Жили-были «КУДЕСНИКИ»












Вот бы если, вот бы если 
Не во сне, а наяву, 
Научил меня кудесник 

Чудесам и волшебству. 
                                                                                                Ю.Энтин

В течение года в видеоматериалах телеканала «Мой Кировск», на страницах городской газеты мы неоднократно рассказывали о кировских мастерах народно-прикладного искусства, участниках городских и республиканских выставок, их творчестве, техниках, которые они используют.  Сегодня же мы хотим рассказать о клубе «Кудесники», который их всех объединяет. Именно здесь они получают самую объективную оценку своему искусству, товарищескую поддержку и помощь, взаимные советы. И удивительным является то, как каждый из искусников не утрачивает в этом коллективе своей идентичности, творческого своеобразия, а, наоборот, становится ярче, богаче, искристей, мастеровитей?
Как родилась идея создания клуба, каковы его традиции, успехи кировских мастеров, их творческие планы – об этом и многом другом я узнала на встрече с представителями добровольного объединения. В беседе приняли участие Валентина Середович – руководитель клуба, члены правления Лариса Слюсарчук и Алла Дукина и участники клуба Ольга Сердюк, Вера Байрачная, Людмила Багрянцева.

Филиал в Кировске предложил создать «Левша»
Руководитель объединения Валентина Петровна Середович -  человек, который знает о клубе всё. Она рассказала, что образовался он в 2012 году. «Это не общественная организация, а клуб, добровольное объединение единомышленников. И это очень важно», - пояснила она.
Собеседница рассказала, что предложения об образовании такого клуба стали поступать от Народного клуба «Левша» мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства, действовавшего в рамках Луганского центра народного творчества и имеющего филиалы во всех городах и районах Республики. На сегодняшний день в Клубе насчитывается около 1000 мастеров, из них 6 мастеров имеет почетное звание «Заслуженный мастер народного творчества Украины» и 128 – «Народный мастер и художник Луганщины».
  Приезжая в наш город, представители «Левши» смотрели работы кировских мастеров и предлагали создать здесь свой филиал. «Вначале мы эту идею не восприняли»: работали и работали», - повествовала руководитель клуба. «Валентина Петровна (Середович_- прим.) была тогда директором городского музея и при организации выставок к праздникам или памятным датам обращалась с просьбой к нам, местным народным умельцам, представить свои работы. Приезжавшие из Луганска наши коллеги заметили нас. Следует отметить, что мастера народного клуба Республики имеют возможность принимать участие как в знаковых мероприятиях, так и презентовать свое творчество на персональных Республиканских выставках, которые проводятся Луганским центром народного творчества. Им нужно знать всех мастеров нашего края, какие мероприятия по этому направлению проводятся на местах. Лучший способ это делать -  через объединения, так как в них ведётся документация, отчётность, мероприятия освещаются в СМИ»,- дополнила рассказ руководителя Лариса Слюсарчук.
  Собравшись первоначально тесным кружком и обсудив это предложение, кировские мастера решили формально заявить о своём объединении. Ведь фактически они и так уже были!
 
Хочешь увидеть чудеса? Твори их!
Меня интересовало, как же клуб получил своё удивительное название? И наконец-то я смогла задать этот вопрос.
«По-моему, это была моя идея. Были разные варианты: «Рукодельница», «Волшебница». Ну, и наконец, остановились на «Кудесниках». Показалось красиво и необычно. Художник творит что-то прекрасное, волшебство какое-то. Своими руками создаёт чудо. Не по мановению волшебной палочки! А своими руками! В этом смысл», - пояснила Валентина Середович.
- А что значит для вас – чудо?», - задала свой очередной вопрос я.
- Завершение работы – это и есть самое настоящее чудо. Одна работа быстро рождается, а другая, бывает, и мучительно.  Но, в конце концов, оно, чудо, всё же происходит, - открыла один из секретов творчества известная кировская волшебница живописи Алла Дукина.
- А второе чудо – это когда проходит выставка творчества какого-то из мастеров – и люди восхищаются. Это очень приятно – получить за многие дни тяжёлого труда над своим творением заслуженную похвалу. И это даёт новые силы и вдохновляет на следующую работу, - подхватила беседу Лариса Николаевна (Слюсарчук – прим.).
  Короче, я поняла: если сидеть, сложа руки на пузике, и ждать чуда, оно не появится, разве что пузико... А между тем, жизнь полна чудес, и самое главное волшебство заключается в том, что мы можем творить их сами! Тем более, что это не так уж и сложно.

Есть в мастерстве кировских «кудесников» что-то особенное
«Позволю себе без лишней скромности немного похвалить наших «кудесников». В этом году мы много ездили. В Республике проводилось немало знаковых мероприятий с участием Луганского центра народного творчества, выставок, фестивалей, смотров, конкурсов. И была возможность сравнить. Конечно, есть высококлассные мастера и на других территориях. Но работы наших искусников всё равно чем-то отличаются, в них есть какая-то «изюминка», - дополнила руководитель клуба. – На ВДНХ в Луганске выставляли свои работы: у нас у Валерия Савкина – своё,  У Татьяны Тодоровой – своё, удивила всех своими  вытынанками. Все подходят, спрашивают. Мимо наших работ никто не проходил, - с гордостью завершила женщина.
  Уже шесть лет прошло, как «Кудесники» появились в нашем городе. Но участники помнят, как проходило первое заседание клуба. Об этом рассказала Валентина Середович:
- Оно было организационным. Обсуждали название клуба, нашу финансовую базу, так как планировали делать какие-то приобретения, поздравлять членов клуба с днями рождения. Выбрали правление: я – как бы администратор, решаю общие организационные вопросы; Лариса Слюсарчук у нас председатель, Алла Дукина – заместитель председателя, они больше занимаются творчеством, продумывают, какие мастер-классы проводить; Елена Сосна, работающая учителем  в школе №2, отвечает за информационную работу. У нас есть группа и страничка в «Одноклассниках», где мы информируем о своей работе, там также много фотографий. Мы разрабатываем план работы на год, приурочивая выставки к юбилеям и дням рождения наших мастеров. Есть у нас программа, в которой определены наши цели и задачи. И даже есть свой герб, правда, ещё не утверждённый. Из двух эскизов, выполненных Людмилой Багрянцевой и Аллой Дукиной, предстоит выбрать один. Но интернет-голосование как-то продвигается медленно, а членам клуба нравятся оба варианта. 
  Утвердили на своём заседании «кудесники» и свою песню, слова для которой написала Валентина Середович на мелодию известной песни «Надежда». Есть там и такие слова: «Множатся «кудесников» ряды, город должен знать свои таланты». Собираясь на свои заседания (второе воскресенье месяца - прим.), единомышленники часто исполняют свой «гимн».
 
Главное в работе клуба – это мастер-классы
После первой встречи было уже и много других. «Обычно у нас организуется чей-то мастер-класс. Например, в минувшем году, перед Новым годом, годом Собаки, Людмила Багрянцева принесла специальную глину, объяснила технику лепки из неё, показала, помогла нам освоить её. И мы все лепили собачек. То есть каждый раз мы чему-то учимся. У некоторых не получается и они говорят: «Это не моё». Другой мастер-класс был посвящён рисованию. Мы разрисовали пасхальные яйца. Вдруг всем захотелось рисовать! Пришли и старые члены клуба, и новенькие. Всем хотелось быстро научиться этому занятию. И сразу хорошо! Вот, например Лариса Слюсарчук пришла, посмотрела и сказала: «Это не моё». На самом деле она умеет рисовать. Но именно это занятие её не заинтересовало. А другая женщина, новичок Валентина, приходила и в школу (эстетического воспитания - прим.), и во дворец – хотела постичь азы изобразительного искусства. Был мастер-класс и по изображению натюрмортов. Кто-то бросил это занятие на полпути. Но завидное упорство в этом проявили старые члены клуба Валерий Савкин и Татьяна Тодорова, доведя свой труд до завершения. Были мастер-классы по плетению из газетных трубочек, изготовлению рамки из пенопласта для картины. У нас много направлений деятельности. Мы и лепим, и рисуем, делаем куклы. Причём, у нас четыре кукольницы, а куклы по технике у них разные», - рассказала Алла Ивановна Дукина.
  Участники клуба также поведали о том, что редко какая встреча обходится без душевного чаепития. Обсуждаются организационные вопросы, связанные с проведением выставок,  планы работы.
  К сожалению, своей комнаты у «кудесников» нет. Им в своей дворцовской художественной мастерской предоставляет возможность собираться Алла Дукина. В этом им идёт навстречу и руководство дворца культуры.
  За время существования клуба количество его членов существенно возросло. К ядру, состоявшему из восьми человек (В.Середович, Л.Слюсарчук, А.Дукина, Н.Свистухина, В.Савкин, Т.Тодорова, Л.Костенко, раньше был также Почётным членом клуба А.Смирнов – прим.) присоединились Е. Керечун, Л.Багрянцева, М. Володченкова, Н.Барабаш и другие. По словам руководителя, начали приходить дети и внуки членов клуба. Происходит движение. Некоторые уезжали или прекращали посещать клуб по каким-то причинам, как например, Людмила Тищенко, Елена Губина. Екатерине Кобыльской из посёлка Донецкий затруднительно посещать занятия. В общем, со всеми выбывшими и прибывшими сейчас в клубе насчитывается 23 участника (до войны был 21чел.).
  В ходе нашей беседы зашла речь о, так сказать, коммерческой деятельности мастеров декоративно-прикладного искусства. Участники клуба рассказали, что это не является их основной целью. Но для дальнейшего творчества приходится этим заниматься, продавать свои произведения и поделки. Лариса Слюсарчук, например, поведала, что одну картину вышивки бисером можно вышить одной иглой, а бывает, что на одной картине десять игл поломается. Поэтому нужны средства. Луганский центр народного творчества выдал самым старым членам клуба (состоящем в нём более трёх лет – прим.)  удостоверения, подтверждающие их квалификацию и право на продажу работ.
  Военное время внесло свои коррективы в работу клуба. «Кудесницы» вспоминали о том, как в 2014 году, когда шли активные боевые действия, участницы клуба везли свои работы на выставку в Луганск. Ехали мимо памятника «Комбату» по трассе. Казалось, когда пушки гремят – не время для искусства. Но как раз время. Как раз нужно было успокоить людей и показать, что жизнь продолжается.
 
«Ежедневно сто чудес совершает дружба»
«Хочу ещё подчеркнуть сплочённость и дружбу между нашими участниками клуба», - поделилась руководитель объединения. – В этом году была я в Луганске на одном из семинаров. Там представители из других городов начали жаловаться на то, что у них нет согласия в коллективах: то кто-то «зазвездился», кто-то не хочет участвовать в общих мероприятиях. Я сказала, что у нас такого нет. Клуб – это добровольное объединение. К нам никто не придёт и не будет регулировать у нас микроклимат». Это утверждение поддержали и другие участники беседы. Людмила Багрянцева, например, рассказала о том, как ей неоднократно помогала Лариса Слюсарчук. Для пошива платья очередной своей кукле мастерице срочно нужна была коричневая красивая ткань. Соклубница, не раздумывая, поделилась своими лоскутами и делает это регулярно. Вот уж, главное из чудес – это дружба.
  Участницы клуба, с которыми мне довелось встретиться, рассказали свои истории вхождения в лигу «магов».

«То, чему я учусь на мастер-классах, я использую в своём ремесле» - Ольга Сердюк.
Как-то Валентина Петровна (Середович - прим.) встретила меня на рынке, где я стояла и продавала свои обереги. Пригласила в клуб. Меня это заинтересовало, так как в клубе такие же, как и я, рукодельницы. Хотелось посмотреть, что умеют делать другие. Я увидела, что у каждого своя техника. Допустим, мне нравятся игрушки Людмилы Багрянцевой. Учимся, пробуем. Хочется научиться вышивать, как это умеет Лариса Николаевна (Слюсарчук – прим.). Я пробую, у меня получается, но я понимаю, что это не моё. Я начинала своё творчество с оригами (вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги - прим.). Потом стала делать обереги. Сейчас я изготавливаю чулочные куклы, текстильные. Вижу, что с каждым разом получается лучше и лучше. Меня это радует. То, чему я учусь на мастер-классах, я использую в своём ремесле. Так, при изготовлении оберегов мне нужны чесночки, перчики, горошек, тыквочки, подковки. Оказалось, их можно слепить не только из солёного теста, как я делала это раньше, а из так называемого «холодного фарфора», более безупречного в хранении. Этому я научилась на мастер-классе у Аллы Ивановны Дукиной.
   
«Больше всего мне нравится делать маленькие куклы – шуршунчики» -  Людмила Багрянцева
  - Я сама пришла в «Кудесники». Получилась так, что мы сюда переехали из Луганска в 2012 году. Я пришла в музей, где тогда работала Валентина Петровна Середович. Она посмотрела моё творчество и сразу же предложила организовать персональную выставку. И тогда я начала собирать отовсюду свои куклы, подаренные и портретные, выполненные на заказ. Сейчас я готовлюсь уже к 4-й персональной выставке. Больше мне нравится делать маленькие куклы – шуршунчики, я их называю подкроватными жителями, которые шуршат конфетными обёртками. Это сказочные персонажи, которых я придумала, чтобы моя дочь их не боялась. Они очень привлекают детей. Когда их приобретают или они попадают в дом в качестве подарка, они становятся членами семьи, с ними разговаривают. А ведь они всего лишь поделки. Но в них люди видят душу автора. И это очень приятно. Клуб мне даёт очень много. Здесь каждый человек - мастер по какому-то направлению, и мы перенимаем друг у друга опыт, какие-то умения. Например, мы учились плести корзинки из газетных трубочек, рисовать натюрморты. Даже, если тебе не подойдёт этот вид деятельности, всё равно, ты попробовал, научился, возможно, что-то из этой техники взял для себя.  

«Преподавая труды в школе, мне приходилось осваивать виды декоративно-прикладного искусства» - Вера Байрачная
  - Я работала в школе, преподавала труды. В программе было много видов декоративно-прикладного искусства. Пришлось их осваивать. Кроме того, я с детства вяжу и вышиваю. За всё это время накопилось много работ. Как-то, увидев их, Алла Ивановна (Дукина - прим.) сказала: «Как можно хранить у себя такие образцы творчества?». И она предложила мне показать всё это людям. Я хочу сказать спасибо музею, его директору Ирине Бавыке за то, что они организуют наши выставки. На них всегда приходит много людей. И потом кировчане обсуждают это в городе. Наша популярность растёт.
На встрече я задала своим собеседницам несколько вопросов. На них мне ответила руководитель добровольного объединения Валентина Середович.
- А какие успехи, результаты деятельности клуба «Кудесники» наиболее весомыми были в уходящем 2018 году?
- В этом году мы много ездили, возили свои работы в республиканский Дом творчества. В декабре минувшего года участвовали в онайн-конкурсе «Луганщина мастеровая», а награждение победителей было в марте 2018 года. В нём приняли участие мастера Луганщины, в том числе и с подконтрольной Украине территории. Всего было представлено 404 работы, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства. По итогам голосования были определены 14 победителей. Авторы победивших в онлайн-конкурсе по декоративно-прикладному искусству в конце марта получили денежные призы в Луганском центре народного творчества. Среди них были и наши мастера-«кудесники» Ольга Сердюк и Алла Дукина. Я хочу поблагодарить руководство Республики за то, что оно так щедро поощряют наших мастеров. А руководство города - за то, что нам оказывается помощь в выделении транспорта для этих поездок. Раньше такого не было. Яркие впечатления у нас остались от посещения открытого республиканского фестиваля славянских культур в Славяносербске в сентябре этого года. Спасибо за эту поездку.
  «Мы гордимся также результатами индивидуального творческого труда наших коллег. Л.Слюсарчук, А. Дукиной и Н.Свистухиной было присвоено звание «Народный мастер». Стоит напомнить и об издании в этом году книги под названием: «Главное - быть человеком! Мир глазами художника», созданной в соавторстве Валентиной Шклярук, написавшей стихотворения, и нашей коллегой Аллой Дукиной – выполнившей иллюстрации к ним. Эта книга учит добру и будит человечность даже у самого черствого человека. Сейчас многие знакомятся с этим изданием и выражают своё восхищение», - поделилась своими впечатлениями собеседница.
- А доступ в ваш клуб открыт? Скажем, любой кировчанин может прийти и попробовать свои силы в каких-то видах народного творчества?
- Конечно, в «Одноклассниках» мы постоянно даём объявления о предстоящих сборах клуба, куда нужно прийти, какие материалы при себе иметь. Каждого новенького мы радушно встречаем. Человек, вступающий в наше объединение, заполняет анкету. Мы его представляем и принимаем в нашу дружную семью. Затем смотрим, что он умеет, обучаем всем своим умениям.
- А как «кудесники» отмечают у себя в клубе Новый год?
- Всегда провожаем старый год и встречаем новый у ёлки. Веселимся, фотографируемся.
А дальше я обратилась ко всем присутствующим «кудесникам»: «Дайте, пожалуйста, совет: как можно украсить свой дом или офис на работе к празднику?»
Советов было много. Поэтому я решила их обобщить. Суть сводилась к тому, что, конечно, в сказочный праздник Новый год невозможно обойтись без традиционных снежинок. Их можно вырезать и наклеить на окна. Это могут быть тоненькие снежинки-салфеточки. Но фишка этого Нового года, как оказалось, – объёмные снежинки (рекомендации, как их делать, можно найти в интернете). Их можно нанизать на ниточку, или сделать гирлянду. Можно из белой бумаги вырезать не только снежинки, но и другие формы или даже картину – например, повозку с оленями, Деда Мороза, дерево с совой. Можно же это всё нарисовать зубной пастой на стёклах окна через специально изготовленные трафареты.
Хороша будет ёлочка на стене, выложенная из гирлянды и украшенная дождиком. А ещё Алла Ивановна (Дукина – прим.) порекомендовала к этому Новому году обязательно на столе выложить какое-то блюдо в форме поросёнка. Например, тот же салат оливье.
 
Волшебство везде — его только нужно замечать
Мы ещё долго разговаривали. Мои собеседницы вспоминали о том, как они встречали Новый год в детстве. Лариса Николаевна (Слюсарчук – прим.) рассказала, что ёлку в её деревенском доме подвешивали к верхнему углу комнаты, чтобы маленькая сестрёнка не достала и не побила игрушки. А также вспомнила, как её братья и сёстры переодевались в мамины шикарные платья и туфли и устраивали представление «заезжих цыган». Эти платья и до сих пор ещё «живы», лежат на чердаке у сестры. И теперь уже её дети представляют из себя цыган на Новый год.
  Вера Байрачная вспомнила, что на Новый год в их семью всегда приходило много друзей. Мама была очень приветливым, гостеприимным и радушным человеком. Всегда помогала своим детям организовать эти встречи, приготовить на стол праздничные блюда. Поэтому друзья всегда спрашивают о её здоровье и шлют ей приветы. Запомнилось мастерице также и то, что среди новогодних костюмов периода её детства очень популярным был костюм космонавта, так как в 1961 году полетел в космос первый человек  - Юрий Гагарин, и все хотели быть на него похожими. 
«У нас семья большая. Новый год мы всегда встречали весело. Костюмов было много разных, которые переходили от старших к младшим. Конечно же, были и традиционные Снежинки с многослойными накрахмаленными юбками из марли. Я, помню, Бабкой Ёжкой была. Такой у меня был образ», - рассказала Ольга Сердюк.
Её поддержала Валентина Середович: «Я помню, что была на Новый год Снежинкой. Мама обшивала накрахмаленную юбку ваткой, наклеивала блёстки, обшивала дождиком. Потом делала корону, также её украшала. Было очень весело и интересно».
  В отношении же своего «волшебства» мои собеседницы признались, что в принципе каждый человек при желании может научиться стать волшебником и магом. Для этого нужно только взять в руки кисть, или карандаш, ножницы, лоскут, нитку с иглой или кусок глины, призадуматься - и начать творить.
…Совсем немного осталось времени до Нового года. В первых числах января клуб «Кудесники» соберётся, чтобы подвести итоги 2018 года и наметить планы на 2019 год. Отвечая на вопрос: «Чего ждут «кудесники» от Нового года?», они, отметив, что уходящий год в творческом плане был очень удачным и насыщенным, сказали мне о том, что хотели бы, чтобы он был спокойным, мирным. Чтобы ничто не нарушало тишину и мирный порядок в нашем городе, крае, а это значит – будут условия для плодотворного творчества, для новых выставок и поездок, где можно будет познакомиться с другими мастерами и показать себя. Ведь, в конце концов, главное – это общение. А уж чего-чего, а этого в клубе «Кудесники» хватает!