Николай Шаповалов: «Шагнувши в бессмертие»




ВАХТА ПАМЯТИ
Очень часто в повседневной рутине мы забываем о тех, кто рядом и о тех, кого, к сожалению, с нами нет. Историческая вспышка, внезапно озаряя сознание, заставляет нас копаться в памяти, перечитывать исторические книги и искать ответы, на самые загадочные вопросы. Одной из таких исторических загадок является Великая Отечественная война. Многое ещё покрыто бархатной пылью седых времён. Сотни тысяч людей не вернулись с боевых заданий, многие из них и по сей день считаются пропавшими без вести. Среди них – советские летчики, защищавшие Родину в небе. Судьбы экипажей, не вернувшихся на землю, устанавливают активисты поисковых отрядов.
Да, Советский Союз распался исторически, но среди объединений людей – никогда. В России существует огромная структура авиапоиска. Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», которые занимаются поиском пропавших самолетов. Немаловажное значение в установлении личностей погибших имеет отряд «Военная археология». Именно благодаря слаженной работе удалось установить личность очередного солдата советской армии, навсегда «шагнувшего в бессмертие» и передать на Родину его личные вещи, с которыми он отправился в последний полёт.
Винт подачи и состыковка для пулемётной ленты; часть турели, на которой был механизм поворота пулемета УБТ 12.7 мм; кусочек кожи лётного шлемофона; часть парашютной системы; клапан с карбюратора; вкладыш с двигателя; обгорелые желтые страницы красноармейской и записной книжки; глина с места падения самолета: всё это займёт достойное место в Кировском городском историко-художественном музее.

РАБОТА ПОИСКОВИКОВ
Кропотливая работа поисковиков проводилась в течение двух лет –  с 2016 по 2018 год. Останки погибшего экипажа и обломки самолёта Пе-2 (в Военно-воздушных силах СССР – прозвище «Пешка) были обнаружены и подняты в ходе международной Вахты Памяти.

6,5 тонн металла лежат в земле не глубоко. Но есть детали самолета, которые без специальной техники поднять невозможно. При проведении экспертизы и аналитической работы (просейка грунта, поиск останков, номеров, архивные исследования по опознанию, выписка – прим.) группой специалистов по авиапоиску из разных стран удалось установить данные по погибшему экипажу 21 декабря 1944 года.
В состав экипажа самолета Пе-2 №15\273, М-105пф №№ 34-3635, (34-3268) входили три человека: Ямщиков Василий Иванович, Куряев Александр Павлович, Шаповалов Николай Егорович.

Старший лейтенант, командир звена 373 Бомбардировочный Авиационный Полк 188 Бомбардировочная Авиационная Рижская Дивизия Ямщиков Василий Иванович, 1919 года рождения. Уроженец деревни Куликово Исетского района Омской области. В ряды советской армии был призван в 1939 году Тюменским РВКа Омской области. По архивным сведениям Ямщиков выпрыгнул с парашютом и попал в плен 26 декабря 1944 года. Был освобожден 24 февраля 1945 года, остался жив. На данный момент его поиски продолжаются.
Лейтенант, штурман звена 373 Бомбардировочный Авиационный Полк 188 Бомбардировочной Авиационной Рижской Дивизии Куряев Александр Павлович, 1923 года рождения. Уроженец Тамбовской области, Гавриловский сельсовет, 2-я Гавриловка. Был призван Гавриловским РВКа города Саратова в 1940 году. 21 декабря 1944 года не вернулся с боевого задания.
Останки третьего члена экипажа самолета Пе-2 воздушного стрелка-радиста удалось не только идентифицировать, но и найти родственников. Им оказался наш земляк, младший сержант Шаповалов Николай Егорович, 1923 года рождения. Уроженец села рудник Голубовка Серговского района Ворошиловградской области. На службу призвался Кагановичским РВКа, Украинской ССР, Ворошиловградской области. 21 декабря 1944 года не вернулся с боевого задания.
Представителям поискового движения удалось установить, что советская «Пешка» была сбита немецкой истребительной авиацией 21 декабря 1944 в районе Курсиши. Место падения и обнаружения самолёта: 11 км юго-западней города Салдус; 8,5 км северо-восточней поселка Пампали в Латвии.
Советский бомбардировщик в 14:20 при отходе от цели был атакован двумя истребителями Фокке-Вульф. Германские самолеты нанесли удар справа и слева с дистанции 800 метров на высоте 1700 метров. По докладу экипажей самолет был подбит и дымящий со снижением упал на территории противника.
Двое из экипажа погибли – штурман звена Александр Куряев и стрелок-радист Николай Шаповалов. Несмотря на то, что личность погибших удалось идентифицировать, останки солдат оказались неразделимы. Если самолет падает свечой, то всё складывается гармошкой. При таком падении разобрать или найти целые части экипажа невозможно.

«КУРЛЯНДСКИЙ КОТЁЛ»
В 1944-м западная часть Латвии, исторически известная как Курляндия, оставалась под оккупацией германских войск. Остатки группы армий «Север» оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии Тукумс – Лиепая. Именно тогда сложился «Курляндский котел».
Через порты Лиепая и Вентспилс осуществлялась коммуникация с остальной Германией. Армейская группировка немцев держалась в районе 250 тысяч солдат и офицеров, разделенных на две армии. Общее командование курляндской группировкой осуществлял Карл Август Гильперт. С точки зрения немецкого командования Курляндский котел представлял собой плацдарм. Линия соприкосновения советско-германских войск (с 18 октября 1944 года – прим.) проходила по черте Тукумс-Лиепая и составляла 200 км.
Известно о пяти серьёзных попытках наступления советских войск с целью ликвидации Курляндской группировки. Третья попытка пробить линию фронта была предпринята с 21 по 25 декабря 1944 года. Острие удара советских войск приходилось на город Лиепаю. По сообщениям немецкой стороны, советская сторона в январе в Курляндии потеряла до 40 тысяч солдат и 541 танк. К моменту капитуляции Германии, в «котле» находилось около 250 тысяч немецких солдат и офицеров. Площадь Курляндского котла составляла 15 тысяч кв.км.
Можно предположить, что кировчанин Николай Шаповалов участвовал в воздушной битве за «Курляндский котёл». Ведь именно 21 декабря 1944, выполняя боевую задачу, 373-й бомбардировочный авиационный полк осуществлял бомбовый удар с горизонтального полета одной группой по цели – населенному пункту Эваржи, и двумя группами с пикирования по цели – населенному пункту Стрики в Латвии (территория Курляндии – прим.).

ПОМНИТЬ ВСЕГДА
Единственная близкая родственница погибшего радиста-стрелка – его племянница Петрушкина Раиса Абрамовна. Несмотря на то, что ей самой на тот момент было восемь лет, она хорошо помнит, как провожали дядю на фронт, и помнит на его плечах большой рюкзак. Она говорит, что мать погибшего ждала его всю жизнь, ведь даже похоронки на его имя не было. Женщина жалеет, что не сохранилось ни одной фотографии дяди.
«У бабушки на стене всегда висел его портрет, а когда флигель, где они жили, сносили, так фотография и затерялась», – говорит женщина.
Раиса Абрамовна признаётся, что весть о находке поисковиков буквально «выбила землю из-под ног». Женщина не спала всю ночь, вспоминала детство, размышляла. Ведь она и подумать не могла, что спустя 75 лет узнает правду о дядиной судьбе.
«Мы всё время с мамой и бабушкой ждали телеграмму от Коли. Мы надеялись, что он живой. Меня пробивают слёзы, мурашки по коже. Мы его ждали, да так и не дождались. А теперь это уже история. Мы узнали, что с ним случилось, как и где он погиб. Мы будем его помнить», – поделилась эмоциями Раиса Петрушкина.

НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЯ
Решением наградной комиссии Благотворительного военно-патриотического фонда «Застава Ильи Муромца» Общероссийской общественной организации по увековечиванию памяти о погибших защитниках Отечества «Поиск» младший сержант Шаповалов Николай Егорович  был награждён посмертно медалью «Шагнувши в бессмертие».


Посмертную медаль на имя погибшего лётчика его племяннице Раисе Абрамовне Петрушкиной вручила лично Депутат Народного Совета ЛНР Светлана Гизай. Для неё это особо важно и ценно.
 «С 2014 года я была в общественной организации патриотического объединения «Каскад», которое занималось поиском и перезахоронением без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны. Наша организация участвовала в международных Вахтах Памяти. До сих пор мы поддерживаем связи со всеми поисковиками. Многие знают, что организацию («Каскад» – прим.) возглавлял мой муж Александр Гизай, который погиб 2 июня 2014 года (во время авианалёта на Луганскую облгосадминистрацию – прим.). Поэтому мне очень почётно передать документы семье погибшего в годы Великой Отечественной войны. Тогда был наш общий Советский союз. Это наш советский воин», – отметила Депутат Народного Совета ЛНР.
«Что касается передачи в музей, то это ценнейшие экспонаты, которые должны все увидеть. Что именно наши люди стойко и мужественно защищали весь Советский Союз», – добавила Светлана Гизай.
«Когда работают поисковики и находят документы, это самое ценное и высшее. Это победа. Найден человек и он возвращен, из безымянных он приобретает имя. 75 лет прошло, а возвращается только сейчас. Каждый найденный солдат для поисковиков это просто удача. Это редкостное и уникальное событие в плане того, что есть вещи, восстановлено имя и найдены родственники. Обычно долгие поиски не приводят к нахождению именно родственников. Спасибо всем, кто откликается и помогает возвращать из небытия наших солдат», – подчеркнула Депутат Народного Совета ЛНР и добавила, что установить родственников погибшего летчика удалось благодаря главе администрации города Кировска Геннадию Карцеву, с чьей помощью это получилось.
Директор Кировского историко-художественного музея Ирина Бавыка подчеркнула, что работу по сохранению памяти о Великой Отечественной войне и подвиге советского солдата музей проводит постоянно. Она отметила, что до сих пор есть советские солдаты, пропавшие без вести.
 «Благодаря людям, которые занимаются поиском советских самолётов, которые были сбиты и считались без вести пропавшими, мы сегодня увековечили в истории имя нашего земляка», – сказала Ирина Бавыка. Она добавила, что в городском музее будет оформлена экспозиция, с которой смогут ознакомиться все желающие.
Останки нашего земляка Николая Егоровича Шаповалова будут перезахоронены в Латвии. Оригиналы переданных экспонатов будут храниться в Кировском историко-художественном музее, а копии в Луганском краеведческом.
Люди говорят, что солдат умирает дважды. Первый раз, когда погибает, а второй – когда умирает память о нём. Нужно жить, сверяя свои поступки с той ценой, которую отдали наши деды и прадеды, те, кого мы помним и поминаем. И наши воспоминания звучат как молитва, ведь даже оттуда – сверху, они нам помогают.

PS. Редакция «Информационный вестник» благодарит участников проекта «Небо Родины» за взаимодействие и информационную поддержку.
Александр ПОНОМАРЁВ