УВЕКОВЕЧИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА


ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
В прошлом году в Кировске состоялась передача личных вещей и фрагментов самолета Пе-2 родственникам воздушного стрелка-радиста 373-го БАП 188-й Бомбандировочной Авиционной Рижской Дивизии, сержанта Шаповалова Николая Егоровича. Теперь в память о нашем героическом земляке в городском историко-художественном музее открыта целая экспозиция «Николай Шаповалов: «Шагнувши в бессмертие». Проходя мимо этой экспозиции, мой взор остановился на портрете другого советского лётчика. На фото был Алексей Бровкин. Я остановился у стенда и сделал несколько кадров на мобильный телефон. Вечером выложил в социальные сети фотографии лётчика, а рядом с ними и фотографии с экспозиции современной войны. Через несколько дней мне пришло письмо от друзей поисковиков из России.
«Видел твой альбом с уголком Шаповалова. Можно взять одну фотографию с уголка, сделать заметку о том, как вы всё там обустроили, и переслать фото ребятам, с которыми копали этот самолет? Очень потрясли осколки с надписями, что они попали в школу и про погибших детей. Такое не забыть и не простить. И ещё, хотел спросить, если будете в музее, можно сделать крупно фото Алексея Бровкина, что у вас там висят? Лётные и общую. «Испанская» – тоже очень больная наша тема», – написал мне руководитель поискового отряда «БУМЕРАНГ-ДОСААФ» города Наро-Фоминск Фёдор Пущин.
ИСПАНСКАЯ ТЕМА

Про нашего земляка летчика Бровкина до этого я ничего не знал и решил изучить «испанскую тему». Естественно, я вернулся в Кировский историко-художественный музей, сделал фотографии лётчика для поисковиков из России. Походу расспросил и о самом Алексее Бровкине директора музея. Ирина Бавыка познакомила меня с биографией нашего земляка.

«Отец Алёши – Василий Бровкин – был шахтером, работал на шахте №6. Он принимал активное участие в революционном движении на руднике Голубовка. В 1905 году Василий Бровкин погиб на шахте от удушья метаном. Семья осталась без кормильца, и детство Алёши прошло в бедности и нужде.
В 1928 году Алексей Бровкин поступил учиться в Горпромуч. Было пареньку всего 15 лет. Отличался Алёша трудом, исполнительностью и острым юмором. В Горпромуче он выпускал стенную газету, рисовал карикатуры на своих нерадивых соучеников.
Так определялось главное дело его жизни. Сразу же после окончания Горпромуча он поступает в Киевский художественный институт. Но бедность и мучительные думы о семье, оставшейся в Голубовке без отца, не дают ему покоя. И после двух лет учебы Алёша возвращается домой.
Заведующий шахтой Константин Карташов внимательно и тепло отнесся к Алексею и предложил ему работать художником в редакции газеты «Непрерывный вруб». В газете Алёша работал до призыва в армию. Военную службу младший командир Алексей Бровкин проходил в ВВС Киевского военного округа в городе Овруче», – рассказала Ирина Викторовна.
В музее хранятся и письма Алексея Бровкина, которые он писал своей матери и сестре. Вот некоторые из них.

ПИСЬМА ДЛЯ МАТЕРИ
В этом письме, как видите, я высылаю вам свою фотографию. Фотографировался на второй день после выпуска, выпуск у нас был 23-го декабря, а фотографировался я 24-го. Вы, мама, спрашиваете «летал ли я на самолёте?». Нет, я еще не летал, но близки те дни, когда мне предоставят место на самолете и я хорошо знаком со своим делом, с той техникой, которой меня научили… спокойно войду в свою кабину, стану у турели и буду выполнять ту боевую задачу, которую мне предоставят.
Мама, кратенько о моей специальности. Моя специальность воздушный стрелок-моторист. Это значит непосредственно на самолёте следить за всем тем, чему соответствует моя специальность, больше пока ничего написать не могу, не могу просто...
Дорогая мама, вы уж, пожалуйста, много лишнего не думайте, за меня не беспокойтесь. Сын ваш Лёшка не пропадёт, он по большевистски  выполнит то, что в любую минуту поставит перед ним партия и правительство, и с любовью защитит свою социалистическую родину от всей капиталистической сволочи, протягивающей свои корявые лапы на наш Советский Союз.

УВЕКОВЕЧИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
Своё слово Алексей Бровкин сдержал и когда сел в самолёт: он выполнил поставленную боевую задачу. Погиб молодой парень геройски в бою. Героический подвиг нашего земляка  не удавалось доказать долгие годы, впрочем как и то, что он был награждён орденом Ленина (посмертно). Я связался с моими друзьями – поисковиками из России. Их эта тема заинтересовала. Теперь у нас с ними одна общая цель – восстановить историческую справедливость и отыскать наградной лист на нашего земляка.
«У нас родилась идея восстановить справедливость на века. Мы планируем подготовить огромный материал о Бровкине и его экипаже. Также, у нас ещё четыре такие же истории и попробуем это опубликовать в ТАСС и, как начало, издать сборник. Мы занимаемся Испанией около пяти лет и ищем могилы лётчиков там, через ассоциацию испанских лётчиков-добровольцев. Сейчас как раз могилу Бровкина ищут. Будем надеяться, найдём. В любом случае, о нём узнает вся страна и Испания в том числе. Тем более, нам ещё и наградной лист на него ищут и публикацию в газете «Красная звезда» о его награждении. Чтобы больше не повторялось таких моментов. Увековечить раз и навсегда и пусть знают все о таком парне. Вот, кстати, можете дополнить о нём информацию», – написал поисковик из Наро-Фоминска Фёдор Пущин и прикрепил к письму сканкопию книжных страниц.

ИЗ КНИГИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ
Бровкин Алексей Васильевич (1913-1937). Родился  в рабочем посёлке Голубовского каменноугольного рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Член ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи – примечание) с 1934 года. В РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия – примечание)  с 1935 года. Окончил школу младших авиаспециалистов.
В 1936 году стрелок-радист Бровкин добровольцем ушёл воевать в Испанию. Наконец отъезда в Испанию – воздушный стрелок-радист 87-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады Киевского военного округа, младший командир. В командировке находился с 28 мая 1937 года: воздушный стрелок-радист. Алексей Бровкин погиб 24 августа 1937 года  в воздушном бою против Барселоны. За выполнение специального задания советского правительства он был награжден орденом Ленина (11.11.1937 г.) посмертно.
Про экипаж Алексея Бровкина тоже написано в этой книге памяти. С ним были еще два советских воина.
Симонян Рубен Михайлович (1909-1937). Родился 2 сентября 1909 года в городе Шуша Елисаветпольской губернии. Армянин. Член ВКП(б) с 1928 г. В РККА с 1932 г. Окончил советскую партийную школу (1929), рабфак в Баку (1932), Киевскую артиллерийскую школу имени П.П. Лебедева (1943), 3-ю Оренбургускую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова (1935). Накануне отъезда в Испанию – штурман авиазвена 10-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи 49-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады Белорусского военного округа, лейтенант. В командировке находился с 14 июня 1937 г.: штурман. За выполнение специального задания советского правительства награжден орденом Красного Знамени (03.11.1937). Погиб 7 декабря 1937 г.
Зобов Николай Александрович (1913-1942, пр. б/в). Родился 15 февраля 1913 г. в городе Николаеве Херсонской губернии. Русский. Член ВЛКСМ. В РККА с 1931 г. Окончил школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества – примечание) (1931), Ейскую военную школу морских летчиков и  летчиков-наблюдателей имени И.В. Сталина (1933). Накануне отъезда в Испанию – командир авиазвена 30-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи 87-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады Киевского военного округа, лейтенант. В командировке находился с 31 мая по 23 дикаря 1937 г.: летчик-бомбардировщик. За выполнение специального задания советского правительства награжден орденом Красного Знамени (03.11.1937). В период Великой Отечественной войны не вернулся с боевого задания 21 февраля 1942 г.
Благодаря информационной поддержке ребят поисковиков из Наро-Фоминска также удалось узнать, что же случилось в тот день 24 августа 1937 года и при каких обстоятельствах погиб наш земляк Алексей Бровкин.

ИЗ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННОГО  АРХИВА. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИСПАНИИ В 1937 ГОДУ.
24 АВГУСТА
4 СБ (советский скоростной бомбардировщик Второй мировой войны – примечание) и 4 И-15 («истребитель пятнадцатый» «лёгкий манёвренный» –советский одномоторный истребитель-полутораплан – примечание) прикрывали разгрузку судов в Барселоне.
1 СБ с испанским экипажем, летавшим на разведку до Бургоса и Логроньо был сбит над территорией противника в районе Сориа с-том Дель'Аква (Dell'Acqua) на самолёте Breda Ba.65 из 65-й итальянской эскадрильи.
Ещё один СБ был по ошибки атакован И-15 с «экипажем друзей». Стрелял «друг», к сожалению, метко – стрелок Алексей Бровкин был убит. Дело обстояло так. В порт Росас прибыл французский пароход с оружием, на прикрытие которого могли подняться только 2 боеспособных истребителя. Поэтому для усиления были привлечены СБ из группы Н.Острякова. Патрулирование первого бомбардировщика с 8:00 до 10:00 прошло благополучно. В 10:00  ему на смену подошёл второй (лётчик Николай Зобов, штурман Рубен Симонян и стрелок Алексей Бровкин). В 11:30 экипаж заметил приближавшиеся со стороны Майорки 3 гидросамолёта Не 59.
Главное оружие СБ составлял пулемёт ШКАС у стрелка, поэтому атака производилась несколько «боком», тем не менее стрелок заставил противника два раза отворачивать с курса на порт. Во время второй атаки ШКАС отказал. Когда самолёты противника пошли на порт в третий раз, СБ зашёл сзади, снизив при этом до минимума скорость. Теперь огонь по противнику вёл штурман из своего ДА. Пилоты гидросамолётов расстроили свой порядок, а их стрелки открыли ответный огонь. Перестрелка велась на дистанции не более 100 м. СБ получил множество пробоин, но никто из экипажа не пострадал и не дрогнул. Даже после того как гидросамолёты, в третий раз отвернув от порта, сбросили бомбы в горах и стали возвращаться на базу, бомбардировщик преследовал их, пока у штурмана не кончились патроны.
Экипаж вернулся в район порта победителем, но тут-то и случилась трагедия. На помощь в отражение полёта был поднят И-15 с молодым испанским лётчиком. Истребитель появился поздно и воздушного боя не видел, а возвращавшийся со стороны моря СБ принял за вражеский бомбардировщик. Имея превышение в высоте, И-15 произвёл одну атаку, от которой СБ увернулся, а штурман через астролюк и стрелок из своей кабины только и смогли, что размахивать кулаками. Дав газ, бомбардировщик стал уходить, но прежде чем он оторвался, И-15 успел атаковать вторично. Огонь был точен. В нескольких сантиметрах от плеча Николая Зобова прошла пуля и попала в приборную доску. «Я оглянулся, – вспоминал Зобов, – назад в окно – стрелка не вижу, вижу красный зад его кабины… Я понял сразу, что мой стрелок убит насмерть, по количеству крови, которая поступала ко мне в кабину, поэтому я решил идти домой».
Шасси бомбардировщика оказалось перебито, и посадку пришлось произвести на брюхо. Этот многострадальный СБ (з/н 153) за последний месяц уже третий раз поступал в ремонт, на этот раз – самый серьёзный, из которого вышел только 6 октября.
Согласно западным источникам в этот день И-15 на побережье Каталонии в районе Росаса сбили «Савойю-81» из 251-й эскадрильи, весь итальянский экипаж в составе 5 человек погиб. Сведений об этом событии в советских документах нет.

ОТ АВТОРА
Вот так, защищая Испанскую республику от фашистов, погиб советский воин. Роковая ошибка испанского летчика стоила жизни нашему земляку. Об этом инциденте испанцы тогда умолчали. Для нас же Алексей Бровкин – пример мужества и героизма русского человека, который ввязался в бой против немецких оккупантов. Под видом невмешательства Германия и Италия организовывали поставки вооружения для мятежников испанской военно-националистической диктатуры под предводительством генерала Франсиско Франко. Советский Союз в свою очередь оказывал материальную и военную поддержку Испанскому республиканскому правительству.

ПЛАН «ОПЕРАЦИИ Х»
За три года войны в Испанию из Советского Союза было поставлено: 648 самолетов, 347 танков (по другим сведениям, 362), 60 бронеавтомобилей, 1 186 орудий, 340 минометов, 20 486 пулеметов, 497 813 винтовок, 862 млн патронов, 3,4 млн снарядов, 110 автомобилей, 4 торпедных катера.
6 сентября 1936 г. Сталин дал указание Кагановичу изучить возможность переправки самолетов в Испанию под видом закупок в Мексике. 14 сентября по указанию политического руководства иностранный отдел НКВД и Разведуправление НКО (Народный комиссариат обороны – примечание) разработали план «операции Х» – отправки военной помощи Испании.
С августа в Испанию стали прибывать советские военные специалисты. Всего в Испании присутствовало около 4 тысяч советских граждан. Среди них были и наш земляк Алексей Бровкин.

ПАМЯТЬ НАРОДА
Когда мы начали глубже изучать биографию Алексея Бровкина, то наткнулись на сайт «Память народа» – электронный банк документов периода Великой Отечественной войны, который составлен по материалам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Там опубликовано представление к награде Алексея Васильевича Бровкина на Орден Красной Звезды. А у нас значится, что Бровкин получил Орден Ленина. Причём на этом сайте «Память народа» было указано, что служил Алексей Бровкин на Тихоокеанском флоте (2 авд ВВС ТОФ – примечание). В голове начали путаться мысли. Это наш Бровкин или другой?
Мы решили сделать запрос на имя нашего земляка в Российский государственный архив Военно-Морского  Флота (РГАВМФ – примечание) и нам ответили.
«Сообщаем, что по общеучётным материалам РГАВМФ на личный состав ВВС Тихоокеанского флота и по картотекам личного состава ВМФ сведений о БРОВКИНЕ Алексее Васильевиче, 1913 года рождения, уроженце Голубовского рудника Луганской области не выявлено. В архиве выявлено дело о приеме в члены ВКП(б) за декабрь 1940 г. младшего командира 57-й авиаэскадрильи Владивостокского сектора береговой обороны Тихоокеанского флота БРОВКИНА Алексея Васильевича, 1917 года рождения, уроженца Курской области (Р-1173. Оп. 3. Д. 160). Отождествить его с запрашиваемым Вами лицом  не представляется возможным».
Сомнения окончательно рассеялись после письма от поисковиков из России. Фёдор Пущин прислал наградной лист на однофамильца Бровкина. Теперь все стало ясно. Это был другой Бровкин. Хотя тоже Алексей Васильевич и тоже служил в авиации.
Такие Лёши, Саши, Пети, Вани, Маши, Кати защищали не только Советский Союз, но и весь мир от коричневой чумы. Мы, наследники героев, должны чтить и помнить подвиги наших предков и ликвидировать память о них, просто не имеем права. И даже если у Алексея Бровкина не было бы никаких наград, память народа о нём должна жить в сердцах потомков.
Поиски архивных документов по Алексею Бровкину продолжаются. Сейчас поисковики из России ищут публикацию о нём в газете «Красная Звезда», а также наградной лист на его имя.
Кроме того, среди фотографий Алексея Бровкина в Кировском музее хранится интересная карточка лётчиков выпускников 1937 года.  На обороте фото написано «26 Донбассовцев» и перечислены их имена. Все они изображены на этом снимке, но нам о них ничего неизвестно. Кроме Алексея Бровкина, о котором мы написали в этой публикации. По списку с оборота этого фото сейчас идёт поисковая работа через Российский государственный военный архив. О результатах наших поисков мы будем информировать вас, дорогие читатели, посредствам нашей газеты.