Трудные будни директора «Свитанка»


 

Сегодня посёлок Донецкий – один из наиболее часто упоминаемых в сводках об артобстрелах украинскими карателями. Коммунальное предприятие «Свитанок» - единственное поселковое предприятие из 3-х посёлков – сохранившееся и действующее, несмотря на неутихающие боевые действия. Именно сюда идут жители посёлка для того, чтобы решить беспокоящие их вопросы. «Люди приходят каждый день. Или снег откидать, или где-то что-то перемёрзло. Или подтекает где-то. Если выдалась неспокойная ночь, мы сразу стараемся выходить на место. Осматривать места попаданий. И устранять», - рассказал нам Сергей Владимирович Чернобрывый – директор коммунального предприятия посёлка Донецкий.
История прихода Сергея Чернобрывого в ЖЭК в качестве директора – не такая длинная, её отсчёт – с 2014-го года, но это очень важный период его жизни. По профессии Сергей Владимирович шахтёр. Работал в поселке на шахте «Луганской». Потом, когда она закрылась, горняку пришлось работать на шахте «Тошковская» (сейчас она находится на территории, подконтрольной Украине – прим.). Здесь доработал стаж и два года назад оформил шахтёрскую пенсию. Директором коммунального предприятия стал во время начала боевых действий. «Просто никто не соглашался. Ольга Михайловна (Кобзарь – зав. сектором по обеспечению жизнедеятельности посёлка Донецкий – прим.) предложила. Я сначала отказывался. А потом решил попробовать. Согласился потому, что кому-то нужно было взяться за это дело», - поделился своими воспоминаниями Сергей Владимирович.
А вот как об этом сложном периоде рассказывает сама Ольга Кобзарь:
«Я вспоминаю 2014-й год, когда в посёлке был хаос, непонятно что. Ну, никого не осталось. Я на сходе попросила Сергея Владимировича Чернобрывого занять должность директора коммунального предприятия. Нужно было кому-то возглавить его, взять на себя ответственность. На время. Нам нужно было окна в разбитых домах забивать. Плёнка у нас была. Ну, не находилось такого человека. И я благодарна, что Сергей Владимирович временно согласился поработать, помочь.  И до сих пор мы в одной упряжке. С его помощью посёлок живёт. И в частном секторе рабочие ЖЭКа помогали оббивать окна. Потому что шли постоянные обстрелы. Там полетело остекление на улице, там. В общем, очень сложно, очень тяжело. Они справляются, и справляются достойно. Предприятие развивается, работает. Я очень им благодарна за поддержку и понимание».
«Свитанок» - небольшое по штатной численности предприятие. По словам Сергея Чернобрывого, это он сам, мастер и бухгалтер-кассир. Плюс к этому один рабочий и главный бухгалтер работают по договору; от центра занятости работают 13 человек и 4 человека – это рабочие по благоустройству посёлка. Руководитель рассказывает, что за выполненные работы рабочими по благоустройству выделяет средства администрация города. Центр занятости перечисляет средства за своих. Директор сетует, что по сравнению с городскими ЖЭКами положение «Свитанка» намного хуже. Ведь жители из-за низкого материального достатка оплачивают услуги предприятия всего в пределах 40%.
Небольшому коммунальному предприятию приходится работать в нестандартных условиях. Принимать участие в устранении последствий обстрелов жилого фонда украинскими силовиками – как они говорят, закрывать тепловой контур, чтобы люди могли там находиться. Степень разрушений в посёлке, по мнению руководителя, доходит до 80%.
«Да, нам приходилось заниматься работами по восстановлению разрушенного после обстрелов. Также нам была в 2017 году оказана помощь от Республики – восстановили 14 домов. По программам 2000 и 2000+, третья очередь восстановления. По гуманитарным линиям нам поступали от Республики строительные материалы - шифер давали, которым были покрыты крыши разбитых домов. По госсектору у меня было покрыто 50 листов на доме №32, 50 листов на доме №47 по улице Шевченко, и доме №18 Осипенко», - сообщил директор.
Директор «Свитанка» не может смириться с повторными вражескими разрушениями. Так, восстановленному после артобстрела в 2014 году дому №45 по ул. Шевченко нужно повторное воссоздание.
«Там после обстрела 2014-го года Республикой было выполнено восстановление, по программе третьей очереди. Кровля восстановлена, окна пластиковые вставлены, металлические двери поставлены, входные подъездные. А 20 ноября 2018 года было повторное попадание. От прямого поражения пострадала полностью одна секция подъезда. Понесли ущерб пять квартир. В одной квартире было выбито окно. Повреждений много. Даже соседние дома были нарушены. Я как узнал о происшедшем, сразу со своими ребятами поехал туда - закрыли тепловой контур», - рассказал о случившемся Сергей Чернобрывый.
Сейчас в этом доме проживают две семьи. Благо, что удар пришёлся в подъезд, где в тот момент не было людей. Жительница этого дома Вера Григорьевна Зубкова так вспоминает об этом трагическом дне: «В семь утра это было. Оно ж как трухануло! Не знаю, как я оделась, как выскочила.  Окна у меня в спальне полетели, горшки с цветами. В общем, дом хорошо трухануло! Дом усадку дал. Я живу вдвоём с восьмидесяти четырёхлетней мамой, забрала её с пятиэтажки. Она лежала, парализованная. Сейчас здесь никто не проживает», - поведала перенёсшая потрясение женщина.
Постоянные обстрелы со стороны украинских силовиков превратили мирную жизнь посельчан в жизнь «по тревоге». «Каждый час ждёшь чего-то. Понимаете? Каждую минуту. Проснулся утром, думаешь: Слава Богу. День прошёл, думаешь: Слава Богу, что всё нормально прошло. Этим и живёшь. Каждой прожитой минутой. И надеждой. Вот и сейчас шумят, не прекращают», - поделилась своими волнениями пострадавшая от обстрелов Вера Зубкова.
«Что вы думаете по поводу этих обстрелов? Ведь есть Минские соглашения, но посёлок Донецкий со сводок не сходит», - спросила я у директора «Свитанка». «Мирные соглашения никогда не соблюдались. Всё время обстрелы, пули свистят над головами жителей посёлка, потому что здесь всего километр-полтора от линии разграничения», - объяснил ситуацию Сергей Чернобрывый.
Такая обстановка сказывается и на работе предприятия, выполняющего свои задачи фактически в условиях боевых действий. Ведь никогда неизвестно, когда начнётся и когда закончится стрельба. «Бывало, что начинался обстрел, когда ремонтировали кровлю. Тогда спускались, а после прекращения продолжали», - рассказал директор.
Если бы не было повторных разрушений, объёмы ремонтно-восстановительных работ были бы гораздо больше. «Да, потому что время уходит. На повторные ремонты, повторные замены. Это делают подрядчики. А мы закрываем, перекрываем по возможности крыши. Частично. Тепловой контур закрываем, -  объяснил директор. - И сами жители, что могут, устраняют своими силами, помогая своему небольшому предприятию».
Рабочий день у директора начинается раньше, чем у всего коллектива, особенно, если это утро после тревожной ночи.  После обстрелов он садится за руль и на машине объезжает посёлок. Внимательно смотрит что, где – потом уже приступает к работе.
Сергей Чернобрывый ценит свой коллектив. Особое уважение у него к ребятам, по его словам, из постоянных. Например, Рубан Сергей Всеволодович и до войны работал, и вовремя боевых действий, и сейчас продолжает работать. Раньше до закрытия завода Рудя работал на этом предприятии. Он, как говорится, мастер на все руки. Есть и другие добросовестные работники. С их помощью восстанавливаются и разрушения. Вместе с простым, не кичащимся своей должностью руководителем они лазают и по крышам, определяя, какой объём нужно выполнить.
Финансовое положение «Свитанка», понятно, сложное и без помощи Республики здесь не обойтись. Но бывший шахтёр Сергей Чернобрывый, в трудное время 14-го согласившийся на директорскую должность, трудностей не боится и сегодня достойно справляется со своими обязанностями. Взращенная им на дачном участке ель, а потом заботливо пересаженная к зданию ЖЭКа, дарит радость посельчанам.
«Эту елку я давно привёз из Смоленска. И на даче выращивал. В позапрошлом году поехали с ребятами, выкопали и пересадили сюда. Она живая, настоящая. И вот уже второй год мы её наряжаем на Новый год. К нам в этом году приезжали три Дела Мороза. Российские приезжали. В поссовете проводили утренник для детей. Мы не теряем оптимизма и стараемся друг друга поддерживать», - заверил Сергей Чернобрывый.