«Игра» в молчанку
или
Заговори, чтобы я увидел тебя

Почему ты молчишь?
Тишина.
Ну, скажи мне что-нибудь!
Иногда лучше молчать, чем говорить ни о чём.
И тишина…

Речь – это способность выражать свою мысль словами, это – умение говорить. Речь играет огромную роль для человечества со времён зарождения цивилизации. Она является тем самым мостиком, посредством которого мысли, чаяния передаются от одного человека другому, от одного человека обществу в целом, и является средством коммуникации в обществе. Люди, умеющие красиво говорить, понятно и доходчиво излагать свои мысли, были очень востребованы практически во все времена. Не случайно считается, что человек, произносящий красивую речь, владеет ораторским искусством и поэтому, ещё в древние времена, появились школы, обучающие этому мастерству, а мастерство постепенно превратилось в науку.

Однажды, когда к Сократу (греческий философ – примечание) привели нового ученика, который молчаливо осматривал все вокруг, он произнес: «Заговори со мной, чтобы я мог тебя увидеть». Ведь, именно когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть.
Однако, важно не только уметь говорить, но и иметь возможность воспринимать звуки, попросту – слышать собеседника.
Слышать  это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и запомнить услышанное. Это процесс, при котором человек отбирает из всех внешних звуков те, которые отвечают его потребностям и интересам.
Порой мы не ценим возможностей, подаренных нам небесами – говорить и слышать.
Вот, например, лично я никогда не задумывалась о важности этих, казалось бы, совсем обычных, привычных для человека вещей. Говорю, слышу, умею кричать, хочу - молчу, хочу - уши закрою, чтобы никого не слышать. Одним словом, сама решаю – говорить, молчать, слушать или нет.
Да, я так думала. Но со мной случилась история, которая заставила меня не просто подумать, а задуматься.
…Ноябрьский будничный день. Полупустая маршрутка. Каждый занят своими мыслями. Остановка. Из десятка ожидающих пассажиров вошли только трое. Скорее, не вошли, а вбежали, и сразу же заставили оживиться всех вокруг. Трое мальчишек – двое постарше, лет тринадцати и один поменьше, хорошо, если первоклашка. Заводные такие - пассажиров рассматривают, руками в разные стороны размахивают, не издавая при этом ни звука. Двое возмутителей спокойствия прошли по салону и плюхнулись на заднее сиденье, а «мелкий» присел у выхода. Присматриваюсь. Я и не сразу поняла, что они не просто руками размахивают, а таким образом общаются друг с другом.
«Сразу видно - «рябой» у них заводила», – почему-то подумала я.
Озорной малый, лицо всё в веснушках, шапка набекрень. Про таких людей говорят – солнышком целованы. Он о чём-то яро жестикулировал своему другу, а я сидела, притаившись, искоса поглядывая на ребят.
Я не знаю, могли ли они слышать. Но в том, что они немы, сомнений не оставалось. «Интересно, какова их судьба? – закралась мысль в моей голове. - На братьев не очень похожи, возможно, воспитанники из одного интерната».
Ребята не издавали ни звука, но по их светящимся глазам было видно, что они счастливы. «Оказывается, и смеяться можно бесшумно», – пролетело в моей голове. Ком подступил к горлу. Каково это смеяться втихомолку? По щеке скатилась слеза. Я сразу и не поняла - то ли печаль, то ли радость закралась в моё сердце – нет, скорее всего – это была тоска. Это осознание того, что мы очень часто не используем дар общения, который нам дан, а тратим его на пустые обиды. Как часто мы ссоримся с близкими, друзьями или просто на работе играем в молчанку. Мы таим какие-то глупые, детские обиды и закрываем свои сердца друг от друга. Как часто мы прячем глаза и стараемся уйти от разговора или бросаем пару фраз в отместку за какой-то язвительный выпад со стороны собеседника. Мы часто тратим слова на то, чтобы причинить боль, а ведь словом можно ранить больней, чем кинжалом.
Как часто мы держим слова внутри себя и не даём чувствам выйти на волю. Мы любим, но стесняемся сказать об этом. Мы радуемся, но почему-то скрываем добрые чувства. Зато открытая злость и ненависть так и бьёт ключом из нас, разливая реки негодования, в которых мы топим своих близких, знакомых – всех, кто нас окружают.
Играя в молчанку и тая непонятные обиды, мы живём в ожидании того, кто первый заговорит или позвонит. А зачем я буду звонить – ведь он не звонит, пусть позвонит первым! Печально понимать, что это не имеет никакого значения. Какая разница - кто будет первый, ведь самое важное - услышать родной голос.
Глядя на неугомонных ребятишек, я вдруг подумала, что жалеть нужно не их, а меня.
У меня есть дар речи, но в моменты, когда нужно поддержать кого-то или выразить свои чувства, я им почему-то не использую. Какая глупость с моей стороны! А кто из нас, говорящих, знает, каково это, когда ты не можешь произнести ни слова?
Сколько звонкого смеха и радостных «воплей» я могла бы услышать от ребят, но они, к сожалению, «играли» в молчанку. И лишь плавные движения пальцев складывали понятные только для них слова. Мне казалось, что если они заметят мой взгляд и то, как я их тщательно рассматриваю, они испугаются. Я боялась нарушить их детскую немую идиллию. 
Я продолжала рассматривать самого маленького паренька, в синей шапке, и дутой куртке. Он сидел, вжавшись в кресло, и ловил знаки внимания от своего рыжего дружка, который зачем-то бегал взад-вперёд по салону автобуса то к одному своему другу, то к другому. Наконец, он устал и тяжело плюхнулся на сиденье к самому младшему. Жестов больше не было. Они просто смотрели в окно.
Мне вдруг захотелось позвонить всем своим родным, друзьям, с кем давно не общалась, и сказать, как я счастлива слышать их голоса.
Остановка.
«Святая троица» «вылетела» из маршрутки так же стремительно, как и «влетела». Они помчались по своим детским делам и никогда меня не вспомнят. Я же не могу их забыть до сих пор. Вот так, обычный проезд в маршрутке оказался для меня дорогой мысли. Я часто думаю о том, что не стоит строить друг перед другом «забор» тишины. Ведь ненароком мы можем оказаться у подножья Вавилонской башни, где мы будем стоять вечно в ожидании чуда и «играть в молчанку». Теперь я знаю точно - если ты умеешь говорить, видеть и слышать - ты уже счастлив! Как жаль, что порой мы этого не понимаем…

Лидия Пономарёва