«Был страх перед неизвестным…»






Мастера «Кировчанки» о своём пути и предназначении.

В нашем городе есть такие здания, от которых, несмотря на годы, тянет знакомым теплом и домашностью. К числу таких, на мой взгляд, относится «Кировчанка». Сколько разных мелких предприятий и обитателей за это время в него входили и выходили, а дух этого здания оставался прежним. И, мне кажется, что всё это благодаря парикмахерской на втором этаже, мастера которой неизменно встречают женщин Кировска с приветливой улыбкой. «Что будем делать с вашими волосами?» – и начинается процесс преображения, который нас чаще радует, чем огорчает.

Судьба «Кировчанки» начиналась с Дома быта.
Поднимаясь по крутым ступенькам парадной лестницы «Кировчанки», я вспоминаю, что это двухэтажное строение стоит, спрятавшись за музеем,  уже более тридцати лет. Когда-то это было одно предприятие, так называемый Дом быта, способный оказывать множество бытовых услуг и относящийся к системе горбыткомбината. Но эти времена, как говорится, ушли в небытие. Законы рыночной экономики продиктовали свои условия – и городское предприятие бытового обслуживания распалось на множество более мелких предприятий и частных лиц, оказывающих отдельные услуги. И в конкурентной борьбе выжили далеко не все.
Поднявшись на второй этаж, по привычке направляюсь в женский зал, где меня приветливо встречают три женщины, которые сейчас здесь работают: Татьяна Баширова, Людмила Калюжная и Людмила Рева – опытные и симпатичные, приветливые мастера. А в соседней комнате трудятся не менее замечательные мужские мастера Нелли Полтева, Татьяна Токарева, Наталья Черепанова и Валентина Гайворонская. Редкая минута – в женском зале пока посетителей нет – и мы можем спокойно побеседовать с женщинами об их житье-бытье. К нам присоединяется и Полтева Нелли.
Я спрашиваю: «Девчата, вы все - старые (по стажу работы – прим.) мастера, помните ли вы те времена, когда «Кировчанка» только открылась? Что она собой представляла в эти первые годы своего служения городу?
Женщины призадумались. Первой начала рассказ Нелли, которая работает на этом предприятии с момента его открытия.
«Дом быта «Кировчанка» распахнул свои двери в 1985 году. Я начала работать парикмахером с 1975 года, после окончания училища. Здесь разместилось много пунктов по оказанию бытовых услуг: и парикмахерская, и вязальный цех был, мастерская по ремонту обуви, ателье по ремонту и пошиву одежды, фотоателье. Почему так было названо предприятие бытового обслуживания? Потому, что в нём преимущественно и работали, и обслуживались женщины. «Кировчанка» сразу же стала очень популярной среди жителей города. Успешной работе предприятия способствовало его удачное расположение (в центре города), и концентрация в нём многих служб, ранее разбросанных по всему городу и ютившихся в малоприспособленных помещениях. Здесь можно было и отреставрировать или сшить новую одежду, и связать новую кофточку, жакет. Первой заведующей «Кировчанки», помню, была Л.Тенишева. Потом было много разных изменений, были и лучшие, и худшие времена, а я продолжала здесь работать и работаю до сих пор, о чём никогда не пожалела», - поделилась своими воспоминаниями женщина.
«Женщины и мужчины нашего города всегда стремятся выглядеть современно и модно. И в прежние времена – также. И в этом им как нельзя лучше помогала действующая тогда сфера услуг. Наши мастера могли удовлетворить их самым строгим требованиям. А тогда работали, такие ассы своего дела, как В.Брус, О.Бортун, С.Никульникова, Н.Павлухина, Л.Коваленко, М.Катюк, А.Винокур и другие. Умели делать самые модные и сложные причёски, стрижки. Я пришла в «Кировчанку» в 1986 году и, помню, делали модную тогда причёску, придуманную английскими мастерами «Сассон», которая была в ту пору очень популярной, «Аврору», «кудряшки Сью» (химическая завивка), каре, короткие стрижки типа «высокий ёжик», да много чего делали, выполняя заказы наших женщин. А они ведь всегда хотят чего-то необычного, каких-то перемен в своей внешности», - смеётся Татьяна.

«Те, кто не побоялись, перешли на частное предпринимательство – и не пожалели».
К началу нулевых, когда горбыткомбинат уже изжил себя, и нужно было определяться, как работать в новых условиях, мастера-парикмахеры предпенсионного возраста стали рассчитываться. Мужские мастера ушли раньше, а затем и женские потянулись. Но девчата помоложе, которым нужно было кормить свои семьи, воспитывать детей, решили рискнуть - и в 2002 они стали частными предпринимателями.
Рассказывали наперебой об этом периоде: «Те, кто не побоялся - перешли. Нас уговаривали - страшно было. Новое всегда страшит. Ведь не каждому дано быть предпринимателем. Был высокий риск  уйти в долги и потерять даже то, что было. Никаких гарантий, что этот бизнес принесёт нам прибыль, у нас не было». Страшила женщин и ответственность. Ведь до этого в коллективе был руководитель, причём хороший, Валентина Шварёва, которая обо всём заботилась и о которой они с благодарностью вспоминают. А теперь нужно было всё делать самим, за свои средства. Но! Зарегистрировались все индивидуально, как физические лица и стали плательщиками единого налога.
 «Теперь стали рассчитывать только на собственные силы. Очень много пришлось приложить стараний и денег, которых не было, чтобы обеспечить себе нормальные условия работы. Так как предпринимательство нужно было оформить и всё оплатить:  аренду, патенты. Пришлось начать с устройства отопления. Ведь в такой холодине сидели!», - рассказывает Татьяна Баширова. Сейчас все эти женщины – физические лица – предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения. Они работают сами на себя, цены своих услуг рассчитывают также сами, и сами себе – руководители. Но это их уже не пугает.
«Мы работали, стригли клиентов, когда услышали взрыв».
До войны парикмахеры «Кировчанки» работали две смены, по четыре мастера в каждую. Но с началом драматических событий многие женщины поуезжали. Осталось только четверо мастеров, которые работали в одну смену. Потом – Татьяна Баширова и Чугаенко вдвоём.
«Под обстрелами работали, - рассказывает Татьяна Баширова. - Так как некуда было ехать, жить было не на что. Ни пенсию, ни зарплату не платили. Некуда было деваться». Клиенты, правда, были, так как все парикмахерские закрылись.
Обстрел украинскими карателями, под который попала «Кировчанка»,  случился  7 февраля 2015 года. В 10 утра. Женщины работали, стригли клиентов, когда услышали взрыв. «Я закричала: «Девочки, бегом!». Мы только вскочили – как всё посыпалось кругом. Стёкла окон полетели на втором этаже. Оказалось, что осколок снаряда попал в крышу, именно – в парапет. Тогда же осколками от снарядов «града» были повреждены здания соседних зданий (школы, детсада, возле детской поликлиники). Всё окружающее пространство обволок  густой туман, вообще ничего не было видно. Проезжающие мимо ополченцы зашли и сказали: «Быстро собирайтесь и уходите!». Мы собрались и ушли, а уже на следующий день пришли, стёкла и штукатурку начали убирать. Окна тогда забили полиэтиленом. Частично владелец нашего помещения их поменял, а крыша так и течёт. Если крыша не в порядке, то хоть крась, хоть бели – не поможет. Зимой переходим в другое помещение, так как большой женский зал, невозможно обогреть. Зимой расходов больше, так  как приходится платить за отопление. Но работу не бросаем», - рассказывают женщины. Надеемся, что на это обратят внимание. Хотя, конечно же, условия – это единственное, что реально «бьёт» по нашему имиджу.   

Успех мастера зависит от отношения  к людям.
Парикмахерское дело - это бизнес, где есть правило: «От того, как каждый работник относится к людям, с которыми он имеет дело, будет зависеть имидж учреждения. Так вот. В «Кировчанку» люди ходят, многие кировчане. Возможно, её выбирают люди более старшего возраста, молодёжь чаще посещает салоны. Но это не важно. Причём, многие уже годами, и к одному – «своему» мастеру. Благодаря тому, что мастера здесь – всегда искренни и дружелюбны, кировчане-клиенты чувствуют себя здесь желанными гостями. Мне кажется, что, если бы сегодня провели опрос, какой парикмахерской в городе можно присвоить звание «народной»? - то многие наверняка назвали бы «Кировчанку».
Наблюдая за работой мастеров, вижу, как быстро двигаются пальцы их рук, сколько делается мелких движений, напоминающих приёмы художника. Спрашиваю: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать парикмахер?». Каждая из женщин говорит, что работа парикмахера требует большой физической выносливости. Ведь нелегко работать с людьми, находясь по несколько часов на ногах, с поднятыми руками. В результате у многих появляется варикоз, болят плечи, спина и шея. Но наши мастера этого не показывают. Они - всегда опрятны и аккуратны, и никогда не жалуются на усталость.
За что же мы так любим своих мастеров, так  доверяем им, рассказывая новости о радостных событиях своей семейной жизни, встречах и поездках? За их профессиональное мастерство? Умение понимать нас и наши желания? Наверное, за всё вместе. Это – одно из объяснений того, что у каждого мастера есть достаточное количество своих клиентов, которые ни на кого своих мастеров не променяют.
Светлана Павличенко.
Я обслуживаюсь у Татьяны Баширововй уже очень много лет. В салон как-то пришла – у девчонки руки трясутся, боится стричь. А здесь мой мастер меня знает. У каждого из них есть своя клиентура, которая нарабатывалась годами. Пожелание кировчанам: не изменяйте своим мастерам!
Любовь Смирнова.
В этой парикмахерской работают очень хорошие мастера. Я хожу сюда с улицы Рыбалко. И мне всегда нравится, как девчата здесь работают.
Светлана Дубовая.
А я хожу сюда с улицы Шахтёрская. Уже давно, с тех пор, как в нашем районе закрылся Дом быта. Обслуживаюсь чаще у Людмилы Калюжной, Людмилы Ревы - кто свободен. Они все - мастера своего дела. И вежливы со своими клиентами, что немаловажно.
Это ли не свидетельство того, что мастера «Кировчанки», однажды найдя свой путь, своё предназначение, уверенно конкурируют в своей нише  на рынке услуг города?