…«Говорят герои Великой Победы. Диалог поколений»… Сестричка из санитарного поезда





«Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война!»…
Роберт Рождественский
С годами все меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны ― тем ценнее их воспоминания, тем необычнее кажутся их рассказы, тем сильнее сжимает в груди, когда в праздничном шествии 9 Мая с каждым годом становится все меньше ветеранов, и все больше пустых стульев у Обелиска Воинской Славы, во время праздничного Парада.
Уходят от нас ветераны… Нельзя прерывать эту связь поколений, необходимо помнить, чтить и передать потомкам подвиг наших солдат, водрузивших Знамя Победы над Рейхстагом. Вот наша задача и прямая обязанность… Мы в неоплатном долгу перед ними… 
В школьные годы я испытывала особый трепет в канун 9 Мая, ведь к нам в учебный класс приходили ветераны и рассказывали о войне, о подвиге советского народа в борьбе с фашизмом. Во время таких встреч мы сидели кротко, внимательно слушали военных героев, рассматривали боевые награды, которые переливались золотом на мужественной груди, от их рассказов по нашим детским щекам текли слезы…
Наши дети уже вряд ли поговорят с героями самой трагичной в истории войны – Великой Отечественной войны. Но мы можем запомнить и пересказать слова ветеранов, чтобы сохранилась память о людях, подобных героине этой беседы.
Спасибо, За Победу!
Накануне Дня Победы мы посетили ветерана Великой Отечественной войны Екатерину Николаевну Петрунину. Она приняла нас с гостеприимством, добротой и участием. Подходя к знакомому дому, мы сразу же поняли – нас ждут. Из окошка на первом этаже старенькой пятиэтажки выглядывала наша героиня.
«Мы к Вам!», окликнула я в прошлом сержанта Петрунину - и женщина поспешила открыть нам дверь.  Прошло где-то минут пять, а мы так и стояли у подъезда ветерана, металлическая подъездная дверь так и не открывалась… И тут из окошка кухни мы слышим, командным, бодрым голосом: «Так, чего вы не заходите? Я Вам и дверь открыла»… 
«Так мы кода не знаем»,- послушно в один голос ответили мы. Тогда Екатерина Николаевна улыбнулась и сказала: «Ребята! Я же забыла вам код сказать»…
Сейчас ей 95 – внушительная  цифра для человеческой жизни, достойная междометий. Юбилейную дату наша героиня встретила 22 марта этого года.
 А тогда, в далеком 1941 году, ей едва ли исполнилось 17 лет. Когда наступила война, девушка успела окончить восемь классов.…А потом прозвучало это страшное слово «война». Затем окопы, мобилизация, долгие четыре года разлуки с родными и столько же увиденного и пережитого горя - смертей и слез.
 Нелегкие испытания, выпавшие на ее долю – разлука с семьей, потом тяготы военного лихолетья – не сломили и не ожесточили ее характер.
А родилась Петрунина Екатерина Николаевна 22 марта 1924 года в Сталинской области, (ныне Донецкая область – примечание автора) Рудченковском районе, в селе Лидиевка.
«Когда моя жизнь изменилась раз и навсегда, мне было семнадцать лет», — начала Екатерина Николаевна свой рассказ. — «22 июня 1941 года я помню как сегодня. В этот день мы узнали, что началась война. Это было воскресенье, и как обычно в свое свободное время, я пошла выбирать породу. Когда начали подгонять вагоны, я заметила, что на них мелом было написано слово «война», я еще тогда подумала: «Какая война!?» А потом все началось!», — рассказала ветеран. Начало боевых действий наша героиня застала на руднике Голубовском (ныне город Кировск).
Затем еще совсем юную девчонку отправили «на окопы» в село Лопаскино Новоайдарского района, работа была не из легких. Но Екатерина Николаевна не жаловалась тогда и справедливо заметила в нашей беседе: «А у кого в то время была легкая работа!? Ни у кого! Нужно было Родину защищать, никто не жаловался!»…  
«Окопы были песчаные, и, чтобы песок не просыпался, женщины плели из лозы заборчики, а мне дали топор -  и я рубила лозу над берегом Донца», – вспоминает Екатерина Николаевна.
Далее в памяти ветерана всплыла картина, которую Петрунина не забудет никогда – наша героиня рассказа, как впервые увидела врага (фашистов). Это был 1942 год…
«Рядом с нами стояла советская воинская часть, но мы ее не видели, там кругом леса были. Наши солдаты нам только покушать приносили. И вот однажды мы видим, что на нас движутся немецкие танки. Танки были небольшие, на два человека. Я только услышала, что кто-то крикнул «Танки», и подумала, что все – нас подавят. Но обошлось – они  возле нас свернули на другую дорогу», вспоминает героиня.  
А когда немецкие войска вплотную начали наступать, Екатерина вместе с подругой была вынуждена уходить пешком. Вот так они и дошли до города Сочи.
«Помню, когда мы на лодках переправлялись через Дон, я уронила в реку сумочку с документами и деньгами. Вот так я осталась без сбережений и паспорта. Нас переправляли одной лодкой, а вторая лодка, на которой были вещи, была расстреляна немцами»,- вспомнила ветеран.
«Когда мы оказались на другом берегу Дона, я сказала Вере (подруге): «Давай, помоем волосы». И тут, откуда ни возьмись, появляется военный, наставляет на нас автомат и говорит: «Если будете бежать, я открою огонь на поражение!», - добавила Екатерина Николаевна. 
Потом был допрос. Девушка без документов вызвала подозрения у солдата, а паспорт Екатерины Петруниной утонул в глубоком Дону.
Из-за проблем с документами допрашивали Петрунину неоднократно, был и курьезный и одновременно веселый случай. Война – войной, а женщина всегда остается женщиной, в любой ситуации. Сейчас вы поймете, о чем я…
«У переправы стоял красивый стеклянный дом. Вот туда меня и привели на допрос. Я была босая, напуганная. Подругу мою отпустили – у нее были документы. В доме, в который меня привели, наверное, была мастерская по ремонту обуви. В комнате было много столов, за которыми сидели офицеры и допрашивали: «Кто? Куда? Зачем?». Меня допрашивал майор, я ему все подробно рассказала и меня увели в другую комнату. А там было столько обуви! А в то время была обувь шикарная. Красота такая, хоть на ногу надень, хоть так смотри: модельная, глаз не оторвать. А я то, босая сижу, и решила я примерять туфли. Один туфель на низком каблучке нашла, а второй туфель нашла на венском каблучке. Надела их и сижу, любуюсь. И думаю: «Нужно пару вторую найти или тех, или других. А тут меня снова вызывают на допрос. И вот я стою, смотрю на этого майора, он смотрит на меня-  и тут он как рассмеется. Когда я шла на первый допрос, я шла ровненько, а тут иду и хромаю. Он как посмотрел на мои ноги, а на мне надеты разные туфли. Немец так хохотал. И меня отпустили»,- рассказала ветеран.
Вспоминая свой пеший поход, в памяти героини возникло воспоминание о налете немецких самолетов у станции Гуково.
«В том районе стоял дом, в котором было расположение офицеров, а рядом была больница. Немецкий самолет во время налета разбомбил этот дом, все военные, в основном молодые ребята, погибли. Помню, у шоссейной дороги был огромный стог сена. Он, наверное, и спас мне жизнь. Я легла в солому, а моя подруга не послушалась, так ее взрывной волной откинуло. Небольшой осколок попал мне в голову, но все обошлось, волосы были заплетены в косу, вот косы он и разрезал»,- вспомнилось Екатерине Петруниной.

Война разлучница…

Военные годы были годами смертей, голода и потерь. Сейчас ветеран со слезами на глазах вспоминает то страшное время. Но, тем не менее, память о прошлом, пусть и о таком жестоком, жива и будет жить вечно в сердцах наших людей, во имя памяти…  
Екатерина Петрунина вспомнила о страшном событии, связанном с потерями… «На станции Гуково это было… Ехал поезд, на котором эвакуировали заводские станки, а в маленьких вагонах – теплушках ехали люди. На этой станции была остановка, поезд не пускали. Две женщины с детьми-погодками решили спрыгнуть на станции и сводить детей в туалет. Ступеньки товарняка были высокими, и детей решили спускать и поднимать по очереди. И в этот момент началась бомбежка, немцы бомбили станцию с воздуха.… И тут поезд сходу как рванул…Поезд ушел, а женщина осталась не со своим ребенком на станции…, а другая с чужим ребенком осталась в поезде… Это – война, война-разлучница….»,- вздыхает ветеран, и в ее глазах, кажется, оживают те страшные события. «Где теперь эти крохи, которых с родными мамами разлучила война? Кто знает ?! Нашлись ли? Выжили ли?» – рассуждает  Петрунина.
Медсестра на санлетучке 

О себе ветеран рассказывает скупо, говоря: «В моей биографии не было ничего выдающегося и особенно героичного. Работали под обстрелами, под страшными бомбежками. Ну, ничего, куда было деваться, спасали солдат, отстаивали Родину…»
«Как же не было?!» - подумала я… Каждый день эта хрупкая девушка, выносила и спасала сотни солдат…  Оказывала первую помощь, кормила и переправляла в госпитали.
За годы Великой Отечественной войны военно-санитарные поезда спасли миллионы раненых бойцов, пробиваясь из «котлов» и самых горячих мест передовой.
«Шли пешком, и дошли до города Сочи», - продолжила свой рассказ Екатерина Петрунина. Так она оказалась на Кавказе.
Затем Петрунина пришла в военный госпиталь, главный врач направил ее на железнодорожный вокзал.
«Нас с подругой направили на ж/д вокзал, а ночью сразу вызвали. Вот так и началась моя военная биография. Я была военной медсестрой на санлетучке. В моем вагоне были тяжелораненые солдаты. Оказывала медицинскую помощь, накладывала жгут, останавливала кровотечения. Я была самая молодая там, меня никто ничему не учил. Хорошенечко подбинтуешь, остановишь кровь. Ездили за ранеными обычно недалеко от Туапсе до города Хоста, куда и отвозили раненых. Грузили и перевозили в госпиталь раненых только ночью», - рассказала ветеран войны.
Туапсе - небольшой южный город, раскинувшийся на берегах Черного моря, 77 лет назад стал неприступной крепостью, о которую разбились орды фашистских захватчиков. На подступах к нему полегло около ста тысяч советских бойцов, он был варварски разрушен немецкими бомбардировками, но врагам не покорился.
Официальной датой начала битвы за Туапсе принято считать 25 сентября 1942 года, когда началось большое немецкое наступление на город — операция «Аттика». А датой окончания — 20 декабря того же года, когда бойцы 18-й армии отбросили фашистов за реку Пшиш - и угроза потери Туапсе была ликвидирована.
Бомбить Туапсе начали еще в марте 1942 года. В ходе одного из налетов погибла группа новобранцев — 120 человек. Враг разрушил порт и судоремонтный завод. Начиная с августа, бомбардировки стали особо ожесточенными, в них гибло много мирных жителей. В результате этого от прекрасного, цветущего города мало что осталось.
«Тогда мы ждали наступления немцев, охрана санитарного поезда была усилена, это было 7 ноября 1942 года. Я этот день никогда не забуду. Тогда был только один раненый – парень моих лет – весь на дырочках, шинель была вся мокрая, я его не довезла до госпиталя. Он все водички просил, а ему нельзя было пить. У него были раны, и из них все вытекало. По сей день помню, у меня все в голове, вижу, как сейчас»…,- рассказала Екатерина Николаевна.
Медсестра Екатерина Петрунина не смогла помочь солдату, хотя от нее ничего не зависело, чувство вины осталось в душе девушки на всю жизнь.
Еще вспомнилось бывшему сержанту, как однажды медсестер направили в горные поселения, чтобы вытаскивать раненных. И вот что об этом рассказала Петрунина:
«В горах было три селения – Гойтх, Пшиш, Индюк (села в Туапсинском районе Краснодарского края – примечание автора) - и нас направили туда.  Как оказалась, все эти селения были разбиты, и там уже никого не было. И вдруг мы услышали детский крик, и нашли новорожденного ребенка. Только ребенка, больше ни души… »
Потом была очередная отправка санитарного поезда в зону боевых действий. Обычно поезд в таких случаях передвигается без остановок и на большой скорости, но тогда поезд не пропускали. Когда подъезжали к станции, стали медсестры свидетелями ада. В это время на станцию был совершен налет немецкой авиации и бомбардировка железнодорожного узла. Этот эпизод ярким впечатлением врезаля в память нашей героини.
«У Лазаревского это было. Нас остановили и не давали ходу. И тут летит первый самолет – немецкий, назывался «рама» - он производил фотосъемку местности и следом за ним летел со страшным воем тяжелый самолет уже с бомбами. Раненые, у которых ранения легкие были, выбегали из поезда и прятались кто куда. А мои тяжелораненые, которые не могли передвигаться, оставались в поезде - и я, конечно же, оставалась с ними…Я успокаивала их, говорила, что по нам не попадет … А город Туапсе был в руинах…», - добавила Петрунина.    
Оказывая помощь раненным солдатам, досталось и молоденькой сестричке – заболела и сама Петрунина. Часто приходилось носить на носилках раненых через горные реки. Ноги девушки от ледяной воды покрылись страшными ранами. На войне как на войне - бывает всякое. Случись что-то подобное раз в жизни бойца, сразу говорили «родился в рубашке», но это в чьей- то жизни. Нашу Екатерину на войне жизнь просто «осыпала подарками судьбы». Старики бы сказали: «Береженого, Бог бережёт». И берёг ещё много раз, до конца войны. «Вот как вышло, даже под самыми страшными бомбежками я осталась жива и не была ранена, но меня скосила болезнь ног. Я попала в госпиталь. Когда мы переносили раненых через горные реки, была уже глубокая осень. Одна я заболела, мои ноги покрылись страшными ранами. Температура больше сорока. Меня на небольшом катере повезли в госпиталь. Привезли меня в госпиталь в Батуми, в Дом отдыха моряков, позже я еще попала в Кутаиси, раны немного затянулись.
 В декабре 1942 года меня направили обратно в Туапсе, там формировали бригаду - и я попала в 230-ю отдельную танковую бригаду», - вспомнила ветеран. Несмотря на перенесенную болезнь, страшные воспоминания о самых страшных бомбежках, девушка снова проилась на передовую.
 «Нас, груженных военной техникой, оправили в Турцию. Но тут что-то произошло - и мы десять суток стояли в Субортоло. Тогда началась какая-то заварушка с Турцией, но вопрос был решен, и нас отправили обратно в Кутаиси.  Так я и осталась в танковой бригаде. Потом из соседней части приезжали и просили санинструктора – девушку, но наши врачи танковой бригады меня не отдали. Меня ценили доктора. И после окончания войны я еще пять месяцев служила»…,- рассказала сержант Петрунина.
Победу Екатерина Николаевна Петрунина встретила на Кавказе…

«Ура!», «Победа!» - Счастье выше неба

9 мая 1945 года ликовали все жители Советского Союза. Голос Левитана, 4 года назад объявивший о начале войны, сообщил о ее триумфальном окончании.
В памяти ветерана этот день всколыхнул не только события, вспомнились даже ощущения: слезы, запахи, чувство голода, одуванчики на обочинах разбитых дорог, особые песни и ошеломляющее чувство счастья. Счастья «выше неба» - именно так говорит сержант Петрунина о самом счастливом дне! О Дне Победы!
«В этот день нас подняли по тревоге в два часа ночи и сообщили, что закончилась война. Радость была неимоверная, до слез. Люди выбегали на улицу, кричали «Ура!», «Победа!», обнимались, плакали, смеялись… Из дома на фронт я уходила в 17 лет, вернулась домой в 21 год уже взрослым человеком», - вспомнилось Екатерине Петруниной.
«Я счастлива, что родилась в великой стране и разделила со своим народом в минувшей войне горечь многих потерь и счастье Победы. 9 Мая всегда будет святым днём, это для меня особый праздник. Наш человеческий долг – всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне»,- добавила ветеран.
Мирная жизнь…

Наступила мирная жизнь, солдаты начали возвращаться домой. Никто не тешил себя надеждами на лёгкую, беззаботную жизнь — зная, что, придя домой ,можно и вовсе не найти своего дома или хуже - не застать своих родных…
«Вернувшись, домой, идти мне было некуда. Квартира наша была занята другими, моих родителей оправили куда-то в Запорожскую область…» 
По возвращении домой у сержанта Петруниной началась уже мирная биография. Медицинской сестре нужно было реализовать себя в какой-то профессии. До 1946 года Екатерина Петрунина работала судоисполнителем в суде, девушка понимала – нужно  учиться дальше, ведь за спиной у нее была восьмилетка и годы войны. Руководитель ее отправлял в Ворошиловград на учебу, но девушка поняла, что это не ее. И снова вернулась в медицину.
«После суда я поступила на работу в спецгоспиталь, который был расположен в школе №3, там проработала четыре года медицинской сестрой, потом госпиталь закрыли. И я пошла работать в городскую больницу»,- рассказала Петрунина.  
37 лет ветеран Великой Отечественной проработала в непростом отделении и с непростыми больными. Работала Екатерина Петрунина в тубдиспансере медсестрой. Из этого отделения и на пенсию перешла. За свой труд имеет похвальные грамоты, благодарности и является ветераном труда.
И сегодня, в свои 95, Екатерина Петрунина сохраняет силу своего боевого духа. Ветерану трудно передвигаться – ходит с помощью трости, сидит, опираясь на подушечку - но всегда рада гостям. И когда ветеран рассказывает о войне, она снова становится той бесстрашной семнадцатилетней девчонкой, которая спасала советских солдат.
Я потихонечку спросила о детях…
 - Был …, - просто и тихо ответила Екатерина Николаевна.

И напоследок…

Май кружит наши головы, приближая самый значимый для нас праздник – День Победы. Прощаясь с Екатериной Николаевной, мы пожелали ей огромного здоровья, долгих лет жизни, выразили благодарность за ее подвиги во имя Мира на Земле и поздравили с наступающим Днем Великой Победы!
Мы помним наших ветеранов.
От чистого сердца скажем: «Большое спасибо за жизнь…»