Фашизм сквозь призму советских карикатур







«Антифашистская графика» - под таким названием открылась выставка в Кировском историко-художественном музее. Экспонаты для неё предоставлены из фондов Мемориального музея немецких антифашистов, являющегося филиалом Московского Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Экспозиция вместила в себя порядка 100 произведений известных художников-графиков из Москвы и Санкт-Петербурга. Это карикатуры и плакаты военных лет, работы известных московских художников-графиков Бориса Ефимова, Бориса Клинча, Николая Жукова, Бориса Пророкова, Александра Житомирского и других, которые вместе со всем советским народом приближали миг великой победы.
По словам заведующей отделом научно-просветительской работы Луганского художественного музея  Виктории Шелеховой, целью выставки является не только пропаганда коллекции музея, но и патриотических настроений, которые в нынешнее время особо актуальны.
«Несмотря на то, что представленные работы не оригиналы, а компьютерные постеры, выставка имеет музейное значение. Ведь благодаря ней мы можем познакомиться с произведениями, которые во много раз меньше того, что представлено здесь. Обычно карикатура, листовки небольших размеров. А здесь можно рассмотреть все нюансы, детали и полностью понять смысл, идею, концептуальный замысел, который художник вложил в свою композицию. Данная выставка – это агитационный вид искусства, влияющая на подрастающее поколение», - подчеркнула Виктория Шелехова.
Особую ценность работам художников придаёт то, что их авторы – фронтовики, которые прошли со своей армией по дорогам войны, деля с солдатами горести и радости фронтовой жизни. Имена авторов работ стали широко известны советским людям благодаря публикациям их работ в газетах и журналах.
Например, графические работы Ефимова и Клинча, выполненные для журнала «Крокодил» - карикатуры на фашистских деятелей – поражают своей остротой и актуальностью.
Не повторимы и уникальны зарисовки Жукова, сделанные им на Нюрнбергском процессе. Он был одним из немногих художников, допущенным в зал заседаний. Его персонажи – преступники, защита свидетелей, судьи, представители прессы. Лица и позы подсудимых выражают безысходность, трагизм и наполнены страхом возмездия.
Житомирский в годы войны создал множество работ в технике фотомонтажа для листовок, служивших мощным средством пропаганды среди немецких солдат.  Он неустанно боролся с поджигателями войны. Его фотомонтажи всегда просты, выразительны и часто обретают значение символа.
Творчество известного фронтового художника Пророкова представлено работами, выполненными на ленинградском фронте.
Менее известны, но не менее остры и выразительны рисунки Харкевича. На выставке представлены эскизы антифашистских пропагандистских карт и зарисовки пленных немецких и финских солдат.
В годы Великой Отечественной войны плакаты и карикатуры стали мощным идеологическим пропагандистским оружием в борьбе с фашизмом. Графические работы с непередаваемым юмором пропагандируют победы Советской армии и высмеивают немецких захватчиков. Они заставляли солдат противника задуматься. Под влиянием этой графики многие из них сдались в плен или перешли на сторону антифашистов.
В свете сегодняшних событий на Донбассе можно сказать, что эта тематика остаётся актуальной и сейчас.
Экспозицию уже посетили учащиеся кировских школ. Продлится выставка до конца мая. Так что каждый желающий сможет посетить музей, ознакомиться с неизвестными ранее художниками и в очередной раз удивиться силе таланта людей, живших и творивших в то непростое время, чьё творчество останется для нас не только памятью – памятью народа, памятью общества, - но и неоспоримой исторической и культурной ценностью.