Стучи, кузнечный молот, стучи!



          До войны именно на завод «Центрокуз» (единственное оставшееся после закрытия шахт бюджетообразующее предприятие) делалась ставка по переформатированию экономики города, сориентированной ранее только на развитие угольной отрасли. Хотя, стоит отметить, что ситуация на заводе не всегда отличалась стабильностью: были периоды подъёмов, были и стадии спадов. Но полоса большой остановки и испытаний множеством проблем началась здесь с началом военных действий. При этом нужно отдать должное и прежнему руководству завода, и нынешнему за то, что потенциал завода, а также его социальная сфера, были сохранены, разрушения, появившиеся в результате жёстких обстрелов киевских силовиков в первые годы войны, восстановлены. Сберегли и тот костяк коллектива, который здесь был, и начали в режиме неполной загрузки производственных мощностей работать.
         О том, как это удалось, нынешних проблемах предприятия и путях их решения, судьбе его социальной сферы и будущности завода в связи с программой экономического развития Луганской Народной Республики интервью главного редактора «Редакции «Информационный вестник» Ольги Степановой с директором завода «Центрокуз» Александром Вайсманом.   
– Александр Владимирович, сегодня наш завод работает, хотя и не на полную мощность. С устранением разрушений, которые были нанесены украинскими карателями, вы сегодня справились своими силами?
– Да, практически всё восстановлено. Есть, конечно, ещё проблемы – это  ремонт оборудования. Эти четыре года показали, что всё-таки необходим ремонт оборудования. Ведь все средства технологического оснащения (материалы и заготовки, машины, прессы, станки и т. д.) простояли в разных погодных условиях. Для этого нужны руки. Тех людей, которых нам удалось привлечь сюда всеми правдами и неправдами, стараемся сохранить, чтобы они не уехали в поисках работы. Предприятие еще пока нестабильно работает, от случая к случаю. Мы не можем взять их на постоянной основе работать. Мы оформляем по гражданско-правовым договорам, что с выплатой зарплат обязательно. И я сам такой. Для нас нет работы моя и не моя. Мы все работаем на этом заводе.
Многостаночники вы, получается?
– Наверное. Мы сами здесь и кровли крыли, поликарбоном зашивали. Это еще Владимир Яковлевич Величко был. Как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»  - я имею в виду обстрелы Украины.
Первые самолеты украинских военно-воздушных сил залетели сразу к вам.
– Все стекла посыпались. На те остатки средств, которые были еще на старых украинских счетах, был приобретен поликарбон. Сейчас цеха зашиты поликарбоном. Пока у нас не понятная ситуация с поставщиками и с заказчиками. Хотя с поставщиками металлопроката всё понятно: плати - и будут поставлять. Вот именно со стороны тех, кто заказывал у нас продукцию, пока тишина. Но опять же, министр промышленности и торговли Республики Дмитрий  Викторович  Божич на встрече сказал, что этот вопрос решается. Снова будет нулевая процентная ставка на вывоз продукции, но в том числе и нашей на территорию Российской Федерации. Ну, и сейчас настало то время, когда мы до морозов попытаемся по максимуму выполнить ремонт тех линий, которые нам необходимы для производства горячих штамповок.
– Спасибо. Александр Владимирович, я знаю, что 2014-й  год Вы здесь были вместе с бывшим директором завода Владимиром Яковлевичем Величко. Мне кажется, он достойную себе смену подготовил. Расскажите, пожалуйста, как Вы начинали свой путь на заводе? Ваши первые шаги на Центрокузе?
– Слесарем-инструментальщиком 4-го разряда. Я пришел с завода порошковой металлургии. 5-й разряд получал уже здесь, и так постепенно обрастал профессиями и специальностями. Образование получил заочно в Луганске, но к тому времени, когда я уже второй раз поступил, на заочное отделение, я четко представлял, что это моё. После школы  у меня была попытка поступления на «технологию машиностроения». А потом уже сознательно пошёл на «металлорежущие станки и системы». К этому времени у меня уже был опыт слесаря-инструментальщика, был опыт создания деревообрабатывающих станков.
– Конечно, Вы росли в профессионализме, а ведь к работе в военное время наших людей никто не готовил?
– Конечно. Никто не готовил. С 90-х годов минувшего века считали, враги как бы отпали сами собой. Мир изменился - и все будут  стараться не столько   воевать, сколько добиваться экономического благосостояния. И тогда, это ни для кого не секрет, даже из школьных программ был убран такой предмет как гражданская оборона. Никто уже никого не готовил…Не готовились к тому, что когда-то это может случиться. То, что сейчас происходит, что допустила Украина, - это гражданская война, последствия которой будут отражаться ещё ни на одном поколении. Это самое страшное.
- Я знаю, что еще и в мирное время патриотизм ваших работников был очень высок. Хотя завод тоже штормило – то он работал один день в неделю, то три, пять. Молоты завода, словно сердце города: если стучат – значит город жив. И, тем не менее, даже в самое трудное время вы свою социальную сферу поддерживали. Это детский сад, это ваши теплицы,  ваши столовые. Вот скажите, сегодня ваши люди, что работали на заводе и его социальных объектах, до сих пор преданы своему предприятию?
-  Бывшие работники детсада частично перешли в детсад №4. Пообещать им,  что завтра заводской детсад заработает, я не могу. Но, как можем, мы его поддерживаем. Надеемся на то, что как только завод заработает - и возобновится работа детского сада. С теплицами вопрос гораздо сложнее. При обстрелах остекление пострадало очень сильно, а квадратный метр стекла обычного оконного (толщина 4 мм) зашкаливает за 500 рублей. Поэтому вопрос по теплицам пока не решается. Сегодня в первую очередь мы думаем о предприятии. Заработает завод - тогда можно будет говорить о социальной сфере, теплицах и столовой. Нужно выйти хотя бы на 70% стабильной работы.
– Александр Владимирович, скажите пожалуйста, а сколько человек сейчас работает на Вашем предприятии? И каким видом деятельности они занимаются?
  В штате 29 человек. Это управление, руководители подразделений. Но также у нас есть в штате и кузнецы – штамповщики и ремонтники, это энергообеспечение. Люди, которые постоянно ведут контроль на нашей  городской подстанции. Так как там серьезное оборудование, это должны быть аттестованные люди, со специальными допусками, которые поддерживают не только наше предприятие, но и городской водозаборный узел.
– Получается, что «Центрокуз» является не только сердцем города, а и его водной артерией. А ещё вы даёте электроэнергию на наш основной водозаборный узел.
– Ну, не совсем так. Согласно законам Республики основной поставщик электроэнергии – ООО «ЛЭС». Мы лишь трансформируем и обеспечиваем, скажем так, регулярную передачу этой электроэнергии.
– А кто платит за электроэнергию?
– Обслуживание этой высоковольтной линии 110 кВ  - проблема нашего предприятия.
– Это даже не милосердие с Вашей стороны, а гораздо больше. Ведь предприятию сегодня нелегко. Но ситуация сегодня такова, что, если вы эту линию отсоедините, очень тяжело будет городу. Александр Владимирович, ещё хочу Вас спросить: сегодня производство не в полном объеме начало работать, а, если будет развиваться, вам нужно будет  много воды?
– Надеемся, что в этом вопросе будут подвижки. Возможно, откроют ветку с Лисичанского водозабора - тысячку. Эта магистраль – не лучший вариант, так как она проходит по линии разграничения и там не всегда можно провести работы, но, тем не менее, надеемся, что  будет  получше. Сейчас радует хотя бы то, что мы набрали свои резервуары. Я вспоминаю: тут работы в суточном режиме, тут мы штампуем  - и одновременно следим за уровнем воды в основных камерах, чтобы не опустилась ниже допустимого. Радует, что хотя бы набрались - и не хватануло воздух, иначе это смерть машинам, смерть  компрессорам.  Сейчас мы набрали - и какие-то объемы воды у нас есть. Были, конечно, и сложные ситуации  - обращались и к нашим соседям МЧС, они подвозили своей техникой воду, сами добирали. Всякое было…
– Ну, молодцы. Я хочу сказать, наши украинские соседи понимают вашу важность. Поэтому к вам такое «внимание» - не единожды были обстрелы, от которых страдал завод «Центрокуз». Но знают также и вашу стойкость. Сегодня приятно у вас здесь находиться. В помещении тепло, отопление работает. И окна все застеклены. Мы желаем Вам мира, удачи и процветания!