Моё призвание

Татьяна Кадырова

А Тёплые Слова для всех Важны,
Отзывчивость, как Помощь, к нам Приходит,
Благие чувства - Лекари Души…


Проводники в жизнь - лекари души…

«Добро, сострадание, милосердие – сильнее любого оружия»…

Эти слова однажды сказала Доктор Лиза (Елизавета Глинка) – врач – реаниматолог с большой буквы, российский общественный деятель и правозащитник, филантроп и пример самоотверженного милосердия…
С ними я, безусловно, согласна, … Только эти качества делают нас лучше, наполняют наши сердца любовью, согревают наши души. Ведь только любовь может спасти Мир!
 «Социальный работник» — звучит  как-то номенклатурно, ведь за этими словами кроются настоящие живые люди, в чьей работе нет и оттенка стальной нотки. Они незаметно для других приходят в дома одиноких людей почтенного возраста, чтобы стать их проводниками в жизнь…Ведь Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении для себя…
Социальный работник – это особая профессия, это люди особого душевного склада, чуткие душой, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовы прийти на помощь тем, кому трудно.     
Знаете ли вы, что профессия «социальный работник» появилась на Руси ещё в XV веке? В 1600 году в Москве действовали три учреждения (называемые в те времена богадельней, богоугодным заведением, божьим домом – прим.автора), где принимали нищих и одиноких старцев. А людей, которые служили этому богоугодному делу верой и правдой, называли святыми…
 Что такое одиночество в почтенном возрасте? Это сражение один на один с болезнями, с трудностями. Это когда не хватает сил не только на то, чтобы выйти на улицу за хлебом и лекарствами, но даже передвижение по квартире составляет немалые трудности. Это когда очень не хватает человеческого общения и внимания, а родных и близких нет рядом, или вообще нет…

«Познакомимся!...» или один день  из жизни соцработника…

Героиня моей новой истории – женщина, мама, жена, дочь и просто хороший человек с большим и очень добрым сердцем Татьяна Алексеевна Кадырова - социальный работник отделения социальной помощи на дому  «Кировского комплексного центра социального обслуживания населения».
Сегодня я познакомлю Вас, с той,  которая от чистого сердца старается сделать мир одиноких людей чуточку ярче …




Татьяна Кадырова: «У меня никогда не было мысли куда-то уезжать. Никогда мы никуда не выезжали, работали все время. У меня родители преклонного возраста, раньше они нам помогали, сейчас наша очередь помогать и заботиться о своих родителях. К моим подопечным приезжают их дети, звонят, так для них звонок - это уже огромное событие. Очень радуются, рассказывают, что дети звонили. Но у меня в основном одинокие подопечные…»..

Вот, что говорит о своей работе Татьяна Алексеевна, которая  уже более 15 лет посвящает свою жизнь служению людям: «По образованию я кондитер. Но когда в 2001 году я стала работать в службе социального обслуживания, я поняла, что это мое призвание. Я помогаю пожилым одиноким людям не только с бытовыми вопросами, а часто просто сочувствием, советом, да просто добрым словом и улыбкой. У некоторых людей, которые находятся под патронажем нашего комплексного центра, есть дети, но они живут далеко, ездят редко, а старикам же помощь нужна ежедневно. Некоторые ещё что-то  могут, делают сами, но,  посещая их, я вижу, как, встречаясь со мной, у них оживляются глаза, поднимается настроение. Особенно приятно осознавать то, что тебя ждут, в тебе нуждаются, а ещё приятнее, когда тебе доверяют и относятся как к члену своей семьи»…

А теперь обо всем более подробно…

Родилась Татьяна Алексеевна в городе Кировске. Училась в средней школе № 9. Позже Татьяна окончила кулинарное училище по специальности кондитер. После окончания учебы работала по профессии, тогда на Ветошках еще работал комбинат по производству полуфабрикатов.
- «Потом я вышла замуж и ушла в декрет. А когда вышла из декрета, то комбинат закрылся. Это были 90-е …А потом ездили работать в Москву. Впрочем, как и все. В 2001 году я пришла на биржу труда (сейчас Территориальное отделение Фонда социального страхования на случай безработицы – прим. автора) и от центра занятости поступило, предложение работать в Территориальном центре, Доме милосердия, как в народе говорят. И я согласилась», – рассказывает Татьяна.
В ходе нашей беседы мы еще не раз вернемся к тому судьбоносному предложению, которое когда-то поступило от центра занятости. Тогда, в начале 2000 годов, как впрочем и сейчас, рынок трудоустройства города, мягко говоря, был в упадке. Предприятия, учреждения закрывались одно за другим. Кировчане все чаше покидали родной город и в поисках трудоустройства уезжали в более сытую Россию. А те, кто остался, становились на учет в центр занятости, или как тогда говорили, на биржу труда…Татьяна была из числа кировчан, уже вернувшихся домой из Москвы, пришедших за желаемым трудоустройством на родине…
На мой вопрос, не жалеет ли социальный работник, что ее профессиональная жизнь сложилась именно так, Татьяна Алексеевна ответила следующее: «Нет, не жалею, что моя судьба сложилась именно так. Придя на работу в комплексный центр в 2001 году, я настолько влились в эту сферу, в коллектив, что помощь людям стала делом моей жизни…И изменить я ничего не хотела бы, меня все устраивало, и сейчас устраивает. Тогда что нам предлагали в центре занятости?  Либо идти в больницу санитаркой, почтальоном - на почту, или в комплексный центр социальным работником», – вспоминает Татьяна.
Из трех вариантов, предложенных центром занятости, Татьяна не сразу выбрала Дом милосердия… Вспоминая тот случай, наша героиня улыбается и заразительно хохочет.
Тогда просто забавная история случилась: «Ходила я почтальоном, и мне сразу это не понравилось. А что, отвели меня куда-то так далеко, на такую дальнюю улицу, о существовании которой я даже не знала. Я тогда даже сказала: «Вы меня здесь хоть не бросьте. Я сама отсюда не выйду». В тот момент я поняла, работа почтальона – это точно не мое», – рассказывает наша героиня.
«К сожалению, идти работать по своей специальности просто не было куда, тогда все закрывалось... А работу я свою очень любила»…», – подчеркнула Татьяна Кадырова.

«Передай добро по кругу»…

Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие, житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе. Однажды Рэй Брэндбери сказал такое изречение: «Передай добро по кругу… Оно сильнее зла!».
А как вообще можно отрицать эти обычные и самые простые человеческие постулаты, такие как: добро, сострадание, милосердие и любовь…
Под опекой Татьяны Алексеевны, (Танечки, как называют её подопечные) находятся люди почтенного возраста, инвалиды. Для нее все они стали близкими и родными людьми, которые с нетерпением ждут её прихода. Твердостью своего характера Татьяна помогает своим подопечным держаться и не падать духом.
«Помощь» - ключевое слово в работе социального работника: принести продукты, купленные по списку, иногда приготовить или помочь приготовить еду, вымыть посуду, постирать, сбегать в аптеку или магазин, убрать в доме — ничего героического, яркого и экстраординарного. Но если кому-то из вас приходилось ухаживать за престарелым родственником, вы можете представить себе, какой это труд…
- «Но сильно много не сделаешь. Времени у нас - час в день на человека. Готовим то, что можно сделать за короткое время. Разносолов приготовить, конечно же, не успеешь. Супчик какой-нибудь приготовить либо же просто подготовить все для готовки, очистить, вымыть овощи, или же поставить еду готовиться, а доготовит уже опекаемый сам.  Все зависит от времени. График такой, что к каждому из своих подопечных мы приходим два раза в неделю. Вот, например, если я прихожу в понедельник, то следующее мое посещение этого же человека будет назначено на четверг. И обычно в понедельник подопечные делают мне заказ на четверг. Заказ заключается в том, чтобы сделать покупки, заплатить коммунальные платежи или в аптеку забежать. Если что-то срочное, они могут мне позвонить и заказать, что нужно», — рассказала Татьяна.
К слову сказать, всем подопечным Татьяны — а их у неё 11 человек — нужна не только помощь по хозяйству, но и душевная поддержка, ведь у каждого из них свой характер, своя история, а может и душевная боль или какая-то обида. Для нее - доброй, чуткой и отзывчивой женщины – это не просто чужие люди, они занимают свое, причем немалое, место в её жизни. А самое главное в социальной работе, по словам Татьяны Кадыровой — любовь и терпимость к людям.
«Чтобы работать в нашей сфере, нужно иметь поистине доброе и большое сердце. Понимаете, большое… Ведь помогать, дарить тепло, ухаживать и относиться к чужому человеку, как к родному, могут далеко не все. Нужно, чтобы раздражения не было. Знаете, далеко не каждый человек способен разделить чужую боль, сопереживать, предоставляя при этом полный набор социальных услуг людям», — уверена Татьяна Кадырова.
— А что, их что-то раздражает? Спросила я Татьяну.
— «Наверное, старость. Подопечных же нужно выслушать, а еще нужно иметь терпение, сострадание и милосердие. Тут не тот случай, что пришел, как робот выполнил свои дела - и ушел. Это тут не пройдет. Нужно с душой относиться к людям, выслушать их. Пусть даже человек это Вам уже в сотый раз рассказывает. Нужно послушать, улыбнуться, доброе слово сказать. Когда к нам приходят новые девочки, по ним сразу видно, будут они работать у нас или нет. Да и заведующая наша - Валентина Александровна Тиханова, сразу все поймет. Она пройдет участок, посмотрит, как к этому работнику относится опекаемый. Когда к нам приходят новые сотрудники, им дается время осмотреться, подумать, определиться», – говорит Татьяна Кадырова.

Татьяна Кадырова:

Люди, которые не уважают возраст, в нашей сфере не задерживаются»…

«Посторонний родной человек»…

Вы знаете, что нет ничего страшнее равнодушия - паралича души, как писал о нём Чехов. И никто не знает этого лучше, чем они…
Те, кто нас учил, лечил, строил и благоустраивал город. Они наши бабушки, дедушки, мамы и папы… или просто люди, которые живут по соседству… Ведь каждому из нас порой просто нужно, чтобы с нами по-человечески поговорили. Людям старшего возраста это необходимо вдвойне. Необходимо это и нам - их детям, внукам. Хотя бы для того, чтобы в собственной старости не пришлось горевать у своего одинокого окна.
Территориально участки, которые закреплены за Татьяной Кадыровой, по городу определены грамотно. Проблем с логистикой у соцработников точно нет, все делается разумно, как говорят - для людей. Для удобства самого работника. 
- «Мы стараемся, чтобы участки находились примерно в одном районе. Один участок у меня расположен по улице Пушкина – там немного тяжелее, чем на других. Там собственный дом: нужно принести уголь, дрова чтобы подопечный не выходил за этим сам. Второй участок расположен в центре города. С точки зрения географии, закрепленные за мной участки расположены очень удобно. Транспортом пользоваться не нужно. Добираюсь я везде  своим ходом», – рассказывает Татьяна Алексеевна.  
Бытует мнение, что, переходя в почтенный возраст, человек становится капризным. Я спросила, бывает ли такое среди людей, опекаемых Татьяной Кадыровой.
«Вы знаете, возраст этому - не причина. У моих подопечных, как и у любого другого человека, все от настроения зависит, от здоровья, самочувствия и прочего. Мне, наверное, повезло. Все мои подопечные были и есть людьми хорошими. К нам ведь обращаются уже в тот момент, когда сами не управляются по хозяйству. Я просто такой человек, без злости. Нет у меня злости к людям. Люди, которые находятся на моем попечительстве, отвечают мне взаимностью, ждут и встречают всегда с улыбкой, с надеждой, и с настроением. Мне в этом смысле повезло, нет у меня нехороших людей рядом. Все мои подопечные - замечательные люди», –  рассказывает Татьяна.

Татьяна Кадырова: «Милосердие, наверное, нельзя выработать, эта черта характера должна идти от души и от сердца. Напускное, наверное, тут не пройдет…»

Если работник Дома милосердия уходит в отпуск, его подопечные не остаются без ухода.
Адреса распределяются среди других сотрудников и, опять же, с учетом территориального расположения основных обслуживаемых участков соцработника.
- «Наша заведующая распределяет людей, которые находятся под патронажем Комплексного центра, между девочками согласно маршруту. Чтобы всем было удобно и не накладно. Городок у нас маленький и по поводу замены работника конфузов не бывает. Мы знаем почти всех наших подопечных, и они нас уже знают. Так что отпуск работника проходит без особых потрясений для опекаемых. Но все равно все ждут своего соцработника. Всегда спрашивают, а когда моя девочка из отпуска выйдет? Они просто скучают, привыкают, не из-за того, что другой сотрудник им внимание не оказывают, они просто привыкают к одному, к своему человеку», – делится Татьяна Кадырова.



«Как птица Феникс»…

Природа этой дивной птицы символизирует жизнь на земле, когда мир то разрушается под огненным потопом, то возрождается из пепла вновь.
Эта птица - своеобразный символ человеческой души, которая, уходя, возвращается на землю снова. Так и здание Кировского комплексного центра  возродилось практически из пепла, после вероломного обстрела со стороны киевских силовиков. А Дом милосердия не просто возродился, а стал краше прежнего.
Произошло это трагическое событие 4 декабря 2014 года, в день, когда все православные празднуют великий православный праздник Введение о храм Пресвятой Богородицы. Очень, знаете, символично…Тогда в декабре 14 - го  беда обрушилась на наш город, и в тот момент никто не понимал, что же будет дальше…
Семья Татьяны Кадыровой, находилась в Кировске даже в самые тяжелые моменты, когда от снарядов сотрясалась вся земля. Супруги Кадыровы свой родной город не оставили. А вместе со всеми кировчанами переживали все страшные события.
О том, что здание Комплексного центра пострадало, Татьяна Алексеевна узнала первая. Как страшно это было вспоминать, говорит моя собеседница: «О случившемся я узнала первая, живу просто рядом с Домом милосердия. После случившегося обстрела мы вышли во двор, так как на нашей улице повреждение получила газовая труба. Наш сосед по дому мне сообщил, что в кровлю Комплексного центра попал снаряд. В тот момент мне было и страшно, и жалко. На утро всем коллективом мы пришли на работу. Я ходила вокруг здания по этим осколкам и не понимала, что же будет дальше. При нас ополченцы выносили тот злополучный снаряд, который полностью пробил крышу нашего Комплексного центра. Разрушения были очень серьезные. Слава Богу, что там уже не было пожилых людей. Галина Григорьевна, наверное, предчувствуя беду, незадолго до этого вывезла всех наших подопечных из города. Я не знаю, чтобы было бы, если бы в тот момент в здании были люди», –  вспоминает соцработник.
В сложный момент коллектив Комплексного центра сплотился пуще прежнего. Никто не остался равнодушным к общей беде. Все вместе заколачивали окна полиэтиленом, выметали осколки стекла, думали и переживали…Что дальше!?...
«Я не верила, что у нас все возродится. Я уже думала, что нам здание дадут другое. О том, что наше учреждение закроется, меня даже мысли такие не посещали... А потом, постепенно, мы начали процесс восстановления, потихоньку, благодаря нашему руководителю, Галине Григорьевне. Ее заслуга - неоценима: теперь наш Дом милосердия стал настоящим дворцом. Она звонила во все колокола. Она - руководитель от Бога. Любит свою работу, болеет всей душой за дело, которым занимается, она точно на своем месте. Также огромное спасибо всем, кто нам помогал, принимал участие в восстановлении нашего храма милосердия», – резюмировала Татьяна Алексеевна.

«Меня ждут, как я могу не прийти?!»…

Несмотря на то, что город обстреливался, есть такие структуры, организации, а прежде всего люди, которые работали несмотря ни на что. Все военное время Татьяна с честью выполняла свой служебный долг, а порой, откровенно говоря, рисковала своей собственной жизнью.
«Было такое: идешь - а вокруг ни души. Я - одна на улице. Пустой город. Было очень страшно, как на необитаемом острове. А что делать? Мне нужно было идти к своим бабулечкам. Они же меня ждали», – уже с улыбкой рассказывает Татьяна.
«Конечно, ходили. Ходили, потому что нужно было, а особенно на дальние участки. Те подопечные, которые живут в центре города, конечно, я говорю о тех, кто мог сам выйти себе за хлебом, к таким мы не ходили. Не ходили, потому что просто не хватало времени - до обеда нужно было все сделать. Нам военные говорили, что лучше уже после обеда не выходить. Вероятность продолжения обстрелов была велика», – вспоминает соцработник.
Вода, а вернее ее отсутствие было первой проблемой всего города, оказавшегося под прицельным огнем ВСУ, а также в полной водной, экономической, продовольственной  блокаде…
«Да, конечно, проблема воды была очень актуальна. Нехватка ее ощущалась. Мы, конечно же, приносили воду и нашим опекаемым. На дальних участках девочки из колодцев воду носили. А в центре, наверное, люди сплотились, пожилым людям и соседи помогали. Знаете, в тот момент такое было единение вокруг! Исчезло это равнодушие», – добавляет Татьяна Алексеевна.
Во время постоянных обстрелов работа социальных работников заключалась не только в том, чтобы принести хлеба, занести в дом угля и дров, помочь по дому, приготовить что-то быстро, а еще – просто проверить, жив человек или нет…«Иногда приходишь к человеку, а дверь закрыта — достучаться невозможно. Да и вообще, переступая порог квартиры, никогда не знаешь, что тебя там ждет. Вы знаете, за годы моей работы мой участок поменялся раза три, люди, к сожалению, уходят из жизни…», – поделилась моя героиня.
«Эти обстрелы тяжелой раной ложились на сердца пожилых людей… Они в основном плакали, рассуждая о том, что в их судьбу пришла война, а для многих она  уже вторая…», – отмечает Татьяна.
Желания все бросить, развернуться и уехать у Татьяны не возникало. Как уехать ?  Здесь - родители, дом… и подопечные, которые ждут…Ждут её, как последнюю надежду, как связь с внешним миром, как человека, который не забудет и в самую страшную минуту, на полпути не развернется, не свернет с дороги обратно, принесет булку хлеба, водички, поговорит, успокоит и поможет. Что бы там не случилось.
«Как вспомню, иду и слышу, что начинается обстрел. Иду и не знаю, что мне делать. Остановиться? Вернуться или идти дальше? Знаете, мы каждый день играли в "русскую рулетку" с собственной жизнью. Вернуться обратно ?А какая разница - расстояние такое же! В руках две сумки, все необходимое по списку куплено, что делать? И снова в голове возникает вопрос, что делать? Возвратиться? Стоять или идти вперед к своей подопечной? И я все-таки к ней дошла. Как вспомню, прихожу к ней, а она мне говорит: «Танечка, я даже не думала, что ты придешь. За окном такое творится», – рассказала соцработник.

 «Любимчики среди подопечных ?...»

В моей группе подопечных все люди, конечно же, с разными характерами и неповторимыми судьбами. Здоровье, родные, погода, политика — главные темы наших бабушек и дедушек. Сейчас, наверное, таких вот любимчиков нет. Я их всех люблю и уважаю равноценно. Они же все – мои. Люди, о которых я забочусь. Все - добрые и хорошие. Сейчас так сильно стараюсь не прикипать ни к кому. Потом просто нехорошо бывает. На сердце откладывается… Но это не всегда получается… Всех помню, всех люблю…Когда я только начинала работать в Доме милосердия, было так, что к кому-то я шла легко, а к кому-то тяжелее не физически, а на моральном уровне. Молодая была», –  с улыбкой говорит Татьяна Алексеевна.
Её бабулечки звонят своей Танечке иногда что-то попросить купить, а иногда и по выходным, и по вечерам звонят – просто поговорить…
«О чем жалеют или сожалеют люди почтенного возраста?» - спросила я Татьяну. «Да нет, как-то не жалуются. Мне как-то не приходилось слышать от своих подопечных, чтобы они сетовали на свою жизнь. У каждого она - своя. И мне кажется, что никто из них не стал бы ее менять. У них же закалка какая!? Ух… военные, любому молодому фору дадут. Сила духа крепчайшая у них», – с восторгом говорит моя героиня.

«Запоминающийся Дмитрий Филиппович Омельченко»…

Нет, наверное, ни одного человека в нашем городе, который бы не знал Дмитрия Филипповича Омельченко – ветерана Великой Отечественной войны и просто замечательного человека. Но есть человек, который знает его немножко лучше и немного с другой стороны…Моя героиня больше десяти лет помогала по хозяйству ветерану.
Сегодня я Вам расскажу о том, как жил Дмитрий Филиппович Омельченко. А жил он тихой и обычной жизнью… Моя героиня с самого начала интервью рассказала, каким интересным и героическим человеком был ее подопечный.


 «В моей группе люди с разными характерами и неповторимыми судьбами. Вот, например Дмитрий Омельченко – ветеран Великой Отечественной войны. Дмитрия Филипповича я обслуживала долгое время, больше десяти лет, точно. Он был невероятным человеком. Я ни разу не увидела его в плохом настроении, или что он был чем-то недоволен. На его лице всегда была улыбка, даже когда что-то болело, все равно он улыбался …»,– с теплотой и сожалением вспоминает Татьяна Кадырова.
Ветеран Великой Отечественной войны, рассказывает Татьяна, был одинок. Жена Дмитрия Филипповича умерла три года назад, детей у них не было. Ранее на попечении Татьяны Алексеевны находились оба супруга Омельченко.
С Татьяной Дмитрий Омельченко делился историями военных лет. На ее же глазах навестить ветерана приходили школьники, а еще работники  библиотеки приносили ему книги.
«Его  часто все навещали и очень любили. Просто очень хороший он был…», – добавила Татьяна.
 Дмитрий Филиппович, был большим шутником. Шутил он всегда -  вспоминает Татьяна Алексеевна, а еще он очень любил резгадывать кроссворды.
«Кроссворды были у него всегда на столе. А еще часто слушал музыку, песни военных лет. У него был музыкальный центр и очень много компакт-дисков. А каким он был педантом, у него все было записано, подписано, все под номером, все лежало по полочкам и на своих местах. Дмитрий Филиппович был очень ответственным человеком Если ему давали речь на каком-то мероприятии, то он эту речь миллион раз зачитает. Меня просил послушать… В моей памяти Дмитрий Омельченко останется навсегда. Он был очень хорошим человеком, интересным собеседником. Он был очень аккуратным, опрятным и очень воспитанным. Я ни разу не слышала, чтобы он хоть раз грубое слово сказал», – вспоминает соцработник.
А еще ветеран говорил Татьяне о том, как он путешествовал по Карелии. И, как вспоминает соцработник, он очень любил об этом рассказывать. А еще о своих друзьях…
Конечно, Татьяне не хватает Дмитрия Филипповича Омельченко. Представляете, он был моим подопечным больше десяти лет -  это уже родной человек», – признается сама героиня.
Ветеран очень расстраивался из-за этой войны…И тут мне вспомнились слова Дмитрия Филипповича, когда он рассказывал о той своей войне…: «Я часто вспоминаю о войне. На войне сгорела наша юность и поседели виски. За один день на войне приходилось пережить столько, что хватило бы с лихвой на несколько жизней. И я счастлив, что в эту Великую Победу есть и мой маленький вклад»…
«Он очень расстраивался. Знаете, я видела его слезы… Он просто задумывался и, молча, сидел, а по щекам скатывались слезы…»,  – рассказывает Татьяна.
А потом Дмитрий Филиппович упал, произошло это в канун 23 февраля, он как раз готовил свою речь на одно из городских мероприятий.  
«Помню, что во вторник я начала ему звонить, так как мне нужен был список того, что ему  необходимо было купить, т.к в среду я должна была к нему прийти. Ключа у нас не было. Мы звонили и по телефону, и в дверь…Никто не открывал и не снимал трубку… А как мы могли помочь?… Потом, когда нашли ключ, открыли дверь он лежал на полу…но еще был жив. Он тогда сутки пролежал на полу…. Я была у него в понедельник, и все было в порядке. Никакого подозрения на плохое самочувствие у него не было. Не было даже видно, что у него что-то болит. Мы тогда еще так хорошо пообщались, он, как всегда, шутил. А потом просто раз - и все. А потом он умер спустя неделю в реанимации…», – рассказала Татьяна.
27 февраля 2017 года произошло страшное – сердце Дмитрия Филипповича перестало биться … Но Светлая память о нем сохранится навсегда в наших сердцах…
Валентина Литвинова
«Танюша на все 100»….

- Расскажите о Вашем социальном работнике, о Вашей первой помощнице Татьяне Кадыровой.  Вы довольны ее работой?


– «Довольна - это не то слово. Она для меня, как сестричка. Придет, все расскажет, все подскажет, что спрошу. Купит, принесет, что надо, помоет, приберет, пропылесосит. Я такого человека не встречала. Я очень довольна Танечкой. Были бы все такие, как она. Так что Танюша - на все 100. Татьяна еще мою маму обслуживала. Я тогда уже на пенсии была, и мы с сестрой начали ругать маму: «Мол, что мы тебе сами полы не сможем помыть?». А мама моя отвечала так: «Вам все некогда.  А Танечка придет ко мне и все сделает как надо. Все мне купит, принесет и поговорит со мной. А Вы все бегом»…, - вспоминает Валентина Павловна Литвинова. Когда не стало мамы, я уже начала болеть. Танечка у меня спрашивала, Вам надо помогать? Но я отказалась тогда… Думала сама справлюсь… А потом  - война… В 2015 году мы встретились с ней на рынке, а я уже с палочкой была. Я так обрадовалась встрече с Танюшей. Я думала, что потеряла ее номер телефона. Я когда от сына ехала, думала что надо Таню вызывать. …Только ее хочу, никого другого мне не надо. А по воле судьбы мы с ней встретились на рынке. Если бы все были такие, как Танюша, тогда бы все бабушки и дедушки были бы довольны. Я - не прихотлива, не люблю командовать, что-то указывать. Она сама все знает, она, как сестра. Придет  - и сразу все увидит, где у меня грязно, где у меня пыль. Всегда спросит, что купить, что я кушала! Обязательно поинтересуется, что я готовила, подскажет, как готовить. У меня же мозги уже не те. Человечек - то, что надо… Иногда прошу не по графику, чтобы она пришла, когда мне плохо. И Таня приходит»…
– «Ну, и Вы у меня очень хорошая», - отвечает Татьяна Алексеевна своей Валентине Павловне.
С первого взгляда видно трепетное отношение к своей подопечной. К слову сказать, очень милой, маленькой, низенькой, очень симпатичной женщине. Несмотря на возраст, Валентина Литвинова все равно остается очень доброжелательной и гостеприимной женщиной.
«Сейчас Валентина Павловна - моя подопечная, и мы часто вспоминаем о ее родителях. Она - такой же добрый человек, как и ее мама. Везет мне на хороших людей», - улыбаясь, добавляет Татьяна Кадырова.

Записывали мы наше интервью в преддверии Международного женского Дня 8 Марта. Татьяна Кадырова поздравила всех женщин - кировчанок с этим прекрасным праздником весны и пожелала: «Хочу пожелать нам самого главного – Мира над головой, надежды, красоты, любви. Чтобы любовь царила в каждом доме. Чтобы нас уважали и любили мужчины, наши дети. Чтобы скорее пришло то время, когда мы все снова будем вместе. Чтобы могли видеть, как растут наши детки, внуки. Чтобы все было хорошо у нас и в нашей молодой Республике»…
P.S
Почти каждый рабочий день Татьяны Кадыровой начинается с похода по магазинам и на рынок. Хлеб, яйца, молоко, овощи и фрукты, лекарства – все это по просьбе своих подопечных покупает соцработник … И торопится к своим бабулям и дедулям, потому что знает: несмотря на ранний час, ей рады, её ждут. Одному нужно помочь приготовить еду, другому – за лекарством сбегать или водички купить, пол подмести, пыль протереть. А кто-то ждет Танюшу, чтобы просто поговорить…
Отдавать тепло души - это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость к жизни….