Музыка в её душе.
Музыка не приходит в мир ребёнка сама собой. Она
появляется или с грёзами, навеянными маминой колыбельной, или под равномерный
звук дождя, пение птиц, а, может, и с песнями любимого артиста. В жизнь
Светланы Кравченко она пришла со звонкими песнями детсадовской детворы. Её маме,
Екатерине Евдокимовне Леденёвой, работавшей воспитателем в детском саду
городского отдела образования, очень нравилась профессия музыкального
руководителя – интересная, красивая, праздничная, в чём-то, можно сказать,
элитная. Именно о такой профессии для своей дочери она стала мечтать, а дочь и
не возражала: ей нравилось петь и слушать незатейливые мелодии детских песен,
выступать, заняв артистическую позу у пианино.
И маленькую Светланку родители отдали учиться в
музыкальную школу, несмотря на то, что материально это было не так легко: в
семье рос ещё один ребёнок – Светина сестричка, требующая внимания, а за
обучение нужно было платить. Предстояло также купить инструмент - пианино, а это было дорогое удовольствие. Оформив кредит, семья с этой задачей как-то справилась.
И полетели годы учёбы. Светлана помнит, с каким неподдельным интересом
рассматривала она волшебные клавиши фортепиано и с нетерпением хотела научиться на нём играть.
Поступив в музыкальную школу, девочка стала постигать
не только приёмы звукоизвлечения и нотную грамоту. Каждый раз, разбирая новую
пьесу, размышляла, что хотел сказать автор, когда писал это произведение,
сможет ли она сама выразить те чувства, которые он вложил в него? Рано поняла:
для того, чтобы музыка стала действительно прекрасной, необходимо желание,
трудолюбие, старание и грамотность, а также профессионализм замечательного
педагога.
У Светланы было несколько преподавателей по
специальности, каждый из них внёс свою частичку в её становление как музыканта.
Настоящий интерес к музыке у девочки сумела разбудить преподаватель Гончарук
Светлана Филимоновна – тогда молодая, интересная, яркая, симпатичная женщина,
только окончившая Северодонецкое музыкальное училище. Именно она заронила в
душе ученицы любовь к чарующим звукам музыки и сумела зарядить свою ученицу
какой-то необычайной энергией, необходимой для достижения успеха. Оканчивала
школу Светлана с ещё одним замечательным педагогом - Валентиной Николаевной
Латышевой – «любовью всей её жизни».
Полюбив своих учителей, девочка полюбила и музыку, и
всё, что с ней связано. Когда началось серьёзное занятие классической музыкой,
тогда пришло и понимание важности этого волшебного мира, его способности влиять
на духовный мир человека. Как говорит сама моя героиня, её научили в стенах этого учебного заведения другой
культуре - высокой и прогрессивной.
Нет в мире радостнее дела, чем
воспитание души.
Когда пришёл срок (1983 г .) и нужно было
поступать учиться, Светлана поехала в Россию и поступила в Губкинское
музыкальное училище Белгородской области (в настоящее время институт культуры),
на отделение специального фортепиано. По окончанию училища молодая женщина
недолго поработала в Волоконовской музыкальной школе и вернулась на родину. К
этому времени у неё уже родилась маленькая дочь. Поступила работать в свою же альма-матер – Кировскую музыкальную
школу и также в школу в посёлке Новотошкоское. Потом перешла полностью в
поселковую школу. Работала директором только открывшейся школы искусств в
посёлке Донецкий. Необходимость определения
в школу дочери заставила женщину уволиться и прийти на освободившееся
место в Кировскую музыкальную школу. И не зря. Дочь Леночка не подвела свою
маму, пойдя по её стопам: она с отличием окончила музыкальное училище, затем с
отличием же – Донецкую консерваторию и магистратуру. Сейчас пребывает в
декретном отпуске, подарив бабушке чудесных внука и внучку.
Светлана Николаевна окунулась в педагогическую
деятельность и счастлива тем, что вокруг нее растут способные чувствовать и
понимать музыку дети. У преподавателя в классе занимается
четырнадцать детей. Сейчас количество вернулось к довоенному, а в феврале 2015
было такое, когда осталось лишь пять. Её ученики - разновозрастные дети. Саша Голуб, например, учится
в нулевом классе. А Екатерина Сирик в
этом году выпускается. Она - участница всевозможных конкурсов: региональных,
республиканских, и международных. По словам преподавателя, её премировали
поездкой в «Артек» - и там она в инструментальном жанре также заняла первое
место. Моя новая знакомая Полина Небесная - ученица 4-го класса, воспитанница
школы во втором поколении, здесь учился её папа. Дуда Каролина – тоже участница всевозможных
конкурсов. Головинова Влада – хоть ещё маленькая, но перспективная девочка,
тоже занимала места в конкурсах и в прошлом, и в этом году. Такой же и покоряющий
конкурсные сцены второклассник Мячин Данил.
Светлана Кравченко умело находит контакт с каждым
ребёнком, пробуждает и развивает творческие навыки. Учитель с любовью говорит о
каждом из своих учеников и ей даже трудно кого-то выделить. Ей доставляет
радость увлекаться работой, рождать в учащихся творческую заинтересованность.
По ступеням –
к новым достижениям.
Важная часть работы как преподавателя по специальности
– это подбор программы. Для каждого ребёнка произведения подбираются
индивидуально. Но обязательным является исполнение на конкурсах классики – произведений
Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, этюдов Карла Черни.
Поинтересовавшись репертуаром Полины Небесной, я
узнала, что она освоила трехголосную
инвенцию ля минор И.С.Баха, сонату №20 соль мажор Л.Бетховена, произведение Игоря
Парфёнова «Февраль. Проводы Русской зимы». В её программе есть и лирические
произведения. В прошлом году она исполняла
на конкурсе в Луганске произведение Игоря Парфёнова для фортепиано «У
вечного огня» - все плакали.
Председатель жюри искренне восхищался талантом кировской юной исполнительницы. Победы
учеников преподавателя, конечно, радуют, их много.
Среди побед учеников Светланы Кравченко
- в 2018 г .
1-е место в этюдном региональном конкурсе «Ступеньки мастерства» в Стаханове,
2-е место во втором туре в Стаханове, в третьем туре – третье место. Республиканский
конкурс «Вдохновение» - 1-е место, в этом году технический конкурс – второе
место, г.Москва международный интернет-конкурс - 2-е место, г.Москва
международный интернет-конкурс – лауреат первой степени, 3-е место в Луганске в
конкурсе индивидуального мастерства. Светлана Николаевна благодарна
администрации города за то, что она предоставляет транспорт для участия детей в
конкурсах, без него это было бы невозможно.
Учителя немного расстраивает то, что её сегодняшние
выпускники Сирик Екатерина и Радиков Егор, несмотря на свои талант и успехи, не
планируют продолжить музыкальное образование. Хотя она и понимает, что не всем
дано быть учителем, а эстетическое воспитание ещё никому в жизни не помешало. Зато
Катя и Егор – сегодня гордость школы. Они играют дуэтом на фортепиано, по результатам международного
интернет-конкурса стали лауреатами 2-й степени. Эти дети стали настоящим
украшением концертов.
Преподаватель рассказала, что недавно возила в Луганск
на интересный в профессиональном плане этно-джазовый конкурс двух своих
учеников: Головинову Владу и Мячина Данила. Готовятся к поездке на конкурс
Полина Небесная (4 кл.) со своими произведениями, Дуда Каролина (3 кл.) и
совсем маленькая восьмилетняя исполнительница Невинных Арина, которая занимается в школе с четырёх лет. По мнению учителя, у
этих троих детей есть очень большая перспектива. Пожелаем им успеха!
Секрет успеха педагога
Светланы Кравченко прост: чтобы чего–то добиться в этой жизни, необходимо
трудиться, преодолевая себя. Три года назад она окончила институт культуры,
получив высшее образование – шаг, говорящий о многом. Эта женщина работает сама
и учит работать своих учеников. В её понимании это не просто проводить как
можно больше времени за инструментом, а стараться относиться к этой работе как
к увлекательному приключению, в конце которого главного героя непременно ждет
«сокровище». Сокровище, именуемое мастерством.