Ольга Емельянчик: «Те страшные события навсегда останутся в нашей памяти»

В период боевых действий с 2014 по 2019 г.г. Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ясли-сад №4 «Надежда» города Кировска не прекращал свою работу. В феврале 2015 года получил разрушения в следствие артобстрела ВСУ (прямое попадание снаряда в кровлю детского сада), а в марте 2015 года детский сад принял первых малышей. 



На данный момент детский сад полностью восстановился и функционирует на уровне довоенного времени.
Детский сад №4 «Надежда» широко распахнул свои двери, встречая малышей, в ноябре 1986 года. И вот уже почти 30 лет здесь не смолкают веселые детские голоса. С первых дней открытия в детский сад пришли талантливые, творческие педагоги, старательные помощники воспитателей, искусные повара, компетентные медсестры и просто неравнодушные люди.
Сложно посчитать, сколько малышей вырастили с надеждой в «Надежде». Типовое с виду здание, внутри жило своей, особенной, дошкольной жизнью. «Пчелки», «Солнышки», «Лучики», «Веночки», «Колоски», «Теремочки», «Шустрики» играли, пели, занимались, подрастали в детском саду. Учились мыть руки и правильно держать ложку, строить башенку и рисовать красками, произносить звук «Р» и танцевать. Иногда ссорились, но быстро мирились. Воспитатели и няни старались заменять малышам их мам.
За 30 лет в гостеприимном саду побывало множество гостей: это и родители, и коллеги, и гости из других учреждений, городов, областей.
И вот уже бывшие воспитанники привели в любимый детский сад своих детей.
В детском саду сформировался свой стиль. Всех: и руководителя, и педагогов, и помощников воспитателей, и технический персонал - объединяет культура общения, приветливая улыбка, профессионализм, гордость за свой детский сад и воспитанников. 
Детский сад стал для всех территорией детства, территорией радости. До лета 2014 года...
Воспитатель - самая мирная профессия. Мы хотели мира. Но нас уже не слышали. Не хотели слышать. И слово «град» приобрело второе значение. Неужели мы, поколение 21 века, могли представить, что увидим войну своими глазами, будем бояться грозы и самолетов, вспоминая школьные уроки НВП, будем спускаться в подвал?
Летом 2014 года все громче и ближе стали звучать раскаты «грома» в ясную, солнечную погоду. Детский сад, как и город, стремительно пустел.
Родители, спасая своих малышей, уезжали от войны, еще до конца не понимая смысл этого страшного слова. Сотрудники покидали город в надежде вернуться через 2-3 месяца. Для некоторых они превратились в 2-3 года.
И вот наступил день, когда в саду наступила звенящая тишина. Люди постоянно прислушивались, ежесекундно ждали начало обстрела, жили в страхе и напряжении. Многие боялись самолетов. Тогда мы еще не понимали, что стрелять могут издалека. И «пион», «гиацинт» - это не только цветы.
25% сотрудников покинули город. Но были и те, кто решил для себя никуда не уезжать. И «Надежда» стала средоточием надежды. Каждый день сотрудники спешили прийти в детский сад, увидеть свои группы, поделиться тревогой, постараться успокоиться и сохранить детский сад. И сохранили. «Надежда» ни на минуту не оставалась одна. Ходили на дежурство под звук сирены, в мороз, метель, обеспечивали детский сад водой, поддерживали работу котельной, старались сберечь комнатные цветы.
Летом 2014 года все нуждались в поддержке. И эту поддержку находили в лице заведующей Шум Анны Николаевны. Она никому и никогда не признавалась, как ей было тяжело в это время, но для всех находила нужные слова. Анна Николаевна не осуждала уехавших и поддерживала оставшихся.
С 3 ноября 2014 года начались обстрелы города. Первый раз детский сад пострадал в январе 2015 года. Разбились стекла в двух группах и коридоре, их быстро восстановили своими силами.
В декабре 2014 года для детей был организован новогодний утренник. Воспитатели украсили музыкальный зал, нарядили елку, в гости пришел Дед Мороз с подарками. Это был последний праздник в 2014 году. И в этом музыкальном зале...
7 февраля 2015 года в 10 часов 30 минут в результате артобстрела ВСУ произошло прямое попадание снаряда в кровлю, в результате чего было разрушено 9-тиметровое бетонное перекрытие в музыкальном зале и повреждено здание газовой котельной. Во всем здании вылетело 118 стекол. 
Каким-то чудом сохранились стекла в группе, где находились дежурившие сотрудники и кошка Муся, никто не пострадал. По счастливой случайности в саду в тот день не было детей.
Обстрел еще продолжался, а люди уже бежали в детский сад. Многие видели облако черного дыма над крышей и боялись увидеть руины здания. Вся территория и все полы в помещении были усыпаны стеклами и осколками снаряда. Но самое страшное было в музыкальном зале. Обвалившееся бетонное перекрытие и торчащий из пола снаряд «града» ясно указывали, откуда прилетел этот «подарок». Оборванный и оплавленный тюль, разбитые окна, пришедшее в негодность ковровое покрытие, изуродованные багеты и детские стульчики. И дыра в потолке. Вот что осталось от нашего зала. На стене висела картина, на которой было изображение мальчика и девочки, пробитое осколками в сердце.
Самым циничным было сообщение украинских СМИ.  («Украинские военные уничтожили склад боеприпасов боевиков в Кировске. Бойцы оперативного командования «Север» заявили об уничтожении склада боеприпасов боевиков. Артиллеристы точным залпом попали в склад, который находился вблизи Кировска. Как сообщает пресс-центр «Севера», в результате операции есть погибшие среди боевиков. «Метким залпом «боги войны» оставили боевиков без боеприпасов. Взорвался склад с боеприпасами в районе населенного пункта Кировск. А вместе с ним и увеличился список сепаратистов с пометкой «200"», — говорилось в сообщении - примечание)
Только «террористам» было от 3 до 7 лет. Детский сад напоминал разрушенный муравейник, который снова пытаются восстановить. На улице -5°, слышен свист снарядов, а мужчины на крыше старались закрыть дыру. Убирать стекла, закрывать окна помогали все - родители, родственники, просто незнакомые люди. Все спасали свою «Надежду». Осколки снаряда и стекол доставали из стен, рам, ковров, зеркал. 
Той страшной зимой 2015 года никто из детей и сотрудников детского сада не пострадал, но погибла Светочка Агабабьянс, которая раньше ходила в «Надежду». Ей было всего 10 лет. 
Постепенно детский сад силами сотрудников стал восстанавливаться. Уже в марте 2015 года одна группа приняла 15 малышей, через месяц открылась еще одна. Спортивный зал переоборудовали в спортивно-музыкальный, ведь детей нельзя было оставлять без осеннего праздника, новогодней елки, выпускного.
Очень тяжело было смотреть на детей, когда от малейшего шума и стука они падали на пол и закрывали голову руками, а во время прогулок вместо наблюдений и игр тайком от воспитателей собирали осколки на участке. Воспитатели всеми силами старались отвлечь детей от войны. 
В детский сад стала поступать гуманитарная помощь: продукты, игрушки, канцтовары, моющие средства, одежда, обувь, новогодние подарки. Помощь оказывали и военные, и гражданские люди. Но, конечно, основная помощь шла из России. 
В сентябре 2015 года в «Надежде» работало уже 7 групп, это 135 малышей и 35 сотрудников. В город начала возвращаться жизнь. Не все выдерживали жизнь в прифронтовой зоне и снова уезжали.
Лето 2016 года стало переломным моментом в 30-тилетней истории детского саза. Россия снова протянула руку помощи. «Надежда» восстанавливается и преображается на глазах. Открываются 9 групп для 180 детей, коллектив пополнился новыми сотрудниками. Как и не было войны.
Конечно, «раны» еще не скоро заживут. Наверное, чтобы снова возродиться, мы должны были все это пережить.
Те страшные события навсегда останутся в нашей памяти. Люди, стреляющие по детским садам, по нашим детям, не могут называться людьми. Хочется сказать спасибо всем, кто вложил в восстановление «Надежды» свои силы, средства, всем, кто верил, что все получится и детский сад снова распахнет свои двери для самых маленьких граждан нашей молодой Республики.
Методист детского сада «Надежда»