четверг, 12 января 2017 г.

Почему и зачем Народный Совет поставил «неуд» председателю Совета Министров?


         Закончились наши любимые новогодние и рождественские  каникулы. Республика возвращается в рабочий ритм, к решению насущных проблем. Как известно,  23 декабря, Народный Совет ЛНР  признал неудовлетворительной работу председателя Совета Министров С.И. Козлова. Такой исход, на первый взгляд, является неожиданным, даже сенсационным. Однако это только на первый взгляд.
          Для того чтобы удивляться тому, что случилось, есть понятные, житейские причины. Мы постепенно так привыкаем к своим руководителям, что начинает казаться, будто только они и могут занимать свою должность. К месту и не к месту вспоминаем пословицу «Коней на переправе не меняют».
         А ведь это не так. Мы  живём не в сословном обществе, не в наследственной монархии. В республике ни один пост не даётся пожизненно, даже очень уважаемому человеку. И своевременная замена того, кто устал или не справляется, «не тянет» – в государственной службе нужна не меньше, чем в футбольном матче.
         Другой вопрос –  каковы основные причины и последствия этого решения Народного Совета?
         Очевидно, качество нашей жизни далеко от достойного. Да и желанная для разумного большинства переправа с архипелага Майдан на российский материк – затягивается. И дело не только в необъявленной войне и блокаде со стороны Киева. Постепенно становится понятно, что многие возможности исполнительная власть Республики использует далеко не полностью.
         Взять хотя бы близкую для многих проблему низких пенсий и зарплат. Она напрямую связана с возобновлением хозяйственной деятельности заводов и шахт. Наши люди труда не боятся – своими руками восстанавливают то, что разрушено обстрелами. А потом вдруг оказывается, что готовое к запуску производство не может заработать, потому что не хватает какого-то постановления либо решения совмина!    
         От многих директоров и профсоюзных лидеров приходилось слышать, как подготовленные контракты и договоры, которые могут принести прибыль предприятию, зарплату рабочим и отчисления в бюджет, по 2 – 3 месяца лежат на согласовании в совмине. В результате они оказываются под угрозой срыва, страдает репутация компаний Республики, новых заказчиков находить становится всё труднее. 
          Поэтому понятно, почему директора и предприниматели стремятся со своими проблемами и предложениями – попасть на встречу к Главе Республики. Там обычно многие проблемы решаются, но такую постановку дела вряд ли можно считать нормальной и эффективной. Ведь именно Совет Министров обязан осуществлять повседневное руководство исполнительной властью.
         Недовольны работой совмина и руководители местных администраций.
         Так, глава Кировска Г.А. Карцев в интервью для республиканского телевидения, рассказал, как из-за проволочек в совмине – уже около года не может запуститься градообразующее предприятие «Центрокуз». Кроме того, в этом году провалена поставка социального угля, который шахтёры-ветераны должны были получить по «Горному закону». 
         Ему вторит глава Брянки Н.В. Моргунов: «Ни для кого не секрет, что сегодня развитие бизнеса – это просто подвиг. И те люди, которые занимаются восстановлением и организацией производства, вынуждены преодолевать серьёзные трудности. Задача совмина – сделать всё, чтобы промышленность работала. К сожалению, на сегодняшний день мы этого не видим».
         Ещё более эмоциональную оценку деятельности совмина в 2016 году дал глава Перевальского района В.В. Михайлов: «Понятно, что у Республики пока ещё мало возможностей. Но для людей, которые живут под огнем, которые остались в разрушенных домах, помощь, работа и достойная зарплата нужны не завтра, а сегодня. В нашей ситуации должна быть другая мера ответственности и скорость принятия решений».
         О том, что совмин часто работает в режиме улитки, говорили и депутаты на упомянутой, «неудовлетворительной» для С.И. Козлова сессии. Например, 23 октября он наконец-то одобрил для внесения в Народный Совет необходимые дополнения к закону «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики в условиях агрессии Вооружённых сил и вооружённых формирований Украины». Сам совмин определил статус этого документа как срочный, но передал  его в Народный Совет только… 29 ноября, то есть через 5 недель!
         Ещё один печалящий сердце пример привела депутат А.И. Чужба. В марте при министерстве труда и социальной политики был создан координационный совет по взаимодействию с общественными организациями инвалидов. Такое начинание можно было бы только приветствовать, если бы не следующие факты. Вопрос об упрощении процедуры предоставления материальной помощи, поднятый на первом же заседании этого совета, до сих пор не получил никакого решения…  
         У этих проблем есть и другая сторона. На территории ЛНР продолжают прибыльно работать предприятия и шахты, которые до сих пор находятся в украинской юрисдикции. Налоги в Киев они платят исправно, мимо местных бюджетов. А вот за потреблённые воду, газ и электричество расплачиваться с Республикой не торопятся. Их общая сумма задолженности за коммунальные услуги достигла 2 млрд. 874 млн. 6 тыс. 400 рублей! Причём только за ноябрь она увеличилась сразу на 279,77 млн. рублей! Может быть, именно этих денег не хватает нашим старикам, детям и инвалидам?!
         С весны 2015 года блуждает в лабиринтах совмина проект постановления о платных услугах в образовательных учреждениях. Если бы он был принят, многие колледжи, да, пожалуй,  и университеты,  за счёт своих мастерских, могли бы выйти на самообеспечение и снять часть нагрузки с республиканского бюджета. Но и в этом случае оказалось, что запретить – легче, чем разумно разрешить. А ведь легче и лучше – это разные понятия…
         В журналистском блокноте ещё много историй и фактов. Однако дорого ценится не только газетная бумага, но и время читателей. Тем более что у вас наверняка есть и масса своих примеров. Пора переходить к выводам.
         Очевидно, нынешний состав республиканского Совета Министров постепенно перестал работать, как единая команда, и нуждается в перезагрузке, обновлении. Народный Совет, учитывая, в том числе информацию, полученную от рядовых граждан на депутатских приёмах, заметил «потерю скорости и маневренности» совминовского корабля. В результате его капитану был поставлен неприятный, но справедливый «неуд».    
         Вероятно, новый год мы начнём с новым составом Совета Министров. Каким он будет – решат Глава Республики и Народный Совет. Им придётся поторопиться. Ведь время не ждёт, а проблемы сами не уходят, «как сон, как утренний туман». Но при этом важно сочетать быстроту с верным расчётом, чтобы совмин – 2017 объединил свежий взгляд и опыт, новую энергию и знание дела.         
         А рядовые граждане в новогодний вечер с хорошими ожиданиями  послушают песню Виктора Цоя:
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе, и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"

                            Артур Рой