Анатолий Черкасов на одной из фотовыставок |
Несколько лет назад к нам в редакцию пришла кировчанка Любовь Белицкая. Она протянула мне российскую газету «Успенское шоссе». Это был специальный тематический выпуск: «Фотомир Анатолия Черкасова».
«Его фотовыставки проходят в музеях России. Он много путешествовал по миру и где бы он не находился, фотографировал. Но главное, что на снимках запечатлен Донбасс, наш Кировск. И все видят наши терриконы и шахты», – сказала женщина и добавила, что они дружили с фотографом.
Лунный пейзаж, Кировск 2007 |
Тогда я не стала вдаваться в подробности, быстро сделала ксерокопию газеты, чтобы после изучить подробней.
Недавно я узнала, что Любовь Белицкая умерла. Её больше нет, а у меня осталось одно неоконченное дело – рассказать о человеке, запечатлевшем горизонты нашей малой родины на чёрно-белых снимках. Сегодня я жалею об одном, что не написала эту статью раньше и Любовь Белицкая никогда её не прочтёт. Я просто обязана окончить начатое несколько лет назад дело и рассказать о нашем земляке Анатолии Черкасове.
Сегодня множество фотографий Анатолия Николаевича хранятся в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО в Санкт-Петербурге. На снимках шахта имени С.М. Кирова и родные нашему взору терриконы. Не оставила равнодушным художника красивая природа нашего родного края. Именно поэтому я решила написать в газете «Информационный вестник» про земляка, уроженца Донбасса, талантливого человека, который своим уникальным трудом прославил, можно сказать, и наш Кировск.
Анатолий Черкасов снимает фотографии на старинные камеры, сам проявляет и печатает их. По словам мастера, техника «платинотипии», в которой он работает, – это контактная печать с применением солей металлов – платины, палладия и железа. На фотографиях автора запечатлены пейзажи России, Украины, Китая, Италии, Японии, Сейшельских островов, Ирана, Маврикия, Камбоджи, Тайланда, Омана. Как поясняет художник, черно-белые снимки объединяет любовь к природе, желание продолжать традиции классической фотографии.
«Платинотипия – это техника печати, в которой очень редко работают современные фотохудожники. В России таких энтузиастов совсем немного. Вместо цифровых способов обработки изображения, мастера используют громоздкие старинные камеры. Помимо самой съёмки множество тонкостей имеет и процесс проявки изображения. Архаичность платинотипии предъявляет к мастеру высокие требования, но в результате мы получаем уникальные снимки, они как будто из другого времени. Главное в фотографиях Анатолия Черкасова — это особый контакт мастера с природой.
Анатолий Николаевич Черкасов родился в 1935 году в деревне Денежниково Луганской области. Окончил школу в Донбассе. Служил в Ленинградском военном округе. После службы в армии работал шахтером. В 1964 году окончил Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева и был направлен в Подмосковье в Горки-2, где прошел путь до директора племптицезавода и председателя совета директоров. С этого времени его жизнь неразрывно связана с Одинцовским районом. Анатолий Черкасов заслуженный работник сельского хозяйства России и кандидат экономических наук. Фотографией стал заниматься в начале 50-х годов. Первые снимки были напечатаны в районной газете «Новые рубежи» и многотиражке предприятия. После выхода на пенсию целиком посвятил себя любимому делу. Начал посещать выставки, изучать историю и теорию фотографии, работы великих мастеров, приемы и технику.
Шахта имени С.М. Кирова, 2009 |
Анатолий Николаевич вырос в очень бедной семье. За свою жизнь повидал всякое – жизнь, как говорится, его протащила. Но крестьянский труд с детства заложил основу на будущее. Перенес 11 операций, две из них – на сердце. Когда закончил работу в сельском хозяйстве, два года болел. Не знал, чем заняться.
«Наверное, это мне подсказал сам Бог. Я так полюбил это увлечение, что у меня остались только моя голова и душа - все остальное я отдал фотографии. Например, когда я снимал в Донбассе фотографию «Подсолнухи», вспоминал своего отца, который в 1914 году воевал на фронте. Я представил, что подсолнухи без шляпок — это солдаты, которые идут в атаку.
У поэта Эдуарда Асадова, который писал в Одинцово, есть стихотворение «Наедине с собой». Я очень люблю тишину, мне надоела суета и беготня. Хочу, чтобы каждый побыл наедине с собой, смотря на мои фотографии, успокоился и остановился. Когда я фотографирую, то слушаю классическую музыку, тогда для меня ничего не существует. Мне кажется, фотография делает меня человеком, любящим природу», — говорит о своем любимом деле Анатолий Николаевич.
Когда Анатолий Черкасов увидел в камеру всю красоту природы, то стал мучиться и ночами не спать. Он стал искать камеры, читать много литературы – советской и российской. Но там было очень скупо написано по фотографии. Поэтому он стал искать зарубежные книги, на иностранных языках, особенно на английском. Его знакомый переводил ему книги по фотографии на русский язык. А ночами Анатолий Николаевич их штудировал. Много снимал, много портил и ругался на себя. От него даже жена ушла. Сказала что ему фотография дороже, чем она.
Анатолий Черкасов шел очень долго к платиновой фотографии и когда добился результата, то понял, что это вообще высший пилотаж в фотографии. Тогда он еще больше заразился и сказал – «Нет, пойду только по этому пути!»
У Анатолия Николаевича были выставки в Москве, Токио, Петербурге, Шанхае. По его словам сегодня люди устали от современного гламура. А у него чистая природа на фотоснимках. Через платиновую фотографию Анатолий Николаевич пытается показать всю чистоту русской души и природы.
Анатолий Черкасов объехал много стран. Больше всего ему понравились Сейшельские острова, Иран, Аман, Япония. Анатолий Николаевич считает, что везде всё одинаково. Во всех странах есть нищета и безобразие. Люди просто далеко отошли от природы и начинают ругать друг друга. «А что мы сами сделали для России?», – задается вопросом фотограф. Анатолий Черкасов очень не любит, когда его Родину ругают, особенно за границей.
Видел он, как живут в Европе и США, поэтому Анатолий Николаевич призывает самим взяться за дело и сделать Россию лучше, чтобы на нее все молились. Нужно, чтобы многие молодые люди понимали, что это наше время, в котором, мы живем и это наша страна и не надо никуда бегать. Да можно поехать посмотреть, как другие живут. Но не нужно говорить, что у нас хуже, а там лучше. Не нужно говорить плохих слов в сторону родной России. В любом месте красиво. Даже среди болот и лесов есть своя неповторимая красота. Анатолий Черкасов убежден, что в России очень много бесподобных, девственных мест. И не нужно говорить о том, что Россию испохабили. Есть еще не тронутые, заповедные места.
Фотография для Анатолия Николаевича не средство заработка, а прежде всего для души. Поэтому свои работы он не продает, а если отдает, то даром. Для Анатолия Черкасова фотография – способ контакта. Так было с самого начала – «чистая художественность» не интересовала его никогда: первые снимки были, скорее, фиксацией того, что он видел вокруг, помогали в профессиональной и научной жизни. Семья, производство, пейзажи, сельская жизнь, тяжелый крестьянский труд, портреты коллег. Сам он скромно называет себя «крестьянином», подразумевая под этим словом и трезвость взгляда на будни, и отсутствие чрезмерности и надрыва в своей любви к земле, и необходимое ему для создания хорошего снимка ощущение теплоты и людской общности. Но главной для Анатолия Черкасова всегда была попытка максимального приближения к природе - окружающего мира и человека. Как сделать так, чтобы сама визуальная форма фотографии стала почти тактильной? Чтобы линии, резкость, глубина изображения передали то, что труженик земли ощущает не «эстетически», а буквально – на кончиках пальцев? Как передать физическую, объемную красоту на поверхности? В этом вечном поиске он и «обнаружил» для себя платинотипию.
«Благородный процесс», «королева фотографии» – так называют платинотипию те, кто по-настоящему ею увлечен. Таких немного – в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И дело не только в том, что процесс этот – из числа дорогостоящих. Дело в тех особых качествах, которые требуются от занимающегося ею фотографа. Естественность и чистота процесса от момента съемки до печати; сознательный отказ от цифровых способов обработки изображения; роль рукотворности, тактильности, простого физического контакта – с громоздкой, «настоящей» камерой, с кистью и бумагой; широта тонального диапазона, сочность и глубина оттенков; особая, объемная «трехмерность» получаемого изображения, в которое затем необходимо медленно и тщательно вглядываться – все эти черты платинотипии выдвигают к мастеру ряд требований. Среди них – умение уловить нюансы смысла и оттенки тона, талант вчувствования в реальность, умение проводить разграничение между «живописностью» и собственно фотографическим подходом к сюжету и композиции. Наконец, прямые отсылки к истории, сама архаичность процесса и высокая, «архивная» сохранность получаемых снимков требуют постоянного балансирования на грани: помня о наследии великих мастеров вроде Анселя Адамса и Эдварда Штайхена, делать что-то свое. Но главное здесь – особенный, человеческий контакт с природой – и с самим собой. Качества, во многом утерянные современной культурой, которая вечно куда-то спешит и норовит уйти из реальности в мир грез и виртуальных фантазий.
Несмотря на свой предыдущий фотографический опыт, Анатолий Черкасов не скрывает, что еще не все освоил и считает себя самоучкой, находящимся в самом начале пути. Но платинотипия – на то и благородный процесс, что никого никуда не торопит. В него можно углубляться шаг за шагом, бесконечно вникая в тонкости странных отношений между фотографическим изображением, «чистой эстетикой» и физической конкретностью явленной нам красоты.