КапитАлина Николаева: «Я – деревенская!»



Братьев Николая Михайлова и Валерия Николаева знает каждый кировчанин. Именно они, одни из первых, протянули руку помощи в сложное для Кировска время. Эти люди, не жалея собственных жизней, под звуки разрывающихся снарядов, выпущенных из рук украинских карателей, доставляли в наш город продукты питания, медикаменты, одним словом – средства первой необходимости. Сейчас, в относительно спокойное время, Николай и Валерий продолжают помогать нашему городу, не требуя ничего взамен. Эти люди, словно пазл за пазлом, прокладывали  «Дорогу жизни Москва-Кировск», которая стала символом для нашего города. Кировчане называют братьев по-разному: спонсоры, благотворители, помощники, благодетели, люди с чистым сердцем, покровители, милосердные, неравнодушные земляки, патриоты родного города. Более 40 миллионов рублей поступило от российских друзей по «Дороге жизни Москва-Кировск».
Почему Николай и Валерий помогают именно нашему городу? Ведь вокруг много городов, пострадавших от разрушительных действий когда-то такой родной страны – Украины? Это их работа или зов сердца? А, может быть, они действительно патриоты своей Родины? На эти и другие вопросы ответила мама Николая Евгеньевича и Валерия Александровича – Капиталина Александровна Николаева (по мужу Шейка – прим.) 

- Капиталина Александровна, я знаю, что Вы не кировчанка. Где Вы родились?
- Я родилась в России: в небольшой деревне Маргасово (Ярославская область, Петровский район – прим.), 20 октября 1939 года.
- Кем были Ваши родители?
- Папа родом был из Маргасово, а мама из соседней деревни. 
- Вы единственный ребёнок в семье?
- Нет. У мамы сначала были два хлопца, но они ещё маленькими умерли. Одному было восемь месяцев, а другому восемь лет. Брат ещё был 1928 года рождения. Но, к сожалению, он тоже умер. Судьба - такая штука. Я осталась одна. Мы жили с мамой вдвоём. Воспитала меня улица.
- ???
- Ну, а что? Мама работала дояркой в колхозе. Уходила – я ещё спала, а приходила – я уже спала. Раньше ведь доили вручную. Вставали в три утра, что б к выпасу успеть коров подоить. Да и убирать, и кормить коров тоже дояркам приходилось.
- Дома Вам приходилось всё делать самой? Если мама на работе, то кому-то это нужно было делать?
- Скотину выгоню, пригоню. На огороде порядок наведу.
- Наверно и кушать готовили?
- А что там готовить? В горшок всё побросал: мясо, картошка, лук, морковка, капуста и в печь – томиться. Мама с дойки придёт, печь стопит - я-то маленькая была. Раньше всё только в печи готовили - не то, что сейчас. И никогда ничего не закисало. Картошка тушёная вкусная была. Так же и блины пекли, и пирожки. Вот, например, сейчас картошка пюре, а у нас был картофельник. Точно так же толкли, клали на сковороду и в печь – зажариваться.
- Капиталина Александровна, а на Донбасс к кому приехали?
- К тёте. В 1957 году она меня пригласила в гости на празднование 1 мая.
- А тётя кировчанка?
- Нет. Она тоже из моей деревни. Сначала сюда приехал её муж, а потом и она. Тётя познакомила меня с моим будущим мужем. Он, конечно, был скромный, красивый, высокий, что там говорить. А я что? Колхозница. Мне он понравился. Я-то тогда ещё не понимала ничего. А мне лишь бы с колхоза вырваться. Но он в меня, видно, сразу влюбился. Да и я скромная была.
- А почему хотелось вырваться из колхоза?
-  Деревня небольшая. А я, когда была в шестом классе, уже приезжала на рудник Голубовский (Кировск - прим.), мне здесь понравилось.
- В каком году?
- В 1957-м.
- Многоэтажек еще не было, были одноэтажные дома.
- Да какие там дома… Жили в халупках под породой. Но мне всё время тётка говорила, мол, давай мы тебя заберём. А как можно было уехать? С колхоза-то не отпускали. Что б мне расписаться с мужем насилу справку дали. Мы, когда свадьбу играли, не расписаны были. Это потом кое-как справку дали.
 - А как же Вас родители отпустили?
- А что мамка? Отпустила, да и всё.
-  А папа?
- Я папу не помню. Он на войне погиб. Мне было год и восемь месяцев, когда его забрали. По маминым рассказам, он был трактористом тракторной бригады. По всем бригадам по колхозу ездил и всем хвастался, мол, какая у меня дочка – это моя учительница. Только я смеюсь, что с учительницы получился путейник…
- Капиталина Александровна, Вы приехали сюда без специальности?
- Да какая специальность? Не было у меня никакой специальности. Я сразу устроилась работать плитовой на шахту №6. На плитах вагоны ворочала.
- Ничего себе! Вагонетки таскать!
- Мы их не таскали, мы их только, где надо, плечами направляли, цепляли.
- А заработная плата соответствовала Вашему труду?
- Я тогда получала большие деньжищи – 900 рублей. Сначала ставка была 1 руб. 87 коп., потом повысили до 3 руб. 20 коп.
- Детки уже появились?
- Да. Коля у меня уже был.
- А кто помогал растить?
- Моя мама. Коля был совсем маленьким, когда мы разошлись с мужем.
- Вы маму забрали из деревни?
- Конечно. Мы привыкли вдвоём.
- А где жили?
- На «собачовке» (район 13 школы – прим.).
- Я знаю, что детство Николая Евгеньевича прошло на «собачовке». Он часто это вспоминает, и ваш труд в том числе. И люди там жили хорошие. Вы дружили, ходили друг к другу в гости?
-  Да. Я часто вспоминаю. Вот сейчас народ - не такой дружный. Я всю жизнь, считай, была холостячка. Четыре раза замужем была, но семейная жизнь так и не сложилась. У меня были только дети: Коля, Валера, потом родилась Татьяна. Девчонки-то, мои ровесницы – подруги, были все с мужьями. Напротив нас бугорочек, один сосед с гармошкой, другой – с баяном. И песни, и пляски. Всё было.
- А помните песни тех лет?
- Мы разные старые песни пели. И про солдат, и частушки. Как только гармошка заиграет – начинаются частушки.
- В шахте сколько Вы проработали?
- Два с половиной года.
- А потом?
- А потом женщин из шахты вывели. Тогда  директором шахты был Иван Тимофеевич Кондратенко. Он мне предлагал идти на стройку, но я не захотела. Мама работала дежурной по переезду на шахте №6 - ну, и я пошла работать монтёром пути. Проработала четыре года, а потом родился Валерик.
- А декрет какой был?
- Два месяца.
- Большой декрет, конечно! А детей куда девали? Кто смотрел?
- Мама. Спасибо ей большое. Она мне очень-очень помогла.
- Как звали маму?
- Софья Михайловна.
- Как долго Вы, извините за выражение, шпалы таскали?
- Я четыре года проработала.  Потом восемь лет в парикмахерской работала женским мастером. Но это было не для меня. Для меня – что потяжелее.
- А в какой парикмахерской?
- На "Победе" в 14-й, в Центральной на Борисова. Но начинала я на Сотой– от комбината «Коммунальник».
- И, тем не менее, Вам нравятся более тяжёлые работы?
- Мне – да.
- Наверное, это закалка из деревни. И мама целыми днями была на работе. А доярка – это вообще очень тяжёлый труд.
- Да и я работала в деревне дояркой.
- А после парикмахерской?
- Я опять устроилась работать монтёром железнодорожного пути, где отработала двадцать лет. Была и бригадиром. А после, уже на пенсии, работала семь лет в морге.
- Где???
- Санитаркой в кировском морге.
- Вот это да! Капиталина Александровна, а кто Вам дал такое имя?
- Бабушка с дедушкой по папиной линии были богомольными – староверы. Вот они и дали мне такое имя. Я даже не знаю крещёная ли я. Но, наверно, крещёная. Да у нас и церкви не было в деревне. У нас церковь была за 15-20 км. Мы туда ходили куличи на Пасху святить. У нас в том селе бабушкина сестра жила. Мы придём, побудем немного в церкви - и идём к ней спать. А как только святить, она нас будит, мы посвятим и назад.
- А традиция ходить в церковь осталась?
- А как же, на праздники хожу утром рано яйца святить.
- Капиталина Александровна, нелёгкую долю Вы себе выбрали. Заканчивали что-то?
- Ничего я не заканчивала – семь классов. А тут, в вечерней школе, восьмой закончила. Я и дома в восьмой класс ходила. А как единицу за подсказку получила, пришла домой, портфель кинула и говорю маме: «Всё, в школу больше не пойду», а она в ответ: «Не пойдёшь, тогда иди работать».
- А что так? Учительница не понравилась?
- У нас физичка была, мы с ней не ладили. Ещё удивляюсь, в кого внуки пошли? В бабушку, конечно. Я такая была…  Кофты вязаные тогда носили, а физичка руки в карманы, а там бумажки. Она уже знала, кто набросал. Я была – «оторви и выбрось».  Бывало, учительница мне портфель после уроков не отдавала, что б мама пришла. Она не знала, на какую парту меня посадить. На заднюю парту посадит, я – то свистеть начинаю, то ещё что-то. Хулиганка была. А сюда приехала, совсем другая стала. Наверно, выросла, да и в семью чужую попала.
- Сыновья у Вас тоже такие – весёлые.
- Коля у меня скромный, а Валерик - весь в меня.
- Когда Вы с «собачовки» переехали в центр?
- В 1988 году нам дали квартиру на квартале 60 лет.
- Капиталина Александровна, наша встреча планировалась долгие годы. Нам очень хотелось рассказать о том, как росли ребята, которых знает не только Кировск, вся Луганская Народная Республика, но и дальше. Николай Евгеньевич Михайлов и Валерий Александрович Николаев – это уроженцы города Кировска, в настоящее время они жители Российской Федерации, живут в Москве. В период с 2014 года, когда стало очень тяжело на Донбассе, когда неожиданно началась братоубийственная война, появляются люди, которые не остались в стороне от этой беды. Сегодня более сорока миллионов вложено в наш город Кировск для того, чтобы работали больница, коммунальные структуры, городской отдел образования, редакция, чтобы жили школы, чтобы в посёлках были ноутбуки. Это ж надо было так обласкать все структуры, понемножечку всех поддержать! В этот период – 2015-2016 год, депутаты Кировского городского совета принимают решение наградить самыми высокими званиями, которые существуют в городе Кировске – «Почетный гражданин города Кировск». И эти звания присваиваются Николаю Михайлову, Валерию Николаеву и друзьям, с которыми они сюда приехали – это Сергей Маховиков, Сергей Герасимов, Александр Крючков, Михаил Корнев. Это значимые и знаковые люди для нашей территории. Это наши братья, наша родня.
Капиталина Александровна, Вы с удовольствием всех их встречаете, бываете с ними на всех мероприятиях. Знаю, что устаёте, но всегда ждёте.
  Капитолина Александровна, какими были в детстве Ваши дети?
- Коля рос хорошим, спокойным мальчиком, хорошо учился. Один раз его классная руководительница  Ольга Герасимовна сделала замечание. В их тринадцатой школе был ремонт, поэтому они учились в мастерской. Так она говорит: «Капиталина Александровна, сегодня Коля, как только открылась дверь, кубарем по коридору. Я его таким никогда не видела».
- Ну, так он же ребёнок.
- Да, но его таким никогда не видели. Ну, а что ж, ему тоже захотелось. Я никогда не видела, что б он брал в руки книжку. Письменные задания делал, а вот читать - не читал. Говорил, что на уроке за учительницей всё внимательно слушает и запоминает. Коля хотел после восьмого класса поступать в Суворовское училище но, мы его отговорили. Думали, что одумался, желание прошло, но после десятого класса он все-таки подал документы в военное. И поступил. Все думали, что по блату. Удивлялись, мол, мы с третьего раза поступаем, а ты с первого поступил. Но на счет работы он не распространялся – разведка есть разведка. А память у него хорошая. Я тоже любила читать, и особенно стихи рассказывать. Ум у него отцов, а характер наш – простота, доброта.
- А Валера?
- А Валера рос в свободном полёте. Говорит, что мало его били. «Меня все били. Мама била, бабушка била, Коля тоже бил, но всё равно мало». Когда с Ирой сошёлся и Сонечка родилась, он совсем другой стал.
- Он стал взрослым. Он до какого-то периода был ребёнком, а сейчас он взрослый – Почётный гражданин города Кировска. Вы гордитесь детьми?
-  Очень горжусь.
- Вы могли предположить, что Ваши дети раскроются таким образом, ведь многие люди живут в Москве, в других странах?
- Разве мы когда-то думали, что нас с той стороны будут обстреливать? Я знаю, что они не останутся в стороне, всегда помогут.
- Вы часто ездите в Москву. А по Кировску скучаете?
- В Москве я долго не бываю. Дом есть дом.
- Сколько у Вас внуков?
- Пятеро внуков и четверо правнуков.
- А к невесткам как относитесь?
- Хорошо. Они у меня просто золото.
- Ваши дети общаются со своими отцами?
- Их отцов нет уже в живых. Я никогда не запрещала им общаться, а наоборот – приветствовала это. Старший сын с отцом общался, а вот младшие были категорически против общения. От отца Николай взял всё самое хорошее. Любовь к книгам, к истории и талант написания тоже достался от него.
- Я знаю, что Николай собирает корни Вашей семьи. Нарисовал дерево, карту и написал историю Вашей семьи. Даже нашли могилу Вашего родственника.
- Да. Это могила моего папы. Ну, как могила – место, где он погиб. Фактически они выходили в этом месте из окружения. Как маме рассказывал его сослуживец, мол, они выходили с окружения в Белой Церкви. Мы начали искать, но в Смоленской области нет Белой Церкви, а только в Киевской. В действительности оказалось, что это не город и не деревня. Просто на бугру стояла церковь из белого кирпича. Раньше же кладбища были возле церквей. Старожилы рассказали, что в действительности стояла белая церковь. Мы ходили туда, так там даже белый камень остался. Может, он лежит и в Братской могиле, мы точно не знаем. Ведь у кого были жетоны, а у кого и не было. Так вот, сослуживец отца рассказал маме: «Мы выходили из окружения. А Сашке вашему обе ноги оторвало. Я у него забрал табак и хлеб». И всё. Конечно, все бежали, а он кровью истёк. Мои дети там поставили небольшой памятник. Это заслуга Колина.
- Я знаю, что Николай всегда говорит, что организовывает он, а всю работу выполняет Валера.
- Да, так и есть. А первое время кто приезжал? Всё Валера.
- Когда я спросила у Валеры, какой самый тяжёлый груз, то он ответил, что ёлка. Ребята привезли шестиметровую ёлку в городской Дворец культуры. Тогда о «живой» ёлке и речи идти не могло, так как всё было заминировано. Вот в это время, где-то числа 20 пришла ёлка, а 27 декабря мы с Вами вместе были во Дворце культуры на праздновании Новогодней ёлки.
Я никогда не забуду первый концерт, на который привезли Сергея Маховикова. Я даже не ожидала. Зашёл в студию Николай Евгеньевич, а с ним человек в капюшоне. Я здороваюсь и вижу, что это Маховиков. Я не поверила своим глазам. Я понимаю, что человек прибыл, рискуя. Поэтому тот праздник, который состоялся, когда люди плакали – это многого стоит, это всё Ваши дети. Ребята называют Вас Капой. Маховиков, слышу, Вас Капой называет, Серёжа Герасимов тоже, Таня Пахомова Капой называет. Почему? Объясните?
- Да. Баба Капа называют. Капка есть Капка. Они так привыкли. Я Капиталиной стала, знаешь когда? А так меня всё время Капой и звали.
- Ну, для меня Капиталина – это как командир, капитан. Спасибо Вам за сыновей. За то, что воспитали их добрыми, честными, добросовестными, щедрыми. Они делятся тем, что у них есть. Они никогда не дадут человеку погибнуть. Это люди, которых нужно записывать в книгу – в Красную Книгу.