Диалог о
воспитании
Архетип учителя-воина
Молодёжь
порой невнимательно слушает советы взрослых и относится к ним
легкомысленно. Юноши и девушки
воспринимают то, о чем идет речь, как нечто устарелое, далекое от современной
жизни, от ее реальных требований. Легче всего обвинить молодых. И мы часто это
делаем. Такие, мол, сякие, не прислушиваются, не вдумываются. Но если всерьез,
так здесь, наш просчет. Нужно призывать молодежь не копировать героев прошлого,
а перенимать суть их характеров, их страсть, глубокую убежденность, их пылкий
романтизм. Брать за образец все это и применять при решении задач строительства
новой жизни, задач, которые стоят перед нами сегодня. Об этом журналисты
«Информационного вестника» попытались разобраться, наладив диалог о воспитании
с заместителем командира по политической части 32-й отдельной механизированной
роты в бригаде «Призрак» Алексеем Погосовым. «Россомах» (позывной Алексея
Погосова – примечание) оказался очень интересным
собеседником, с которым можно разговаривать часами, если его вовремя не
остановить.
«Я давно убедился, что перевоспитать
можно только того человека, который этого хочет. Точнее можно помочь его
перевоспитать, если он хочет измениться. В первую очередь нужно работать с
детьми. Но также и с теми, кто постарше, у кого имеется определенный багаж
знаний. Иди к человеку, говори с ним и твое слово отзовется. Есть люди упертые,
которые не хотят меняться. Но если человек открыт для информации, для диалога,
если он увидит, что не прав, то он переосмыслит свои убеждения.
Людьми, не думающими и не мыслящими
проще управлять. Есть такая пирамида Маслоу – потребности человека в зависимости
от условий жизни. Когда трудно, то «мне бы выжить», «мне бы поспать», «мне бы поесть»
и так дальше запросы растут. Для того чтобы измениться, человеку нужно остановиться,
вздохнуть и обдумать всё ли с ним в порядке.
Если человека в лоб бить и говорить «Ты не прав!», то он еще больше озлобиться.
Не надо чтобы человек тебе верил, надо, чтобы он тебя понял. Но это смотря кому
конечно. Мне это надо, а какому-то олигарху нет.
Еще один очень интересный момент в воспитании - когда
складывается такое впечатление, что люди выросли, но не повзрослели. Это самое
страшное в жизни. Но это не человек плохой, просто ему родители создали такие
условия жизни и воспитания. Для того чтобы
люди взрослели, должен быть стимул.
Нужно воздействовать не только на детей
в плане воспитания, но и на родителей. В школе у ребенка круг общения не только
учителя, а еще и сверстники, а это котел. Если в этом котле правильный рассол,
то ребенок будет в нем правильно вариться и тянуться к лучшему. Ребенок будет
стремиться, меньше проводить времени с неблагополучными родителями. Главное,
чтобы компания у ребенка была правильная.
Не секрет, что в подростковом возрасте
многие дети не довольны своими родителями. В каком случае, если ты будешь
жаловаться на своего отца, сверстники тебе не поверят? Только в том случае,
если они хорошо знают твоего отца. Сейчас дети в большей степени брошены. Взять
те же кадетские корпуса, оставшиеся бесплатные или недорогие секции – это же мизер. Советская
внешкольная система воспитания деградировала. Но когда она нормально работала -
результат был. Сейчас системы внешкольного воспитания практически нет, но ее необходимо
снова создавать.
Человек должен заниматься общественной
полезной работой. Однако он должен быть не просто задействован, а чтобы у него
мозги работали в правильном направлении.
Когда с ребенком, будет рядом взрослый, к которому можно подойти за советом,
просто поговорить, который не давит авторитетом, уважает подростка, к такому
человеку потянутся другие сверстники, тогда не будет не благополучных компаний.
В Советском Союзе был лозунг - «единый
общий советский народ». Но постепенно движение по этому пути остановилось. Живую
работу с людьми заменили болтовнёй.
Эти стандарты вводили как раз «западные партнёры».
Чего только стоят заявления о том, что недостатком советской системы образования было то, что она готовила человека-творца, а
сегодня в современном обществе в приоритете творить образцового потребителя. Я
считаю, что это бред. Что человек будет потреблять, если творцов не будет? Но об
этом стараются не говорить, а нужно кричать об этом и работать с людьми в этом
направлении.
У некоторых педагогов личные потребности
выходят на первый план и всё остальное отсекается. Соответственно снижается качество
образования. Также бывают случаи, когда накапливается психологическая усталость
у педработников и уже ничего не хочется делать.
Потрясающе приятно, когда работаешь с
ребенком, проходит какое-то время, встречаешься с ним, и он говорит спасибо за
данные ему знания. В этот момент внутри начинает что-то переворачиваться.
Причем когда из трудных детей получаются достойные люди – это самая благодарная
работа, когда есть чем гордиться. Из всего вышесказанного можно сделать вывод,
что нужно верить в человека, а не стараться его к ногтю загнать, и помогать ему
становиться лучше».
Очень
приятно, что в рядах защитников Донбасса есть такие люди как «Россомах».
Алексей Погосов может служить примером для подражания нынешней молодежи. Он
сочетает в себе архетип учителя-воина. Это позволяет воспитывать дух бойца в
правильном направлении и научить его не просто держать оружие в руках, но
главное думать.