… Мой второй дом, в котором мой кусочек сердца

Филология – особый удивительный мир, интересный и сказочный, доступный не для каждого. По определению, это - совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, а попросту – родной язык и литература, являющиеся национальным достоянием нашей страны. Каждый из нас знает свой язык, но только филолог может профессионально облачить в красивую речь наши простонародные высказывания. Филология является и отражением культуры общества, и основой для многих гуманитарных наук. Наша героиня – филолог с большой буквы, настоящий профессионал, и просто обаятельная миловидная женщина – Бардина Валентина Андреевна. Кировскому транспортному техникуму, где она работает преподавателем, Валентина Андреевна посвятила 40 лет своей жизни.




 «Интеллигентное» детство 
«У нас был большой просторный дом. Родители мои были простыми людьми, но мама была очень мудрой, как чувствовала, что детей необходимо воспитывать дополнительно к домашнему воспитанию, - начинает рассказ Валентина Андреевна. – Помню, как она, за мизерную плату, брала квартирантов. Люди эти были из бывших студентов, окончивших ВУЗы, им необходимо было отработать определенное время. Для меня люди того времени были настоящими интеллигентами. Сначала, помню, у нас жила врач. Кстати, остались воспоминания о том, что я часто в детстве болела… И потом, учась во втором-третьем классах, я спрашивала маму, почему она меня не отдала, ведь врач-квартирантка очень просила: «Отдайте мне Валечку, чтобы она была моей дочечкой», на что мама удивленно отвечала: «Да ты что, доченька? Я бы всю свою жизнь казнила себя, что свою дочь отдала чужому человеку». После врача были воспитатели детских садов, потом – учителя младших классов, потом – средних и старших классов. Вот так, вся прослойка интеллигенции».
Эти люди повлияли на воспитание и мировоззрение маленькой Вали, они помогали в обучении знаниям и грамотности. Безусловно, воспитатели и учителя способствовали выбору будущей профессии. Девочка сначала мечтала быть воспитателем детского сада, а потом решила стать учителем. Со школы Валентина увлекалась филологическими и другими гуманитарными науками. По истории, литературе, русскому языку у неё были только пятерки. «Вообще, мне, наверное, повезло – моей первой учительницей была Козынко Нина Фёдоровна, - вспоминает Валентина Андреевна. - А, как известно, от первого учителя зависит практически всё. Она научила нас выразительно читать, буквально влюбила в литературу, руководила школьным детским театром, где я всегда принимала активное участие и была в главных ролях. Я играла в разных пьесах и имела большой успех на школьной сцене, а в старших классах я полюбила заучивать отрывки и читала их наизусть. Помню, в десятом классе, я читала со сцены отрывок из «Вешних вод» Тургенева Ивана Сергеевича, в зале присутствовали ученики 8-10 классов, учителя, и все аплодировали мне стоя».
С благодарностью о школьных годах
Училась Валентина в школе №3, её класс был одним из лучших, очень сильным – было много отличников и хорошистов. К концу обучения среди ребят провели опрос – кто и куда будет поступать, и, поскольку, почти все учились хорошо, то и решили поступать в институты, а Валя сказала, что будет учиться в Донецком государственном университете, после чего на неё посматривали с интересом – вот, мол, куда надумала. И, действительно, хорошо сдав экзамены, она поступила в университет, куда и мечтала. «Помню, Алла Николаевна Моспанова (Почетный гражданин города Кировска, главный редактор городской газеты «Рабочее слово» в 1967-1975 годах, с 1976 года секретарь горкома партии, 3-й секретарь Городского комитета Коммунистической партии Украины, генеральный директор Луганского областного радио и телевидения - примечание) была у меня некоторое время учителем русского языка и литературы, в 5-6 классах, и я очень ей за это благодарна, - рассказывает Валентина Андреевна. - Она много работала с нами по культуре речи. Придёт и говорит: «Мы сегодня будем выразительно читать», мы открывали книги – и все на «г», красиво и выразительно читали. Я очень любила её уроки по русскому языку и литературе. Вообще, состав учителей, в нашей третьей школе, был сильным. Мне повезло с учителями. Когда, при поступлении, я сдавала историю в университете, преподаватель поинтересовался, откуда я такая приехала, где я училась? И услышав, что я из глубинки, удивился, что у меня такие хорошие знания».

Светлые годы студенчества
«В университете я училась хорошо и с удовольствием. На первом курсе нам преподавали русский язык и культуру речи. Преподаватель, Ярмак Иван Иванович, был сам из Ленинграда, о чем мы сначала не знали. Ленинград, как известно, сам город особый и особой культуры. И вот, когда на первой сессии я пришла сдавать преподавателю экзамен, он выслушал и говорит: «Конечно, пять!». Я была одной из лучших студенток на курсе. Помню, как Иван Иванович говорил мне, что одну из моих курсовых работ он читал всю ночь, настолько безукоризненно она была написана. Этот преподаватель вел у нас спецкурс, и я должна была защищать у него дипломную работу, но не получилось, как загадывали, - с сожалением вспоминает Валентина Андреевна. -  Вскоре у него случился конфликт на кафедре, и он уехал в Ленинград. Ярмак предлагал мне перевестись в Ленинградский ВУЗ,  но мое строгое воспитание сыграло свою роль. Я не могла себе даже представить, как я, приехав домой, скажу, что хочу оставить этот университет и уехать в Ленинград, где у меня не было ни родных, ни друзей… Что скажут родители? А что скажут мои родственники в Донецке? Я думала об этом с ужасом. В итоге, я осталась в Донецке».
Были и другие преподаватели, с которыми наша героиня и сейчас поддерживает хорошие дружественные отношения. Одним из любимых преподавателей в университете был Борисенко Виктор Иванович. Девушка вслушивалась во все его лекции, которые были довольно сложными, но интересными. Преподаватель выделял Валентину, как одну из лучших студенток, она и защищалась у него. «Помню, были у нас лекции по латинскому языку. Сейчас я уже, наверное, ничего не смогу прочесть по латыни, а тогда, когда спрашивали, кто будет отвечать, мы, несколько человек, были одни и те же, одни и те же. Старославянский язык читала у нас преподаватель Саркисова. Очень интересной была и как женщина, и как человек. Я на всю жизнь запомнила, когда она вычитала курс и сказала нам: «Кто желает получить три, что не такая уж важная оценка – можете подойти и поставить эту тройку. А кто претендует на четыре и пять – пожалуйста, на экзамен». Я сегодня так же работаю со своими студентами, и так же считаю, что тройка – это не столь важная оценка, если человек присутствовал на занятиях, где-то прослушал, где-то написал какую-то работу - почему бы ему не поставить тройку?», - вспоминает наша героиня.
В университете преподаватели были мастерами своего дела, настоящими профессионалами. У Борисенко Валентина слушала курс «История мировой культуры» с элементами эстетики и признается, что очень много взяла на его лекциях. Валентина Андреевна  рассказывает: «В сравнении с институтами, университеты были хороши тем, что в их стенах изучалось гораздо больше дисциплин, были расширенные и углубленные курсы, и было много предметов, которые не преподавались в педагогических институтах. И дипломы университетские были иными. В дипломе было указано «Филолог, преподаватель». Филолог – это специалист по филологическим наукам, и нам объясняли, что мы стоим на ступеньку выше от студентов, обучающихся в институтах, так как имеем право преподавать в ВУЗах и заниматься научной деятельностью».

Возвращение домой
По окончании университета Валюша вернулась к родителям, в Кировск. На тот момент, старший её брат был в Донецке, младшая сестра думала уезжать в Днепропетровск, старшая сестра, имея высшее железнодорожное образование, осталась после обучения в Донецке. Если бы только Валентина могла знать, что со временем разрушится Советский Союз, однозначно, выбрала бы для дальнейшей жизни Ленинград. И судьба была бы совсем иной… Но здесь, дома, у девушки был молодой человек, за котого она и вышла замуж. «Алла Николаевна Моспанова руководила городской газетой, и я, еще будучи студенткой университета, часто к ней прибегала, - рассказывает Валентина Андреевна. - Она меня учила, как писать статьи, и другому газетному мастерству, мы часто общались, и я начала писать. Мои статьи не раз попадали на полосы областных газет. Позже, в Кировске местной газетой стал руководить Евгений Фёдорович Вербило, который пригласил меня работать в газету, а Алла Николаевна предложила мне пойти поработать в техникум. Будучи филологом, я читала в техникуме русский язык, литературу, атеизм, этику и эстетику. С этого периода, место работы я больше не меняла».

О литературном творчестве… и не только
«У меня довольно богатая творческая биография. И, наверное, можно было бы написать книгу о людях, которых я помню и люблю, вот если бы только кто-то помог, - размышляет Валентина Андреевна. - Есть Андрей Медведенко, с которым у нас была теплая дружба. Но потом он выехал в Луганск. В техникуме мы проводили с ним встречу в честь его 60-летнего юбилея – все студенты были в восторге. Я готовила встречу, студенты читали со сцены его стихи. Он тоже читал свои стихи, много о себе рассказывал, мы брали у него интервью. Студенты подарили Медведенко небольшой подарок – великолепный чайный сервиз, в память о нашей встрече.
Был один эпизод в моей жизни, когда я была в творческой командировке, в городе Ростове, где, непосредственно, познакомилась с одним композитором. Звали его Николай Вибэ. Я присутствовала на его спектакле в театре, наша встреча продлилась до утра, мы  гуляли по улицам Ростова. В конце концов, он написал мне длинное письмо, приложил своё фото. Наша переписка продолжалась и дальше, и однажды он попросил прислать ему мои любимые стихи, пообещав написать к ним музыку. Я заведовала молодежным клубом в Городском Дворце культуры, и мы со студентами проводили встречу с Медведенко. Я попросила разрешения у нашего земляка на один из его стихов, и этот стих был передан композитору для написания песни. Когда песня уже была написана, одна из солисток художественной самодеятельности Кировска исполнила её. Эта песня прозвучала в честь 50-летия Медведенко Андрея Ефимовича на торжественном вечере в Луганске, в котором принимали участие и сотрудники нашей городской библиотеки, они мне и рассказали об этом. Общение с Медведенко – только маленький эпизод из моей жизни. Я очень благодарна Господу за то, что он дарил мне таких замечательных людей и оставил такие красивые воспоминания».

Немного сожаления…
«В городской исполнительный комитет меня приглашали на работу, возглавить отдел культуры, долго уговаривали, но я осталась в техникуме. Честно говоря, теперь немного жалею – нужно было поработать или в культуре, или в газете. Опять-таки, сыграло роль моё воспитание. Когда я обратилась к маме за советом, она очень строго мне ответила, что они по работам никогда не бегали. Одна работа – значит одна. А я иногда в откровенных беседах с близкими друзьями, сетую о том, сколько, все-таки, возможностей у меня было. Строгое домашнее воспитание сыграло отрицательную роль в моем становлении. Нужно было быть более решительной, и совсем другой была бы судьба», - рассказывает Валентина Андреевна.

О втором, любимом доме
В техникуме Валентина Андреевна работает с 1976 года, 2016-й ознаменовался юбилеем – 40-летием работы в учебном заведении. Валентина Андреевна была хорошим классным руководителем. Самая первая её группа была одной из лучших в техникуме, за что они были награждены поездкой в Волгоград. Поездка эта была незабываемой. И с этой группой первого выпуска, они встречались трижды - такого в техникуме не было никогда, вспоминает Бардина. Последняя встреча состоялась накануне войны 2014 года. Преподаватель с бывшими студентами планировали и поездку на море, но это уже не состоялось. На первую встречу ребята привезли в подарок очень красивые часы, из натурального дерева и кожи. Часы и  сейчас висят на выходе из техникума. Встречи были замечательными – шутки, воспоминания… Многие из студентов Валентины Андреевны сегодня занимают руководящие посты, проживают в больших городах. Некоторые переучились на другую специальность. Последний выпуск Валентины Андреевны был в 2001 году, она была классным куратором у «ТОРовцев» (техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта – примечание).
«Техникум – это второй дом, в котором мой кусочек сердца и кусочек души, - с теплотой рассказывает Валентина Андреевна. – Я постоянно была на работе. Дочка моя, пока были живы родители, общалась больше с ними, чем со мной. Перед войной 2014-го меня попросили из Севастопольского университета сделать дипломную работу. Я работала по сонетам (традиционная поэтическая форма, состоящая из 14 строк, образующих 2 четверостишия и 2 трёхстишия - примечание), и решила обратиться в городскую библиотеку, там был хороший запас необходимого материала. А там работала Ирина Подгорная – моя ученица, которая при встрече со мной говорила: «Я по вашим лекциям «Войну и мир» наизусть знаю, а за поэзию столько я от вас слышала всего необычного, трогательного, эксклюзивного! Спасибо Вам!».
Много раз родители студентов говорили мне о том, что в их семьях обо мне дети рассказывали. Это самая высокая оценка, поверьте, выше любых награждений! Вспоминаю, однажды, в Луганске проходил конкурс «Наши знаменитые земляки» по Гринченко и Далю – все учебные заведения Луганской Народной Республики принимали участие. Наш техникум принял участие в номинации «Поэзия» и занял первое место по Далю. По Борису Гринченко мы приняли участие в номинации «Очерк», и также заняли первое место. Я работала индивидуально с одним студентом, который увлекался фотографией. Он не окончил техникум – уехал, но успел со мной поработать на втором курсе. Весной 2016 года я приняла участие в Международной конференции в Луганске по обучению, образованию, воспитанию молодежи. Я довольно успешно там выступила, демонстрировала кое-что на экране, показывала альбом моего студента, все слушали, как завороженные. И, когда подводили итоги, организаторы конференции отметили, что очень рады, что к ним присоединился Кировский техникум».

В работе с малых лет
«Мне нужно работать. Я не могу без работы. Я начала работать, когда мне было неполных 18 лет, - признается Валентина Андреевна. - Прозвенел последний школьный звонок, и брат в Донецке сумел меня «пристроить» так, что я смогла поехать работать на море. Я была даже на специальном семинаре по подготовке старших вожатых. Потом работала на Азовском море воспитателем. Когда приезжали проверяющие, наш «папа» - так мы называли своего начальника, отправлял меня на целый день на море, чтобы меня не видели, так как я была еще несовершеннолетней. И, когда я окончила первый курс университета, и приехала домой, очень просила отправить меня поработать отрядной вожатой. Так я и работала, правда, не в старших возрастных группах, а в младших. Во всех пионерских лагерях я никогда не была отрядной вожатой, я была воспитателем. Лида, начальник лагеря, была для меня кумиром – женщиной, с которой можно было брать пример, каким должен быть воспитатель и учитель. Я её просто обожала, следила за каждым движением, ловила каждое слово. Когда я училась в третьей школе, к нам пришла работать вожатой Вера Павловна Шуева. И тоже стала моим кумиром, я ходила за ней по пятам. Так что, было, у кого поучиться. Работать сейчас сложно, но я воспитала себя в отношении работы – могу сидеть над учебниками днями и ночами».   
Для повышения своей квалификации, Валентина Андреевна в апреле 2015 года окончила курсы в институте последипломного образования и дистанционного обучения Луганского университета имени Тараса Шевченко по специальностям «Русский язык, литература», «Культурология».
Нужно заметить, что наша героиня не только замечательный филолог, но и искусствовед. Ведь всё, что относится к категории «прекрасного», ей близко и понятно. Валентина Андреевна вспоминает случай, когда она приехала в Москву и, чисто случайно, увидела указатель, ведущий к музею Сергея Есенина. Заинтересовавшись, она пошла «по следу», иногда уточняя дорогу у местных жителей. И каково же было её изумление, когда москвичи, удивляясь, спрашивали у неё об этом музее. Люди, прожившие в Москве много лет, не имели о нем понятия. Или её пребывание в Ярославле, где Валентина Андреевна никак не могла насладиться памятниками архитектуры – родственники подшучивали, что ей, кроме музеев и памятников, больше ничего не нужно. А Одесса, подарившая нашей героине массу незабываемых ярких впечатлений! Об этом городе она вспоминает с особой любовью и восторгом.
Валентина Андреевна застенчиво показывает небольшой альбом с откликами и пожеланиями своих студентов. На страницах – отзывы и благодарности юношей и девушек, которые были студентами своего замечательного преподавателя. Сколько благодарных и теплых слов хранят альбомные листы! Студентка Ольга Потапенко благодарит нашу героиню за прекрасные и очень содержательные лекции по культурологии: «Валентина Андреевна, Вы очень интересно объясняете материал, вкладывая в него частичку своей души. Спасибо, что Вы несёте доброе, светлое, мудрое в наши сердца!».
Сотрудники Валентины Андреевны также отзываются о ней приветливо, с добрыми словами. Костомарова Лариса Васильевна работает в Кировском транспортном техникуме преподавателем высшей категории общеобразовательных дисциплин и знает Валентину Бардину с 1976 года. Вот что она говорит: «Валентина Андреевна – человек доброй, светлой души, отзывчивая, легкоранимая. Имея хорошее образование, она методически грамотно проводит уроки, дополняя учебный материал интересной информацией, взятой из классической и научно-популярной литературы. Она принимала участие в областных семинарах и научно-методических конференциях, где всегда отличалась высокой эрудицией, никогда не оставалась незамеченной. Подготовленные Валентиной Бардиной студенты занимали призовые места на различных конкурсах и мероприятиях, а сама она на своем уровне достойно защищает честь родного техникума».
Это большая трагедия…
О войне 2014 года Валентина Андреевна вспоминает с тревогой и болью. В это время Луганск объявил конкурс стихотворений «Незабудка» и преподаватель со студентами приняли в нем участие. В городской газете есть статья и интервью об этом конкурсе. «Это большая трагедия... Когда сильно бомбили, наш пятиэтажный дом вздрагивал, и у меня мелькала мысль, что мы все в нём погибнем, - вспоминает Валентина Андреевна. - Перед нашими окнами была воронка от разорвавшейся мины, стекла из окон все посыпались, и вот, только этой весной, их восстановили. Поначалу мы сбегали вниз, в подвалы, а потом уже не стали выходить. Город был без света в целях светомаскировки, ночью начиналась тревога – обстрелы, мы выходили в прихожую, подальше от стекол, и ожидали. Моя дочь работала с исполкоме, начальником экономического отдела, была уважаемым человеком. Зять работал в Стахановской ВГСЧ, командиром звена. Выехали. Сейчас они в Москве, я очень переживаю. Мы начали делать ремонты в квартирах, не успели, все так и осталось. Больно смотреть на все это… А когда слышишь, что были жертвы, и ребята – студенты нашего техникума погибли в первый год войны, мы были просто в страшном шоке. И, принимая участие в конкурсе, мы читали глубокие стихи в память о погибших на этой войне. Переживаю очень я и за родственников, находящихся в Донецке – они живут недалеко от аэропорта».
Но жизнь продолжается! В техникум приходят новые студенты, проводятся новые конкурсы и мероприятия, выходят в свет новые повести и рассказы. Но опыт – жизненный и профессиональный – бесценен. Это кладезь мудрости и интересного приключения под названием «жизнь». От души хочется поздравить нашу героиню, пусть с прошедшим, но её праздником – Днем рождения, и пожелать самого светлого, доброго, прекрасного и неповторимого, без чего, собственно, и не состоялась бы её такая замечательная судьба.
Обращаясь к читателям, Валентина Бардина хочет пожелать им в работе и жизни надежды, веры, любви и терпения!
… Звёзды меркнут, но одна звезда
По имени «любовь», всегда-всегда
Обязана гореть на небосводе!
И, чтоб любви не таяла звезда,
Исполнитесь возвышенным искусством:

Не позволяйте выдыхаться чувствам!