Русская душа на рубежах Республики


Заснеженным январским вечером студию телеканала «Мой Кировск» посетили долгожданные гости из России - команда из города Санкт – Петербург: поэт и писатель Александр Пелевин, поэт Анна Долгарева  и журналист Надежда Нартикоева

- Ребята, вы приехали сегодня впервые на очень сложную территорию, где уже не первый год продолжается эта братоубийственная война.
Надежда  (Нартикоева Н. – прим.), Вы в столь молодом, юном возрасте, без капли страха и сомнения, оставили благополучную территорию, близких и любимых сердцу людей, друзей и приехали сегодня в наш город. Скажите, какая цель Вашего визита и в чем заключается ваша работа?
 - Первопричиной моего визита на вашу территорию является новостная повестка о ситуации на Донбассе, о людях и их сложных судьбах в условиях блокады и, конечно же, военных действий. Я вот уже 5 лет пристально слежу за происходящими событиями и мне показалось очень важным быть здесь и увидеть все своими глазами. Очень ценно говорить с людьми, посмотреть, как вы здесь держитесь. И от всего увиденного и услышанного я просто в восхищении!
 - Анна (Долгарева А. – прим.), Вы уже не первый раз посещаете наших воинов и оказываете неизмеримую моральную поддержку ребятам на передовой. Скажите, какая основная тематика Ваших стихотворений?
- У меня много стихотворений на военную тематику. В основном это конечно связано с тем, что уже более трёх лет моя жизнь всецело отдана этой войне. Страшно говорить, что война вдохновляет меня, но она не может не отражаться в моём творчестве.
- И Вы не смогли остаться в стороне?
- Конечно, невозможно отсидеться в стороне от происходящей на вашей земле несправедливости.  
- Скажите, в своих стихах Вы отображаете тех людей и моменты,  свидетелем которых явились сами?
- Да, это все реальные персонажи. Каждая история, которая нашла своё отображение в строчках моих стихов и создана не только на основании рассказов друзей, знакомых. Она пропитана моими чувствами как свидетеля этих страшных событий.
- Наша сегодняшняя история не может быть написана и не сможет существовать без оглядки в прошлое. Анна, а какое Ваше отношение к воинам Великой Отечественной войны?
- Воины Великой Отечественной – уже почти легенда. Тем не менее, это простые люди, которые проявили невероятные чудеса героизма, даже не осознавая, что это героизм. Сегодняшние ребята, защитники Республики являются такими же простыми людьми, которые стоят на рубежах за идею. Они не примеряют для себя почетные звания и ордена, а стойко и достойно отстаивают путь, выбранный жителями Донбасса.
- Александр (Пелевин А. – прим.), расскажите подробнее о себе. Бывали ли Вы в нашем регионе? Скажите, что Вас побуждило приехать к нам в столь сложный период?
- Я поэт, писатель, журналист и автор 3 книг: «Здесь живу только я» (2016), «Калинова Яма»(2017), «Четверо» (2018), которые вышли под издательством «Пятый Рим». В прошлом году вместе с Анной Долгаревой был в Донецке. Ваш город Кировск я посетил впервые. Глубоким патриотом я с детства не был, все это приходит с опытом. Я внимательно следил за происходящими событиями на Донбассе и не мог остаться в стороне. Приездом в Ваш регион послужили три причины. Первая причина – это желание сделать небольшой концерт, чтения, чтобы поддержать людей и чтобы не один из них не почувствовал себя забытым, одиноким в этой нелепой войне. Мы с вами - вы не одни! Вторая причина – медийная составляющая часть нашей работы. В российской творческой элите, к сожалению, немного подзабыта война на Донбассе и все трагические события, которые с ней связаны. И хочется высказать своё видение сегодняшним страшным событиям. И третья причина – это конечно увидеть все собственными глазами и отобразить все увиденное в своих стихотворениях.
-  Как Вы пишете свои стихи? Всегда ли этот процесс одинаков?
- Написание стихотворений – процесс очень разнообразный. Шуточные рифмы, обычно легко ложатся на бумагу, а более сложные произведения могут писаться днями и неделями, опираясь на многочисленные черновые записи и мысли.
- Нам очень приятно встретиться с Вами, и мы знаем, что Вы сегодня посетите наших защитников, которые охраняют рубежи нашей Республики. Холодная погода и снег, конечно же, усложняют нелёгкий труд наших ребят. Они - наша надежда и опора! Хотим выразить Вам слова благодарности за бесценную поддержку нашего народа в столь сложный период.

Участников этой встречи можно назвать ни больше, ни меньше как соратниками – каждый из них стремится передать настроение прифронтовой территории, а главное -  желание долгожданного мира!
Анна Долгарева

Ничего не знаю про ваших
Полевых командиров 
И президентов республик.
Здесь до сих пор:
Шаг в сторону – мины
И снайпера пули.

Его звали Максим.
И он был контрабандистом.
Когда началась война,
Ему было тридцать.
Меньше года
Он продержался. 
Недолго.
Под Чернухино
Он вывозил гражданских.
Его убило осколком.

Мне потом говорили тихо:
«Вы не могли бы
О нём не писать?
Всё-таки контрабандист…
Бандитская морда,
Позорит родину-мать».

Её звали Наташа.
Она была из Лисичанска.
Прикрывала отход сорока пацанов.
Ей оторвало голову.
Выстрел из танка.
Они говорят о ней,
Губы кривят,
Чтобы не плакать снова:
«Она была повар и снайпер
У неё не было позывного».

Её звали Рая.
Художник.
Ей было семьдесят лет.
Жарким августом
Перед всей деревней
В обед
Её били двое.
По почкам и по глазам.
Чёрный и рыжий,
Искавшие партизан.
Она ослепла,
Но всё-таки выжила
Даже успела увидеть
На улице тело рыжего.

...А с тем,
Кто предатель,
А кому давать ордена,
Разбирайтесь, пожалуйста,
Как-нибудь без меня.

***
Ах, зеленое поле да небо синее!
Не вспахано поле - и в нем никого.
А у тети Надежды было два сына,
Не осталось ни одного.
Первый пошёл под жёлто-блакитным
Флагом, второй – под чёрным,
Красным и голубым.
Ни один не вернулся живым.
На зелёных ветках перезревшие вишни –
Некому варенье из них варить.
Все хотели быть счастливы, но не вышло.
И не жизнь, а смерть научились дарить.
Никакой победы, одна отсрочка.
От жары истончившись, травы звенят.
А у тети Надежды осталась дочка,
Нарожает новеньких пацанят.
Нарожает в жаркое это немирье.
Тут попробуйте, уберегите!
«Мама с папой, для чего вы меня кормили,
Для чего рожали на гибель?»
В городе, где не осталось и дома целого,
Где два года не прекращался бой,
Кто-то написал на асфальте мелом:
«Бог - это любовь».

Александр Пелевин

В тамбуре курят четверо.
Первому двадцать пять на вид.
Он выпускает струйку дыма,
Кашляет и говорит:
«Убили меня в сорок первом,
В битве под Киевом, у Днепра,
Видишь, в моей гимнастерке
Осталась на память о том дыра.
Я похоронен в руинах дома,
Где мы засели тогда втроем.
Немец для верности
Кинул гранату в дверной проем».

Второй говорит: «У меня все скучно.
Я утонул в шестьдесят шестом.
Были в деревне, купались в речке
На тихой заводи под мостом.
Я неудачно нырнул с ограды.
Мне было двадцать три.
Господи, посмотри на меня.
Господи, посмотри».

А третий смеется: «Прекрасно помню.
Мне было пятьдесят.
Я, как нормальный покойник,
умер в постели пять лет назад.
В тот день на работе мне стало плохо.
Я еле дошел домой».

Четвертый молчит и думает:
«Я живой».

***

Бежит человек и падает.
Следом другой человек бежит и падает.
Третий бежит человек и падает тоже.
Бежит человек, говорит: «Скоро и я упаду.
Страшно-то как, не хочется падать. Боже,
Я в неизбежности, в чёрном кошмаре, в аду, в бреду,
Дай мне упасть не больно, просто чтобы уснуть,
Страшно не видеть, что будет потом, за чертой, вовне.
Вдруг там вообще ничего, пустота, ледяная муть?
Будто бы я в земле и земля во мне».

Бог, разумеется, не отвечает.
Бог – это то, почему он ещё бежит.
Бог – это то, почему всё равно, несмотря ни на что, бежит.
Бог – это он, и мысли его, и слова, и страх.
Грязные руки его,
И винтовка в его руках,
И каска его – смешная, не по размеру,
И грубая ткань шинели, и сапоги.
Бог превращается в ярость, в атаку, в веру,
В то, что сегодня, хотя бы сегодня
Его не убьют враги.

Бежит человек - и падает,
Падает - и затыкает телом своим дыру.
Чёрную, злую дыру, из которой брызжет
Едкая погань, проклятие бытия,
Падает, думает: «Господи, дай им выжить».
Падает, думает: «Господи, это я».

И говорит голосом не своим,
Голосом тех, кто бежал и упал тогда:
«Я превращаюсь в безмолвие, в чёрный дым.
Я – это дерево, горы, огонь, вода.
Я прорастаю сквозь гибельный чёрный смрад
Млечным путём и россыпью белых звёзд.
Я обратился в сияющий вешний сад,
Алой гвоздикой в петлице твоей пророс».

Вот он идёт из вечности, из покоя,
Он, повидавший неведомые края.
Вот он идёт
И ещё говорит такое:
«Будешь бежать и падать –
Скажешь Ему:
«Господи, это я».