Это нашей истории строки. Вместо мужа пришла на шахту



Редакция «Информационный вестник» продолжает публиковать материалы о наших славных землячках, руками которых восстанавливались шахты и добывались первые послевоенные тонны угля.
Сегодня наш рассказ о Фёкле Кузьминой, многие годы работавшей на подземных работах шахты «Новая Голубовка».
В жизни моей героини и её сверстниц  в июне 1941 года был только один решающий шаг – эвакуация. Быть угнанными в Германию, конечно, никто не хотел. Шахту «Новая Голубовка» в срочном порядке затопили, чтобы фашистам уголь не достался, а работающих шахтёров, из числа тех, кто не был призван в армию, и молодёжь первыми эшелонами отправили на Урал, в трест «Кизылуголь». Однако доехать до места назначения им не пришлось: на Изваринском  железнодорожном пути был разбит мост - и состав направили в другом направлении.

Куда везли - никто не знал, только спустя несколько дней старший поезда сообщил, что едут на шахты Подмосковья, где мужчины будут работать в шахтах, а женщины - на разных подсобных работах. Среди голубовцев была и Феня Прокофьева. Прибыли в город Сталиногорск, где на все годы войны определились с работой и местом проживания в общежитиях. Стране был очень нужен уголь для общей Победы - и они по крохам ковали её в тылу.
Судьба однажды подарила Фене встречу с Фёдором Кузьминым – земляком с голубовской шахты. Общая боль и тревога за оставшихся в посёлке родных объединила молодых людей. Стали встречаться чаще. Он работал в шахте, она – на вспомогательных работах. Мечтали о победе на фронте и возвращении на Донбасс. Верили и трудились с полной отдачей сил. Это позже, таких, как они, приравняют к статусу – участники трудового фронта.
После победного мая Фёдор и Фёкла приняли решение создать семью. Домой возвратились с годовалым сыном Анатолием. Фёдор Николаевич вновь был принят на шахту «Новая Голубовка» забойщиком, позже был помощником начальника участка по добыче угля. Семья строила планы на будущее, дали жильё на улице Заводская. Родились дочери. Казалось, зажили счастливо.
Однако за несколько месяцев тяжёлый недуг сковал Фёдора и в 29 лет Фёкла остаётся вдовой. Понимала одно: надо жить ради детей, поднимать их и растить. На помощь пришли родители, сестра Екатерина. Жили все вместе одной дружной семьёй. Феня Кузьмина пришла на шахту, где трудился ранее её муж, и попросилась на подземную работу, чтобы обеспечивать семью. Многие женщины после войны освоили нелёгкие мужские профессии. Феня не стала исключением. Вначале - подносчиком динамита, а потом - опрокидчицей. Ответственность была большая: вагоны с углем надо было принять, чтобы не «забурились» (не сошли с рельс). И во время отправить их под разгрузку. Нарушений не должно быть. Женщины трудились наравне с мужчинами: Евдокия Мирошникова, Лидия Кузнецова освоили опасную профессию   - мастер-взрывник.
Без малого восемь лет трудилась моя героиня на подземной работе, что позволило перейти на пенсию по списку №1. Вот так и определила судьба быть Фенечке и матерью, и отцом – кормильцем для своих детей. Больше замуж не выходила. Всю свою жизнь  и любовь бывшая горнячка подарила своим детям.