В
студии телеканала «Мой Кировск» начальник отдела образования города Кировска Елена Полякова
в рубрике «Руководитель у микрофона» ответила
на вопросы главного редактора «Информационный вестник» Ольги Степановой. Рассказала
об работе учебных заведений нашего города, об
учителях и детях, о том какие проблемы и достижения есть в отделе образования
города.
- Добрый
день, Елена Анатольевна, расскажите, сколько у нас образовательных учреждений в
городе? Как живет сегодня отдел образования?
-
Я хочу сказать, что сеть образовательных учреждений в городе сохранилась. У нас
10 образовательных учреждений, из них пять общеобразовательных учреждений (1
гимназия, три средние школы, один учебно-воспитательный комплекс), два
учреждения дополнительного образования – это наша Детско-юношеская спортивная
школа, Центр внешкольной работы и три дошкольных учреждения – детские сады,
которые жители хорошо знают.
По сравнению с 2017 учебным годом контингент
учащихся в общеобразовательных учреждениях увеличился на 7,8%. С сентября
месяца наблюдается пополнение контингента. На 5 сентября было 1220 человек, а
на сегодняшний день у нас в школах обучаются 1223 учащихся. Это радует. Мы
помним период, когда у нас было до 500 учащихся. Было даже такое, что мы всем
отделом радовались, что у нас в школах обучаются 1000 учащихся. А сегодня мы
уже радуемся тому, что детки с родителями возвращаются, образовательный процесс
проходит без нарушений, в образовательных учреждениях тепло, светло и
учреждения обеспечены материальной базой, которая необходима для учебы.
Радует то, что у нас появилось много нормативных
документов, принятых Министерством образования, которые помогают работать
педагогическим коллективам.
Если говорить об общеобразовательных школах,
хотелось бы отметить высокий уровень директорского корпуса, и, конечно же,
заслугу наших педагогических коллективов, которые даже в нелегкий период
восстановили уровень знаний у детей. Качество знаний по сравнению с 2017 годом
с 45,1% улучшилось, и показатель
составил 53,2%. Это отмечено на уровне Республики.
Мы в числе первой пятерки по качеству знаний (в
2017 году средний балл был 3,6, а в этом году 3,7). По итогам первого семестра
не было неуспевающих. Это тоже радует.
- Скажите,
пожалуйста, наша образовательная программа отличается от украинской программы,
и насколько она сложна для детей?
-
Сейчас мы работаем по временным образовательным стандартам, которые очень
близки к требованиям Российской Федерации. В течение 3-х лет педагоги полностью
перешли на новую программу.
- Сейчас
часто задают вопрос: «Почему не преподается украинский язык?» Это так в действительности?
-
Конечно же, нет. С начальной школы учащиеся изучают в обязательном порядке
украинский язык и украинскую литературу. Только для учащихся 10-11 классов этот
предмет на выбор. Учащийся может сам решать нужно ли ему изучать украинский
язык или в эти часы он может изучать другой предмет, непосредственно связанный
с выбранной им будущей профессией.
В каждой школе у нас есть психолог, который в
плановом порядке тестирует учащихся. Уже в 9 классе дети четко знают, какое
профессиональное направление выбрать и могут в нем себя удачно реализовать.
Другой вопрос, то, что не всегда это желание совпадает с желанием родителей.
Иногда ребенок, хочет быть ветеринаром, а родители хотят, чтобы ребенок был
юристом. Поэтому хочется, чтобы мечты и желания совпадали.
- Скажите, сейчас профориентация в школах
проводится?
- Мы
активно работаем с высшими учебными заведениями, каждый год приезжают
представители ВУЗов и проводят профориентацию. В прошлом году к нам приезжали
представители аграрного университета. В этом году в марте месяце в гимназию мы
приглашали всех учащихся 10-11 классов, и была встреча с представителями
университета имени Т.Г.Шевченко. Приезжали преподаватели, члены приемной
комиссии и студенты. Мы собрали максимальное число ребят, и они получили как
можно больше информации о ВУЗе, о том какие специальности можно получить там и
о том, как проходит учебный процесс в университете. Дети выходили с этой
встречи и говорили: «Вот теперь я вижу,
кем я буду».
Еще мы практикуем выезд ребят-старшеклассников на День
открытых дверей в высшие учебные заведених. Мы ездили в аграрный университет.
Ребята окунулись в атмосферу студенческой жизни и могли посетить аудитории
университета. Эти все мероприятия помогают молодежи определиться с выбором
профессии.
- Расскажите об
учебных заведениях на поселках?
- В поселке
Червоногвардейское есть школа и детский сад. Был такой период, когда нужно было
решать вопрос о сохранении учебного заведения. Мы понимали, закрыв школу и
детский сад, в поселке жизнь остановится. Там, где есть детский смех, там есть
жизнь. Поэтому мы старались учебное заведение сохранить. За это отдельное
спасибо главе города Геннадию Александровичу Карцеву! Он всегда идет навстречу
и относится с пониманием во всех вопросах.
В этом учебном году первый класс в УВК№18 не набрали, потому
что не было детей такого возраста, зато в следующем учебном году в первый класс
пойдут 10 детей. Для нас это хорошие новости, эти дети будут дальше обучаться,
и, значит, школа будет существовать.
- Какая ситуация в
остальных поселках? Ведь они находятся на линии соприкосновения. Обучать детей
в школах на местах все еще опасно. Что делается для детей, живущих там, чтобы
их обучение не прерывалось?
- В селе
Березовское школа была закрыта еще до начала боевых действий. Дети, живущие в
этом селе, пользуются правом бесплатного проезда, они ездят в основном в первую
школу, им туда ближе.
Дети поселка Донецкий, поселка Голубовское добираются
автобусом, проезд на котором оплачивает отдел образования (всего около 48
детей). Большая часть из них обучаются в школе №3. Также есть дети, которые
обучаются в многопрофильной гимназии и в школе №2. Автобус довозит детей до
улицы Борисова и там же их забирает после занятий. А те ребята, у которых
занятия закончились раньше, добираются домой, они тоже имеют право на бесплатный
проезд. Также осуществляется бесплатный подвоз школьников и дошкольников из
села Весняное и площадки Бежановской, потому, что она удалена от центра города.
И порядка 70 детей добираются в городские школы.
- Расскажите о школах
города. Всем ли уделяется должное внимание?
- Всем
образовательным учреждениям уделяется должное внимание администрацией города
Кировска. Каждое учебное заведение часто посещает глава администрации Геннадий
Александрович Карцев.
Приятно то, что каждое образовательное учреждение имеет свое
лицо. Если мы говорим о гимназии, там обучаются одаренные дети. На сегодняшний
момент там числятся 318 учащихся. В гимназии организованы семь кружков
художественно-эстетического направления и один кружок физкультурно-спортивный.
Учащиеся школы активно занимаются в этих кружках и участвуют в
жизнедеятельности школы.
Первая школа-это общественно-активная школа, в ней обучаются
202 учащихся. Эта школа-центр микрорайона, которая собирает очень много
выпускников и родителей. Видно, что образовательное учреждение хорошо работает
с общественностью.
Вторая школа - самая большая по численности детей в городе,
в ней 524 учащихся. В этом учреждении 11 начальных классов и 12 классов
основной средней школы. Одно из основных направлений школы - ведение детьми здорового
образа жизни и занятие спортом. Приятно, что там открыли также зал хореографии.
Сейчас во второй школе небольшие трудности. Школа пострадала
от боевых действий украинских военных и нуждается в ремонте. Для учащихся этой
школы продлены каникулы, чтобы специальная комиссия могла более тщательно
обследовать строительные конструкции здания школы на предмет безопасного
пребывания детей. Работа по этой школе ведется, будем выполнять строительные
работы по устранению недостатков, которые возникли и школа будет далее
функционировать. Этот вопрос находится на контроле у главы администрации
города.
Если мы говорим о третьей школе, там обучаются 128 детей. В
учебном заведении организован один кружок художественно-эстетического
направления и один кружок физкультурно-спортивный, а также действует
военно-патриотический кружок «Пост№1». Ребята, занимающиеся в этом кружке,
участвуют во всех мероприятиях города. В этой школе большое внимание уделяется
патриотическому воспитанию, и занимаются в этом кружке дети активные,
успевающие в учебе. Поэтому «Пост№1» является определенным стимулом для
остальных ребят школы.
В поселке Червоногвардейское в УВК№18 занимается 51 ребенок. В учебном заведении действует один кружок
художественно-эстетический и один кружок физкультурно-спортивного направления. Также
есть кружок научно-технического направления, в котором ребята совершенствуют
знания работы на компьютере. Также, несмотря на трудное время, в поселке
функционирует ясли-сад, в котором воспитываются дети, не только живущие на
поселке, но и дети из близлежащих сел. Это очень удобно для местных жителей,
ведь добираться в город нелегко.
- Еще хотелось бы, чтобы вы рассказали об
учебных заведениях внешкольной работы.
- По
сравнению с прошлым годом охват детей дополнительным образованием, составил
135%. В прошлом году этот показатель был в районе 65%. Дети начали активно
заниматься в творческих кружках.
В этом году в Центре внешкольной работы «Синяя птица» новый
руководитель - Людмила Слободян. Центр внешкольной работы начал активно
развиваться. Воспитанники центра с удовольствием занимаются, вяжут, пляшут,
поют и развивают свои лидерские качества. Продолжает также работать кружок для
дошкольников.
Есть Образцовый музыкальный коллектив, которым город может
гордиться. Приятно, что дети интересуются несовременными музыкальными
инструментами, такими, как домра и баян. Наверное, это заслуга руководителей
этого коллектива. Они настоящие мастера своего дела, могут заинтересовать
детей. В результате, на различных конкурсах наши дети получают призовые места и
привозят награды. Большое спасибо руководителям этих кружков, а также родителям
детей, которые активно занимаются воспитанием детей в творческом плане.
Развитие творческих способностей у детей идет в полной мере и это большой плюс
для их дальнейшей взрослой жизни.
С 2017 года созданы отделения детской юношеской организации
«Молодая гвардия» еще в двух учреждениях. Всего в городе функционирует три
отряда ДЮО «Молодая гвардия». Также в городе созданы и активно действуют «Вахта
памяти» и Пост №1.
- Последнее время на концертах мы можем
видеть выступления детей, которые занимаются в спортивной школе. Это наши
акробаты, воспитанники секции спортивной акробатики. Расскажите о работе
спортивной школы нашего города и ее достижениях.
- В Детско-юношеской спортивной школе
велись нелегкие ремонтные работы. После прямого попадания снарядов в бассейн, полгода
там не проводились занятия.
Руководитель
спортивной школы Григорий Синяев смог мобилизовать свой коллектив и провести, в
сжатые сроки, ремонт бассейна. Сейчас посетители бассейна могут оценить
результат, как отремонтировано здание.
Наши
пловцы-воспитанники спортивной школы регулярно участвуют в соревнованиях и
занимают призовые места, что непременно добавляет гордости за наших детей.
Активно,
по очень плотному графику работает спортивный зал Детско-юношеской спортивной
школы, там занимаются акробаты и футболисты в холодный период года, также
функционирует секция борьбы.
В
конце марта, по инициативе администрации города и прокуратуры, была проведена
такая акция: дети из общеобразовательных учреждений могли посетить спортивные
секции города и посмотреть, какие есть возможности для занятия спортом. Эта
встреча была проведена во время весенних каникул. Вследствие чего некоторые
дети заинтересовались спортом, и будем надеяться, что дальше они продолжат
посещать секции.
Спортивная
школа учит не только ставить перед собой цели, но и достигать их. И это правило
действует, не только в спорте, но и в жизни.
Есть
такие спортсмены, в прошлом воспитанники нашей спортивной школы, которые сейчас
находятся в олимпийской сборной Российской Федерации. Для них Кировская
детско-юношеская спортивная школа дала путевку в жизнь. И мы этим фактом очень
гордимся.
- За время становления Луганской Народной
Республики пополнились ряды заслуженных учителей в городе. Скажите, в период,
когда была украинская власть, присваивались ли звания кировским педагогам и
были ли они вообще?
- Такое звание было при Украине, но у
нас в городе людей, получивших его, не было. Сейчас, в нашей Республике, есть
звание «Заслуженный учитель».
Накануне
праздника 8 Марта, в этом году, Леонид Пасечник (глава ЛНР) присвоил звание
«Заслуженный учитель» Людмиле Викторовне Захаровой. Она принимала участие в
разработке учебника по украинскому языку для учащихся 3-х классов. Ведь старые
учебники, по которым обучались дети при Украине, совершенно не подходили для
этой цели, и их необходимо было заменить. Мы считаем, что это замечательно, что
у нас работают такие учителя.
- Теперь хочется поговорить о детских садах,
где навсегда остался дух нашего детства. Расскажите о жизни наших дошкольников.
В каких условиях воспитываются наши самые маленькие кировчане?
- Дошкольные учреждения - это наша
гордость! Когда к нам приезжали представители Министерства образования
Луганской Народной Республики и посещали дошкольные учреждения, видно было, что
им очень у нас понравилось. Они были приятно удивлены, что в таком маленьком
городе, как наш Кировск, есть такие замечательные дошкольные учреждения, в
которых дети обеспечены всем необходимым.
Спасибо
огромное Геннадию Александровичу, главе нашего города, за его поддержку во всех
наших начинаниях!
В
этом году в ясли-саду №1 детские стульчики в музыкальном зале заменили на новые, что не делалось много лет, при украинской
власти.
В
каждом учебном заведении города есть компьютеры и интернет. Основатели
"Дороги жизни Москва-Кировск" Почетные граждане нашего города Николай
Михайлов и Валерий Николаев сделали для наших учебных заведений такие подарки.
Также,
в конце года мы получили два мультимедийных проектора вместе с огромным
экраном, где можно транслировать необходимый материал во время учебного
процесса.
В
детском саду №5 оформлена замечательная театральная студия, где детки могут
играть и смотреть постановки сказок. Также сделан ремонт актового зала.
Планируем обновить постельное белье в детских садах.
Все дошкольные учреждения возглавляют
замечательные люди, заведующие, которые смогли сохранить и приумножить
материальную базу детских садов, сохранить коллективы.
Сейчас
в детских садах работают логопеды. В детском саду №1 есть группы для деток с
логопедическими проблемами. Специальная комиссия, определяет, необходима ли корректировка
речи данному ребенку или нет. И по заключению этой комиссии ребенок может
заниматься в логопедической группе, если это необходимо.
Хотелось
бы обратиться к родителям дошкольников. Сказать о том, что дошкольное
образование является частью общего образования вашего ребенка. От того, как ваш
ребенок научится постигать мир, будет развивать свою логику, он будет успевать
в начальной школе. Поэтому дошкольное образование является очень важной частью
общего образования ребенка.
Что касается детского сада №4, там с первого сентября будет
открыта подготовительная группа к школе. Здесь будут заниматься детки, которые
закончили старшую группу, но в первый класс еще не идут. Они будут заниматься,
и делать первые шаги подготовки к школе.
По
новому положению в первый класс идет дети от шести с половиной до восьми лет.
Каждый год при формировании первого класса заседает комиссия, состоящая из психологов
и логопедов, для тех детей, которым на момент приема в первый класс не исполнится
шесть с половиной лет, а родители хотят отдать их в первый класс. Эти дети
проходят определенное тестирование, и комиссия дает соответствующее разрешение
на прием ребенка в школу.
- Елена
Анатольевна, скажите, будут ли медалисты в этом году?
-
На сегодняшний день претендентами на Золотую медаль являются семь учащихся из
школ города. Один выпускник претендует на получение Серебряной медали, и есть
два учащихся девятых классов, которые претендуют на получение аттестатов с
отличием об окончании основного общего образования. А в прошлом году у нас было
всего два медалиста, то есть наши дети стремятся к лучшему.
- Скажите, пожалуйста, учителям
ставят оценки за их работу, есть ли аттестация учителей?
-
В Луганской Народной Республике есть новые правила аттестации учителей и у нас
работают комиссии на территории города первого уровня и второго уровня. Первого
уровня - это комиссии для образовательных учреждений, они аттестуют на
соответствие занимаемой должности учителями.
Чтобы
носить звание учителя необходимо быть настоящим профессионалом и звание это
оправдывать, владеть в совершенстве методикой и обладать высокими моральными
качествами. И для претендентов на это звание существуют жесткие требования. При
заседании комиссии всегда есть различные мнения и обсуждения.
- Елена Анатольевна, спасибо за
исчерпывающие ответы! Хочется пожелать, чтобы мечты Ваши сбывались, и все у нас
было хорошо! Чтоб учебный год завершился
так, как запланировано. Мира нам всем!