ШАМАНСТВО АЙРАПЕТЯН
Слухи часто опережают правду, внушают
лишнюю тревогу, портят настроение и самочувствие. Особенно, если они наводят
тень на ясный день в очень чувствительной сфере, от которой в нашей жизни многое
зависит.
К таким, несомненно, относится наше
здравоохранение и особенно – фармация, снабжение аптек доступными и
качественными лекарствами. Трудно найти в Республике другую сферу, которая
вызывала бы такое массовое недовольство.
Частично ответы на эти вопросы, которые мы
задавали властям, а чаще друг другу, дала 23 ноября пресс-конференция
представителей Генеральной прокуратуры и обновлённого Министерства
здравоохранения ЛНР. Она же развеяла многие странные слухи, которые касались работы
Минздрава и судьбы его бывшего руководства.
Кратко напомню основные факты, которые
вскрыло следствие.
Луганская Народная Республика, в
соответствии с потребностями жителей и заявками своего Минздрава, в 2014 – 2016
гг. регулярно получала из Российской Федерации гуманитарную помощь в виде
лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Всё – должного качества и
сроков годности. Однако, вопреки ожиданиям руководства и населения Республики,
только часть лекарств сразу поступала в больницы для бесплатного использования в
лечебных целях. Остальное продолжало храниться на складах Министерства
здравоохранения, несмотря на острую нехватку как самих медицинских препаратов в
больницах, так и денег у населения, на которые можно было бы купить лекарство в
аптеке.
Для чего это делалось? Создавался
стратегический запас медикаментов на случай возобновления масштабных боевых
действий? Ответ знает только бывший Министр здравоохранения ЛНР Лариса Айрапетян.
Возможно, цели у неё были самые лучшие. Однако, по недосмотру или халатности, в
общей сложности, 61 наименование остро необходимых лекарственных средств
(количество упаковок в заявлении прокуратуры не было оглашено, вероятно, чтобы
пожалеть наши нервы) пролежало на складе до истечения срока своей годности.
В таких неприятных случаях Министерство
обязано создать комиссию по списанию просроченных препаратов, проследить за их
полным изъятием из лечебного процесса и – уничтожить. Ведь такие лекарства могут
стать ядом даже для крепкого человека, но, это сделано не было.
Более того, заявляя с телеэкрана об
эффективном использовании гуманитарной помощи, Лариса Леонидовна направляла в
различные учреждения здравоохранения официальные информационные письма, в
которых побуждала назначать больным просроченные медикаменты, на основании
того, что они будто бы прошли необходимые лабораторные исследования,
подтвердившие качество препаратов… Однако, как установила прокурорская
проверка, никаких «лабораторных исследований» на самом деле не проводилось. А в
качестве шаманских приспособлений, которые чудесным образом продляли сроки
годности на упаковках, применялись простые шариковые ручки.
Что это было? Недостаток необходимых профессиональных
знаний? Надежда на всемогущее «авось»? Ошибка в расчётах, а потом – неудачная
попытка всё исправить? Логичное последствие единоличного управления медициной в
ручном режиме? Даже не хочу пытаться угадывать, чтобы не множить новые слухи.
К счастью, главные врачи поликлиник и
стационаров в этой непростой ситуации действовали не по указке сверху, а по
совести и профессиональному долгу. Сильнодействующие просроченные медикаменты
не были использованы в лечении и нашим докторам это принесло новую головную
боль. Ведь пациенты знали об очередном гуманитарном конвое и задавали врачам
сердитые вопросы: «Где бесплатные лекарства? Куда вы их дели?». Думаю, именно
данная ситуация провоцировала волны слухов о продаже гуманитарных препаратов в
аптеках. К тому же, частники, видя такой серьёзный дефицит лекарств в государственных
учреждениях, накручивали цены.
Кроме того, странные проблемы возникали
и с годными медикаментами. На упомянутой пресс-конференции главный врач 3-й
городской многопрофильной больницы Геннадий Бунеев горько посетовал на то, что
«гуманитарная помощь, к сожалению, не всегда адекватно направлялась в лечебные
учреждения. Так складывалось, что в одном… скапливались приличные запасы, а
другие страдают от нехватки самого необходимого».
Возможно, Лариса Айрапетян совсем не
хотела делить поликлиники и больницы на любимые и нелюбимые. Но когда всё
управление осуществляется единолично, неизбежно одно находится в поле зрения, а
до многих других просто не доходят руки. И это часто ведёт к ошибочным
решениям.
Так, под предлогом «оптимизации
здравоохранения» была прекращена работа Луганского детского
кардиоревматологического санатория. И почти сразу стало понятно, что это
заведение остро необходимо Республике, нашим детям, и его придётся
восстанавливать. По воле бывшего министра, в ЛНР было закрыто 65
амбулаторно-клинических учреждений. В результате, во многих населённых пунктах
люди вообще лишились возможности получать первую помощь. Особенно недопустимо
это в городах и посёлках прифронтовой полосы.
Попытка возрождения аптечной сети у
Ларисы Леонидовны тоже не получилась. Создание государственного предприятия
«Лугамед», которое стало единственным официальным поставщиком сертифицированных
препаратов для частных аптек, себя не оправдало. Да, качество было обеспечено,
это положительный факт. Однако, каждый житель ЛНР видит и другие последствия
деятельности этого монополистического монстра – бедный выбор, но, богатые цены,
которые совсем не рассчитаны на наши худенькие кошельки. Прав был дедушка Ленин:
«Всякая монополия ведёт к загниванию».
Как показала прокурорская проверка, в
последний период работы Ларисы Айрапетян на посту министра здравоохранения ЛНР
количество упущений росло. И это отражалось на каждом из нас. Из-за
несвоевременной подачи заявок возникали перебои с поставками реактивов и тестовых
систем. В результате, люди не могли сдать в ближайшей поликлинике простой
анализ крови и вынуждены были ехать в частную лабораторию. Почему-то не были
предусмотрены расходы на ремонт рентгеновских аппаратов. Не подана смета на
оборудование игровой комнаты в онкологическом отделении Детской республиканской
клинической больницы…
Ларису Леонидовну искренне жаль. По
зову сердца она в 2014 году пришла в ополчение, по сути, создала там военно-медицинскую
службу, которая спасла жизни многим, в том числе и гражданским людям. В первое
время именно Л.Л. Айрапетян выстроила работающую систему здравоохранения Республики,
в труднейших условиях сохранила основные кадры и оборудование…
Ей бы вовремя понять, что пришло новое время,
с новым набором сложных задач. Но, видимо, не всем дано, как римскому
императору Диоклетиану: на вершине успехов почувствовать, что приближается
неизбежный спад, – и передать государственные дела подготовленному преемнику, а
самому счастливо выращивать на даче капусту…
Те из нас, кто регулярно смотрит
телерепортажи с открытых заседаний правительства ЛНР, обращали внимание, как
часто Глава Республики указывал Ларисе Айрапетян на просчёты, по сути – помогал
исправить их последствия. Понятно, что долго это продолжаться не могло.
Генпрокуратура ЛНР возбудила
уголовное дело по обвинению бывшего министра здравоохранения ЛНР – Л.Л.
Айрапетян в совершении преступлений, предусмотренных ст. 294 ч. 2 УК ЛНР (сбыт
недоброкачественных лекарственных средств) и по ст. 354 ч.2 (совершение
должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших
существенное нарушение прав и законных интересов граждан)
Теперь в Минздраве ЛНР новая команда
антикризисных руководителей, которая не теряет зря время. Уже разработан и
принят в 1-м чтении «Закон о здравоохранении», ликвидирован бюрократический
«Лугамед», и теперь в поставках сертифицированных медикаментов появился простор
для частной инициативы – списки поступивших гуманитарных лекарств сразу
вывешиваются в лечебных учреждениях… Вероятно, в ближайшее время, мы увидим
результаты этих изменений.
Пётр Кулик