Никакие политические события не смогут разрушить связи луганских и российских ученых


«Связи с учеными Российской Федерации нарабатывались на протяжении сотни лет. И никакие военные действия, никакие политические события не смогут разрушить эти связи». Так считает проректор по научной работе Луганского национального университета (ЛНУ) имени Владимира Даля, доктор технических наук, профессор Владимир Витренко. В преддверии Дня российской науки, который отмечается 8 февраля, луганский ученый в своем интервью поделился собственным взглядом на современное научное пространство ЛНР, а также рассказал о сотрудничестве с коллегами из Российской Федерации.

Как повлияли военные действия на состояние науки нашей Республики?
Я считаю, что наука до войны, во время войны и после войны была на высоком уровне и будет на этом уровне. И неважно, где живут эти научные работники – на Украине, в России, ЛНР, ДНР. Наука – международная, интернациональная, она не должна касаться политики. И люди, которые пришли в науку, наверно с полной ответственностью выкладываются и делают свою работу. Я думаю, ничего не изменилось. Конечно, появилось множество сложностей, а качество науки не упало.
Как ситуация с кадровым потенциалом для научной сферы?
В 2014 году, конечно, было очень тяжелое положение по кадрам. С 2015 года стали работать специализированные ученые советы в Донецкой Народной Республике. В Донецкой Народной Республике сейчас работает 21 совет. Многие наши профессора, ведущие профессора нашего вуза работают в этих советах и защищают своих аспирантов и докторантов. Работа наладилась. Сейчас несколько интересных диссертационных работ мы сдали в диссертационные советы Донецка. Кроме того, в прошлом году один наш соискатель, Доценко Виктор Викторович, защитил докторскую диссертацию в Ростове. Его руководитель – Кривоколыско Сергей Геннадьевич. Наш декан с Краснодона (Краснодонский факультет инженерии и менеджмента ЛНУ – прим.), Панайотов Константин Константинович, защитил кандидатскую диссертацию в Волгограде. Также в Волгограде защитилась наша соискательница Макаришина Юлия Игоревна. То есть, защиты пошли, и научный потенциал начинает развиваться, кадровый состав меняется в лучшую сторону. Мы планируем в этом году открыть четыре специализированных ученых совета. Это один совет по техническим наукам, один совет по юридическим, по философским и экономическим наукам.
Как обстоят дела с материально-технической базой для научных исследований в ЛНУ имени Даля?
Техническая оснащенность мало изменилась за время военных действий. Конечно, на некоторых кафедрах есть современные приборы, современное оборудование, на котором можно проводить очень качественные научные исследования. Также у нас есть филиалы кафедр на некоторых заводах нашей Республики. Естественно, эти заводы имеют хорошее высококлассное оборудование. Мы обучаем там студентов, и они нам позволяют проводить научные эксперименты на их оборудовании. Я думаю, то это – правильный путь выхода из ситуации, которая сложилась в наше время.
Молодёжь сейчас заинтересована заниматься наукой?
Многие наши молодые люди, которым 18-20 лет, они рассуждают, как взрослые люди, и приоритетом в их жизни является становление нашей Республики. Очень многие из них воюют. Поэтому наука немного отошла на второй план. Но, я думаю, что со временем они будут проявлять интерес в этой сфере, потому что они стали зрелыми людьми. В 2016 году 2170 студентов принимали активное участие в различных формах научно-исследовательской работы. По результатам их научной деятельности мы опубликовали более 1000 работ. 45 научных работ мы отправили на различные международные и республиканские конкурсы. Осенью прошлого года мы проводили конкурс студенческих инвестиционных бизнес-проектов. В этом конкурсе участвовало 45 работ, 10 работ мы признали лучшими и отправили их в Министерство экономического развития и Министерство финансов.
Как происходит сотрудничество с российскими учеными? Оказывает ли братское государство поддержку?
Связи с учеными Российской Федерации нарабатывались на протяжении сотни лет. И никакие военные действия, никакие политические события не могут разрушить эти связи. Мы как работали с россиянами, так и работаем. Более того, россияне стали относиться к нам с пониманием нашей тяжелой социально-экономической ситуации: бесплатно печатают наши статьи, учебники. Мы договорились с Крымским федеральным университетом о публикации наших работ у них абсолютно бесплатно. Наши студенты защищают дипломные проекты также бесплатно. Я считаю, что сотрудничество с Россией у нас сейчас находится на высоком уровне. В прошлом году мы провели 20 научных конференций, в том числе 16 международных, которые проходили, как правило, на территории Российской Федерации. В этом году мы также будем проводить такие конференции. Кроме того, мы расширяем географию наших связей. Мы проводили в прошлом году первую конференцию в Абхазии, проводили конференцию в Белоруссии. То есть, постепенно научные контакты развиваются. Представители Российской Федерации принимают участие во всех конференциях, которые мы проводим в нашем вузе. Кроме того, представителей России мы будем вводить в ученые советы нашего вуза. Также россияне работают в ученых советах Донецкой Народной Республики. Роль российских ученых была высокой и она неизменна.
Более 1000 наших студентов в прошлом году защитились в Российской Федерации. Преподаватели, ведущие профессора российских вузов, являлись научными руководителями наших дипломных проектов. В личных беседах с этими профессорами мы пришли к общему мнению, что уровень подготовки наших студентов и уровень и качество наших магистерских и бакалаврских дипломных проектов ничем не уступает аналогичным работам, которые они делают в своих вузах. В данный момент публикация студенческих научных работ в различных научных изданиях, в том числе российских, обязательна. Для того, чтобы студент защитил магистерскую дипломную работу, он должен опубликовать две статьи. Естественно, россияне нам помогают печатать эти работы в своих передовых научных изданиях. Структура дипломных проектов точно такая же в нашем вузе, как и структура дипломных проектов в РФ. Поэтому никаких сложностей при защите этих дипломов в Российской Федерации у нас нет.
Сотрудничают ли наши ученые с российскими научно-исследовательскими институтами (НИИ)?
Наши ученые могут защищать свои диссертации в российских НИИ. Как правило, 80, а может и 90 процентов ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, находятся в высших учебных заведениях и, как правило, большинство наших сотрудников защищают свои работы именно в высших учебных заведениях. Частично наши ученые защищаются и в научно-исследовательских университетах. Вот одного нашего коллегу, профессора Кривоколыско Сергея Геннадьевича, президиум Российской академии наук (РАН) назначил экспертом РАН.
А что это значит, поясните, пожалуйста.
Он может оценивать с самой высокой точки зрения все научные исследования, научные работы, которые проводятся в Российской Федерации. Это очень высокое достижение. Мало ученых работают экспертами, особенно в РАН. Для того, чтоб стать академиком или член-корреспондентом какой-то академии наук, надо находиться на территории этого государства. Если бы мы жили в Российской Федерации, многие ученые могли бы баллотироваться в академики и член-корреспонденты. До войны у нас была академия наук (Национальная академия наук Украины – прим.). В данный момент ведутся работы по созданию академии наук Луганской Народной Республики. Подготовлен пакет документов, и, я думаю, что может быть, даже в этом году у нас в Луганске будет работать академия наук.
В преддверии Дня науки, что бы Вы хотели пожелать коллегам из России?
Прежде всего, хотелось бы пожелать творческого долголетия, здоровья. Прекрасных и умных учеников. Ученикам – мудрых наставников. И как можно плодотворнее и теснее работать с нами.