Прощание с эпохой …




Настанет день и журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле…..

30-го августа на 81-м году жизни скончался Народный артист СССР Иосиф Кобзон. Он был голосом эпохи, голосом нескольких поколений людей.
Ровно 15 лет назад, день в день, 30-го августа 2003 года, в Донецке на площади у Дворца молодёжи «Юность» был установлен двухметровый бронзовый памятник Иосифу Кобзону.
Этот донецкий памятник, против установки которого был Иосиф Кобзон, является сейчас лицом города. Он стоит сегодня перед артобстрелянной "Юностью" и символизирует собою стойкость и преданность Донбассу. Нет, он даже не стоит, а идёт, куда-то спешит в пальто, наброшенном на могучие певчие плечи. Наверное, на помощь своим землякам, оказавшимся в объятиях войны. 
Репертуар Иосифа Давыдовича насчитывает более 3 тысяч песен, составивших музыкальную летопись второй половины ХХ века. Это любимые миллионами песни «День Победы», «Смуглянка», «А у нас во дворе», «Старый клен», «С чего начинается Родина», «Я люблю тебя, жизнь», «Мгновения», «Темная ночь» и другие.
Путь на сцену

Иосиф Кобзон родился 11 сентября 1937 года в городе Часов Яр Донецкой области. Перед началом Великой Отечественной войны семья переехала во Львов. Отец будущего артиста ушел на фронт, но в 1943 году был сильно контужен и после лечения демобилизован.
В конце 1940 годов семья переехала в Днепропетровск, где Иосиф Кобзон окончил Днепропетровский горный техникум.
После службы в армии Иосиф Кобзон был приглашен в Ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа, где получил первые профессиональные уроки вокала. Музыкальное образование он получил только в 1973 году, когда стал выпускником вокального факультета Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
Известность к Иосифу Кобзону пришла в 1962 году после выступления в радиопередаче «Доброе утро», в которой он исполнил песню Аркадия Островского и Льва Ошанина «А у нас во дворе». В том же году Кобзон перешел в гастрольно-концертное объединение «Москонцерт», где уже выступал с сольными номерами.
Проникновенный и глубокий голос Иосифа Кобзона получил и международное признание. В 1964 году он стал лауреатом конкурса в Сопоте (Польша), в 1965 году принял участие в международном конкурсе «Дружба», также завоевывал первые места на музыкальных конкурсах в Варшаве, Берлине и Будапеште.
С 1971 года он неоднократно становился финалистом конкурса «Песня года». В его репертуар входили более 3 тысяч песен, которые стали неотъемлемой частью жизни нескольких поколений.

Всегда на передовой

Иосиф Кобзон выступал не только в больших залах, но и в самых «горячих» точках: он первым летел туда, где людям была нужна помощь или поддержка. Не будучи военным, он всегда рвался в бой, был человеком с передовой.
Всего за время войны в Афганистане Иосиф Кобзон совершил девять командировок в зону боевых действий, чтобы выступить перед контингентом советских войск. Он первым из советской эстрады приехал с концертом в зараженный Чернобыль после взрыва на АЭС. В Чернобыле пел без маски. Певца беспокоило, что все ликвидаторы снимали защитные маски, когда приходили на его концерты. Он ругал их, велел надеть снова. Но они отвечали: «Раз вы без маски поете, то и мы снимем». Кобзон выступал без защитных инструментов на лице, чтобы людям были слышны слова его песен.
В Чернобыле Кобзон встречал афганцев, которые говорили, что здесь, возле реактора, страшнее, чем на войне. В бою ты знаешь, кто твой враг, ты его видишь и можешь от него отстреливаться. А в Чернобыле враг невидимый, он сильнее, он пожирает всех.
Одним из первых он выступил перед жителями армянского Спитака, которые остались без крова после страшного землетрясения. И первым вошел в захваченное здание музыкального театра на переговоры с боевиками, чтобы уговорить их отпустить заложников «Норд-Оста». И все потому, что Иосиф Кобзон видел в этом свой долг.
С самого начала боевых действий на Украине Иосиф Кобзон стал выступать на Донбассе с концертами. День пограничника, День шахтера, последний звонок для школьников, песенные фестивали и просто сольные концерты — примерно раз в сезон Кобзон исполнял свои песни в Луганске и Донецке.
В 2015 году певец стал председателем организации «Землячество донбассовцев», которая помогала беженцам, жителям ДНР и ЛНР и воинам. Спустя несколько месяцев после назначения Кобзон в очередной раз прибыл в Донецк с предновогодним концертом. Во время выступления Кобзон показал фигу и произнес: «Это для Петра Порошенко, который говорил, что дети Донбасса будут жить в подвалах — вот что у него получилось».
Вместе с главой ДНР Александром Захарченко исполнил на сцене Оперного театра песню «Что же такое мы». В конце Захарченко перефразировал слова этой баллады, заявив: «Можно убить меня, но Донбасс убить невозможно».
— Донбасс невозможно покорить. И помирить нынешний Киев и Донбасс — как можно мирить сумасшедших с нормальными?.. Как только началась майданная война, я отказался от всех украинских наград. Вот ко мне сейчас приходит педагог, который говорит: «Как жаль детей!». А киевским властям детей не жаль... У меня 10 внуков, и они меня спрашивают: «Дедуля, а что же там на Украине?». Я говорю: «Сошли с ума». Но я думаю, что их вылечат... И Донбасс будет сажать свои любимые розы, добывать уголь и выпускать сталь, — заявил Кобзон журналистам на встрече в Министерстве культуры в прошлом году.
— Я родился в Часов-Яре, День Победы встретил в Славянске, учился в Краматорске. Примитивно, конечно, по-обывательски думать о том, что Донбасс — это уголь. Донбасс — это люди! — говорил Кобзон.
Несгибаемый Кобзон, уже очень больной, давал четырёхчасовые концерты во всю мощь своего голоса, зал рукоплескал. И стар, и млад. У современных певцов — аудитории, разнящиеся по возрасту. У аудитории Кобзона общим знаменателем были большие понятия: Мир, добро, Родина, родной Донбасс.
Его позиция всегда была ясна — мир и миротворчество. За последние военные годы его лишили звания «почётный гражданин» в нескольких городах Украины: Днепропетровск, Полтава, Краматорск, Славянск и т.д. Горсовет Днепропетровска также решил, что он не должен исполнять официальный гимн города «Днепропетровск — мой дом родной». По сути, отобрали у гимна голос. Иосиф Давыдович комментировал это так: «Пускай лишают. Для меня нет Украины, в которой существует фашистский режим. Поэтому я не хочу быть почётным гражданином».
«Душа будет петь, пока я жив»

65 лет Иосиф Кобзон провел на сцене и всегда работал на износ. 22 года, с середины 70-х по середину 90-х, он вообще не был в отпуске. Певец сам неоднократно говорил:
«Я, можно сказать, родоначальник этого зверства, когда артист давал 2–3, а то и 5–6 сольных концертов в сутки».
Последние 13 лет Иосиф Кобзон боролся с тяжелым недугом, но относился к этому настолько мужественно, что до конца продолжал работать и выступать.
Душа будет петь, пока я жив», — один из самых любимых законов жизни Иосифа Давыдовича. Он всегда выступал: когда болел, когда стал хуже слышать из-за возраста. Ни на миг Кобзон не покидал сцену и своих слушателей.

Голос эпохи

Несмотря на всю славу и признание, Иосиф Давыдович был скромным человеком. Как он сам говорил о себе:
«Я крайне редко бывал доволен своими выступлениями. Крайне редко. Иной раз даже думаю: и за что мне так аплодируют? Ведь ничего выдающегося я не сделал. Может быть, просто мне удается в нужное время, в нужном месте сказать и сделать то, что именно в этот момент только и нужно?»
Его проникновенный глубокий голос был и будет нужен многим поколениям. Он ушел, но в сердцах миллионов людей продолжат звучать его душевные песни и мудрые слова.

НАШ.КОР