Всемирный
день распространения информации о проблеме аутизма был учрежден резолюцией
Генеральной ассамблеей ООН в ноябре 2007 года. Отмечается, начиная с 2008 года,
ежегодно 2 апреля. Цель этой даты - привлечение внимания к проблемам
людей, страдающих аутизмом. Актуальность и фиксация внимания на данной
теме обусловлена ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости,
осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и
постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра,
высоким уровнем инвалидности.
Аутизм —
это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых
трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства,
сказывающегося на функционировании мозга, которым страдают преимущественно
дети во многих странах, независимо от пола, расовой принадлежности
или социально-экономического положения, и которое характеризуется
нарушениями способности к социальному общению, проблемами вербальной
и невербальной коммуникации и ограниченными и повторяющимися
типами поведения, интересами и занятиями.По данным ВОЗ до 20% детей во
всем мире страдают психическими расстройствами, приводящими их к инвалидности. Ежегодно число детей с аутизмом
увеличивается на 13%.
Причины этого расстройства до сих пор
чётко не определены. Среди них
выделяют такие как: генетическая обусловленность, органическое поражение мозга,
нарушения общения матери с ребёнком, её отчуждённость, эмоциональная
холодность. Заболевание, отчасти, может быть обусловлено наследственными
факторами. Однако через гены передаётся лишь предрасположенность к аутизму, а
его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий,
например, родовой травмы, асфиксии и других нарушений, при беременности и
родах. Но, так или иначе, аутизм нередко относят к врождённым заболеваниям.
Аутизм одно из тех заболеваний, которое кроме
нарушений психического здоровья, имеет ряд социально значимых последствий:
проблемы социальной адаптации; проблемы обучения, профессиональной подготовки;
значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие
серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего
окружения пациента.
Значительно чаще, детский аутизм
встречается у мальчиков. Возникает, как правило, в возрасте до 3 лет. Для раннего выявления аутизма,необходимо обращать внимание на следующие
тревожные признаки:
- Ребенок фиксирует взгляд на родителях на
короткое время или совсем не смотрит на них. Не плачет, когда один из родителей
уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям.
- К 12 месяцам ребенок не «гулит», использует в речи
лишь несколько простых звуков.
- К возрасту в 24 месяца он не произносит простых
фраз. Внешние раздражители заставляют ребенка бояться, он замирает, закрывает
уши, глаза или прячется.
-Характерно использование
повторяющихся фраз, изменение тембра голоса.
- Игровая деятельность носит специфический характер –
игрушки часто выстраиваются в ряд, или отбираются только по цвету или размеру.
- С раннего детства могут отмечаться стереотипные,
навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба),
подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение
тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование.
Таким образом,
характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и
социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения.
Аутизм на сегодняшний день не излечим. Под
организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом
подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических
нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же
делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны
изменить качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию и интеграцию
в общество сверстников. Если использовать
адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно
в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития, тем
самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в
общество, самостоятельной и независимой.Важными
факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участие
родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением
ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия
являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.
Аутизм не является проблемой только детского возраста,
поскольку трудности коммуникации и социальной адаптации, меняют форму, но не
уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего
аутизмом всю жизнь.