Школа современной журналистики, работа которой стартовала в
Луганске в минувшую пятницу, показала перспективы развития медиа в Луганской
Народной Республике. Какие вопросы обсуждались, какие проблемы затрагивались, в
чем смысл подобных «сборов» для молодых журналистов? Об этом мы беседуем с
автором портала «Луганск 1», педагогом, публицистом, писателем Сергеем
Прасоловым.
– Сергей Николаевич, в Республике стартовала работа школы для
молодых журналистов «Журналистика нового времени». В чем ее целесообразность и
необходимость?
– Во-первых, выдам «секрет»
журналистики как профессии, имеющей творческое начало. Чем больше ее
осваиваешь, тем больше хочется знать, и тем отчетливее сознаешь, как мало
ты все же понимаешь. Ее «механика» лишь кажется простой – подумаешь,
сообщение написать, сейчас даже роботы пишут! На самом деле журналист имеет
дело с вечным и одновременно переменчивым течением жизни, и если он, пустившись
в путь, не будет в своей лодке грести веслами, то его вынесет черт знает куда.
Если не перевернет. Журналистом нельзя стать, приобретя какие-то навыки и
усвоив общие представления, можно только учиться своему делу у жизни. Постоянно
быть у нее в учениках.
Во-вторых, если без «поэзии»,
то мы прошли этап становления собственного информационного пространства.
Организационно. Теперь необходимо уравнять свою позицию с теми, кто формирует
информационный мир, чтобы отвечать на самые серьезные вызовы и испытания
времени. А для этого необходимо не просто что-то показывать и о чем-либо
писать, нужно давать людям понимание крайне противоречивых и трагически сложных
процессов. Понимание – это единственное наше оружие против стихии, хаоса,
зачастую управляемого, против лицемерия и лжи, упакованной в фирменные фантики
правдоподобия.
В-третьих, наша молодежь
проходит жизненную школу, в которой один год – за три в мирное время. И
требования к ней – как к «военным» корреспондентам. В этих требованиях все –
качество, оперативность, достоверность – играют особую роль. Слишком много от
журналиста зависит, слишком много человеческих судеб поставлено на кон! И в
Донбассе, и на Украине, и в России, и в мире. Ведь Донбасс – средоточие
огромных сил, прямо или опосредованно задействованных здесь. И если нынешнее
руководство республики всерьез воспринимает медиа, то работа этой, я бы сказал,
«оперативной» школы журналистики будет продолжена.
И, в-четвертых. Создав
собственное информационное пространство, мы должны сделать все возможное, чтобы
оно работало как современная медиасистема. Иначе в условиях информационной
войны мы обречены. Ведь на стороне тех, кто создает удобную для себя версию
событий, колоссальные ресурсы. Мы можем им противопоставить только
сплоченность, организованность, внутреннюю стойкость, уменье.
– Вы провели несколько занятий в школе…
– Всего лишь две лекции.
– О чем?
– Первая – о том, что такое
новость. Есть два диаметрально противоположных теоретических подхода, самым
непосредственным образом влияющим на практику. На Западе считается, что
журналистика обеспечивает гражданам право на получение достоверной информации,
а самым достоверным является факт. Такой подход имеет определенные философские
основания: внешняя реальность рассматривается как совокупность отдельных
проявлений – фактов. Все, что выходит за их пределы фактического, – не более
чем интерпретация с разной степенью правдоподобия. Свои интерпретации они
считают достоверными, чужие – пропагандистскими.
Я предложил своим молодым
коллегам другой подход. Всякое событие уже в силу того, что оно происходит (в
отличие от тех, что остались в вероятности, возможности), является проявлением
и даже средоточием тенденций, скрытых в целом – в огромном нашем мире с его
явными, скрытыми, прямыми и опосредованными связями. В событии происходит
переход одного состояния жизни в другое, и на журналистике лежит
ответственность – с максимальной полнотой передать момент перехода, движения
жизни. Первый шаг к пониманию того, что произошло с нашим миром в данной точке
и в данное время, – новость. Информация, которая не отражает движения реальной
действительности, процесса самораскрытия объективной реальности, новостью не
является, даже если приходит в «прикиде» сенсации.
И мы с молодыми журналистами
практически разбирали, что является новостью, а что нет, анализируя заголовки
сообщений от различных информационных ресурсов.
– А вторая лекция?
– О механизмах и приемах
манипуляции сознанием через СМИ. Топорную украинскую пропаганду видно, как
говорится, невооруженным взглядом, потому что примитивна сама задача –
массированная идеологическая обработка в геббельсовском духе: чем чудовищнее
ложь, тем легче толпа в нее верит. И это – проблема для нас. На фоне украинской
пропаганды более изощренная, можно сказать, изящная пропаганда в западных
изданиях «не читается», проглатывается.
На конкретных примерах мы
анализировали способы подачи целенаправленной информации, в которой подмена
понятий, ложные оппозиции и ассоциации, недоказанные основания в качестве
аксиом, наукообразные формулы, аналитические выкладки используются как формулы
прикрытия для достижения цели.
Острота зрения, позволяющая
за деревьями видеть лес, за словом – смыслы – неотъемлемая часть работы
журналиста. Особенно в нынешнем мире, где волки выходят на охоту исключительно
в овечьих шкурах.
– И как реагировали слушатели?
– У нас был постоянный
диалог. Знания нельзя вложить в головы, они приобретаются, когда «слушатель» –
равноправный и заинтересованный участник обсуждения. Мы вместе создавали
ситуацию активного понимания, без которой знания бесполезны.
– А ваши впечатления?
– Резко помолодел! Считаю для
себя честью работать с такими ребятами, которым интересно жить, творить и
понимать жизнь во всем бесконечном многообразии ее проявлений, неутомимо искать
то новое в ней, что составляет суть ежедневных новостей. Очень надеюсь
продолжить работу с коллегами, практически отработать необходимые для них вещи.
Повторюсь, нам необходимо
создать журналистику, в которой мы будем на равных конкурировать со всеми.
– Получится?
– Это вопрос не ко мне. Для организаторов
хочу лишь напомнить поговорку: взялся за гуж – не говори, что не дюж. А я могу
вложить в общее дело только то, что имею.