.
Если родители были лишены родительских прав, и пересмотрели свое отношение к воспитанию ребенка, избавились от вредных привычек, трудоустроились, характеризуются положительно по месту жительства, проявляют интерес к своим детям, они могут быть восстановлены в родительских правах. Это опять же происходит только по решению суда.
Когда есть решение суда и родители лишены родительских прав, дети отправляются либо в семью, если есть желающие взять этого ребенка (родственники или просто знакомые, к которым привязан ребенок - примечание), опять же здесь учитывается мнение ребенка. Если для ребенка не находится семья, то его отправляют в интернат, детский дом, или дом ребенка.
Даже если ребенок находится в государственном учреждении, – это нас не избавляет от обязанности найти для него семью, т.к. тепло и заботу ребенку могут дать только родители, хоть и приемные. Самый большой шанс попасть в семью - у маленьких детей, т.к. бездетная пара хочет взять на воспитание ребенка до трех лет. Чем ребенок становится старше, тем шанс попасть в семью у него намного меньше. Но у нас были случаи, когда и шестнадцатилетнего  мальчика забрали в приемную семью. Он сейчас живет на территории Республики, очень хорошо отзывается о своих приемных родителях, а они очень рады, что взяли его к себе. Лишение родительских прав - это не приговор, а государство всегда защищает интересы  ребенка и отстаивает его право на воспитание в семье».
Прослушав информацию, ребята задали Анне Владимировне интересующие их вопросы.
- В каком возрасте лучше вступать в брак?
- Вступление в брак разрешено с 18 лет, когда наступает полная гражданская дееспособность, если нет других обстоятельств. Семьи, которые создаются по особым причинам, согласно тенденции зачастую распадаются.
- Много ли детей сейчас находится под опекой?
- У нас на учете состоит 102 ребенка детей сирот и лишенных родительской опеки, 92% этих детей находятся в семьях. После достижения 18 лет или после того, как ребенок закончил учебу, после 23 лет, действия договора по воспитанию ребенка прекращаются.
- Кому после развода зачастую оставляют ребенка?
- В основном после развода ребенок остается с матерью, если у нее есть все необходимое для воспитания ребенка: она обеспечена жильем, у нее есть доход. Но, если мама пьет и ведет аморальный образ жизни, тогда суд, конечно, станет на сторону отца.
Ярослав Силаков - заведующий сектором по вопросам молодежной политики и спорта в своем общении с молодежью коснулся 20 статьи Декларации «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций»: «В Республике в 2015 году образовывались первые молодежные объединения. Во время войны очень тяжело удержать молодежь и направить в нужное русло. В тот период создавались первые молодежные организации, чтобы объединить молодое поколение, чтобы молодые люди могли общаться, развиваться. В то время была создана первая организация - Ассоциация молодежи Луганщины. После этого в 2016 году были созданы еще две организации – «Молодая гвардия», «Молодежь за мир». Все эти организации функционировали на территории города. Цель данных организаций - воспитывать патриотическое воспитание у молодого поколения, пропагандировать здоровый образ жизни. Заниматься общественной деятельностью, социально значимой для города, принимать активное участие в субботниках, благоустройстве детских площадок.
На данный момент в городе существуют две другие организации - «Юная гвардия», куда входят учащиеся школ и «Молодая Гвардия». Это крыло Общественного Движения «Мир Луганщине», куда входят старшеклассники, студенты, которые занимаются молодежной общественной деятельностью. Эти две организации существуют небольшой промежуток времени, но уже успели себя проявить, особенно «Юная гвардия».
В завершении рассказа учащиеся задавали Ярославу Силакову интересующие их вопросы.
- Какие весомые дела были сделаны представителями молодежных организаций?
- В нашем городе был реализован проект «Реконструкция, модернизация тренажерного зала стадиона «Шахтер». Были расширены помещения стадиона, приобретены тренажеры. Молодежь города принимала активное участие в реализации данного проекта, помогала выполнять ремонтные работы. Сейчас туда можно прийти позаниматься, с пользой провести время.
- Каким образом поддерживаются общественные организации?
- Общественные организации имеют своих руководителей, председателей. Моя задача заключается в координации и поддержке таких объединений. Это организация поездок, участие в Республиканских мероприятиях. Приобретение необходимых атрибутов, формы, а также моральная поддержка.
Наталья Мозговая поведала школьникам о работе отдела образования в направлении защиты прав ребенка: «Отдел образования заботится о том, чтобы участники образовательного процесса находились в безопасности во время учебы. В учебный период с учащимися проводятся недели и декады морально-правового и законно-патриотического воспитания. Министерством образования для школьников разработана брошюра, в которой размещена информация о  том, как необходимо себя вести во время возникновения пожара, теракта. Буклет размещен на сайте Республиканского центра развития образования. Каждое учебное заведение уже получило эти листовки в электронном виде. Также имеются проспект, который рассказывает о безопасности поведения в интернет сетях. Большую работу в этом направлении с учащимися проводят педагоги истории, обществоведения, обществознания».
В завершении своего общения, Наталья Валерьевна выразила слова благодарности преподавателю истории Урсол Екатерине Ивановне за организацию мероприятия и ответила на заданные вопросы учащихся.
- Какие льготы предоставляются медалистам при поступлении в ВУЗы Республики?
- Согласно действующему законодательству об образовании медалисты относятся к льготной категории и пользуются первоочередным правом на поступление в ВУЗы.
 В этом году многие выпускники поступили в ВУЗы по целевому направлению. То есть по окончанию учебного заведения они должны будут вернуться в родной город и продолжить там работать.
Заведующая сектором организации профессионального обучения и профориентационной работы Фонда социального страхования на случай безработицы Неля Симоненко акцентировала внимание учащихся на статье семейной Декларации прав человека. «Для того, чтобы труд приносил радость, нужно правильно выбрать свою будущую профессию. Профессиональную помощь вы можете получить о тех профессиях, которые вам интересны у нас в Фонде. Есть возможность профессионального обучения за средства Фонда. Если вам не удалось поступить, то вы приходите в центр занятости, и мы вас можем обучить рабочей профессии.
По психологическим качествам, навыкам и умениям обратившегося гражданина, есть возможность получить консультацию, и выявить профессиональные склонности к той или иной специальности.
В нашей организации работает психолог, который оказывает помощь личности в самопознании, самооценке и адаптации в жизненных условиях, помогает преодолеть кризисные ситуации.
Всем обратившимся гражданам территориальное отделение Фонда предоставляет информацию о работодателях и вакансиях. Также осуществляется трудоустройство на работы временного характера. Можно подработать и во время летних каникул. Если у вас до поступления есть желание заработать, приходите к нам.
Есть такая услуга, как дотация для трудоустройства молодежи на первое рабочее место. После окончания учебного заведения, молодым специалистам оказывается помощь в трудоустройстве. В этом году у нас 5 студентов устроились на рабочие места в наши организации. Кому нужна более детальная информация, приходите, наши двери для вас всегда открыты».
Заслушав информационный материал, ребята получили ответы на интересующие вопросы.
- Какие профессии в городе самые востребованные среди медицинского персонала?
 - В нашем городе дефицит медицинских работников. Требуются и врачи, медсестры, лаборанты. Требуются работники в санитарно- эпидемиологическую станцию.
Также не хватает воспитателей, нужны социальные педагоги, психологи.    
Отдел культуры, спорта и молодежи является главным организатором досуга в нашем городе. Начальник отдела Елена Гахова поведала школьникам о  статье Декларации прав человека, которая дает право каждому на участие в культурной жизни и наслаждение предметами искусства: «Эта сфера касается непосредственно моей деятельности. В коллективах художественной самодеятельности детки начинают заниматься с 4х летнего возраста, а люди почтенного возраста являются участниками хора ветеранов, самому старшему участнику недавно исполнилось 80 лет.
В нашем городе представлено 4 учреждения культуры и сеть филиалов.      Это Кировский историко-художественный музей, его деятельность на нашей территории активизировалась в период боевых действий. Благодаря Ирине Викторовне, которая возглавила музей в это не легкое время, мы имеем возможность созерцать работы наших мастеров. Народно-прикладное творчество, скульптура, живопись. Люди, которые реализуют себя в разных видах искусства, имеют возможность выносить на суд зрителей свои работы. В музее имеются выставочные залы, в которых отражены события Великой Отечественной войны и настоящего времени. Показано, как война нарушила мирную жизнь населения города.
Сегодня большое внимание уделяется духовному и патриотическому воспитанию молодого поколения. Вы имеете возможность получить общественные и политические знания.      
Одно из крупных учреждений культуры – это городской Дворец, который в себе объединяет сеть поселковых клубов, городское озеро. В городском ДК функционирует множество кружков.
В Кировской школе эстетического воспитания есть возможность получить дополнительное образование – оканчивая школу, вы получите аттестат, этот документ, может пригодиться вам в будущем.
Наша городская библиотека имеет филиалы на территории города и в поселках. Мероприятия, которые проводятся в наших библиотеках, помогают приобщиться к культурной и к научной жизни. Переоценить значение библиотек мы не можем,  даже учитывая интернет, книгу еще никто не отменял».
Главный редактор «Редакции «Информационный Вестник» Ольга Степанова отметила, что каждый приглашенный участник данного мероприятии рассказал о самых важных направлениях в своей работе. Как применяется Декларация в той или иной сфере.
«Передо мной сейчас третья статья: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность». Так вот, 2014 год, к сожалению, внес коррективы в эту статью. Наша неприкосновенность была нарушена, были нарушены права свободы. Сегодня мы с вами находимся в очень тяжелых условиях, проживаем на территории, которая ежедневно обстреливается украинскими карателями. Это говорит о том, что мы должны доказать Украине, что при нарушении ими наших прав мы можем созидать, строить, жить, можем быть счастливыми.
Самое главное в нашей работе – это владение информацией. У нас  в городе создано шесть средств массовой информации, и это в период войны. Наше FМ радио слышат и на территории Республики, и на территории Украины. Мы рассказываем правдивую информацию, которую слышат люди на украинской территории. Мы рассказываем, как на этой территории живут люди, как нарушаются их права.
За период войны создано четыре книги о нашем городе, Аллы Ивановны Дукиной и Валентины Ивановны Шклярук «Главное – быть человеком! Мир глазами художника», и три книги которые написал Николай Евгеньевич Михайлов «Трасса М4. Дорога на войну».
Вам, молодые люди, я хочу пожелать, чтобы вы никогда не искажали правды, чтобы вы прислушивались к тому, что происходит вокруг. А вашему педагогу, Екатерине Ивановне Урсол, желаю крепкого здоровья, чтоб она и дальше продолжала вас учить и давать больше полезной информации».
Екатерина Урсол обратила внимание учащихся на то, что, высказывая свое мнение по поводу того, что происходило на сегодняшней встрече, они реализуют свое право на свободу слова.
Несмотря на то, что изложенные в Декларации обещания еще не полностью реализованы, сам факт того, что она выдержала испытание временем, свидетельствует о неизменной универсальности ее вечных ценностей — равенства, справедливости и человеческого достоинства.