Александр Горшков: «Футбол и тренерская работа - это смысл моей жизни, и я хочу продолжать работать…»







Александр Горшков занимался футболом с 14 лет. Тренировался в футбольной школе города Кировска, затем в футбольной школе города Стаханов, тренер Александр Николаевич Новиков.
Привлекался в состав сборной России и сборной Украины.
Выступал за петербургский «Зенит», в 253 играх забил 30 голов. В 2007 году, когда «Зенит» стал чемпионом России, Горшков установил рекорд, став самым возрастным чемпионом за историю проведения чемпионата — на момент окончания чемпионата ему было около 38 лет, а также первым футболистом (вместе с Малафеевым), выигравшим в составе «Зенита» и кубок, и чемпионат.
1 мая 2008 года вышел в стартовом составе в полуфинальном матче кубка УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций - примечание) против немецкого клуба «Бавария». 38-летний ветеран сыграл свой последний матч перед трибунами стадиона «Петровский», матч закончился со счётом 4:0. Последний матч в профессиональной карьере сыграл 6 августа 2008 в 1/16 финала кубка России 2008/2009 против «Сибири», выступавшей в первом дивизионе. «Зенит» потерпел поражение со счетом 0:1 и покинул турнир.
12 апреля 2009 года Александр Горшков вместе с Владиславом Радимовым прошёл круг почёта по стадиону «Петровский» в перерыве матча чемпионата России с пермским «Амкаром».
6 марта 2009 года назначен тренером молодёжного состава «Зенита». 1 июня 2010 года назначен тренером команды «Зенита» игроков 1993 года рождения.
С 14 января по 1 февраля 2011 года — главный тренер калининградской «Балтики».
5 марта 2012 года назначен на пост главного тренера «Нижнего Новгорода».
В феврале 2013 стал помощником главного тренера «Амкара» Рустема Хузина.
16 июня 2014 года было объявлено о назначении Александра Горшкова на пост главного тренера Раменского «Сатурна».
14 июня 2017 года Горшков начал тренировать молодежную команду «Зенита», а 28 июня 2018 года возглавил «Зенит-2».

Не так давно наш земляк, «легенда» российского футбола Александр Горшков посетил свою малую Родину – приехал ненадолго повидать свою маму. В «Редакцию «Информационный вестник» он зашёл вместе со своим братом, известным в Кировске человеком, Почётным гражданином города Александром Крючковым. Здесь их радушно встретила главный редактор издания Ольга Степанова. Встреча эта была действительно неожиданной и радостной. В дружеской обстановке гости вспомнили самые яркие события, связанные с жизнью Александра Горшкова и нашего родного города.
- Александр, я вспоминаю том момент, когда в нашем городе собралась вся спортивная элита Кировска и близлежащих городов, а также многие кировчане, молодёжь, когда Вы привезли к нам кубок УЕФА.
– Для нас это было тоже событие, потому что раньше мы кубок не видели, это было в первый раз для нас.
– Александр, скажите, а как судьба распорядилась с Вами? Вы планировали заниматься тренерской работой?
– Как раз тот год, о котором мы вспоминаем, был очень удачным для команды «Зенит»: мы тогда выиграли кубок УЕФА и СУПЕР кубок. Это очень значимое событие для российского футбола, можно сказать, для постсоветского времени. Мне было уже 38 лет на тот момент, это был достаточно большой возраст по спортивным меркам. И в конце сезона я принял решение закончить карьеру и заняться тренерской деятельностью. Подал документы и поступил в Москве в высшую школу тренеров. Год учился, чтобы получить первую свою лицензию, и стал помогать в дубле в молодежной команде «Зенита». Был помощником тренера и продолжал учиться. Это был первый мой тренерский опыт.
Спустя полтора года, мне захотелось  самостоятельной деятельности - тогда я перешел работать в академию для работы с более младшими ребятами. В молодежной команде возраст ребят от 17 до 20 лет. Чтобы попробовать себя в качестве главного тренера, пошел в академию «Зенита», где мне дали возможность работать с ребятами более старшего возраста - от 16-ти и старше. С ними я проработал два года.
Потом появлялись другие возможности. Хотелось  попробовать другой уровень, не только юношеский футбол. Были такие команды, как «Нижний Новгород», - сейчас такой команды уже не существует. Она играла тогда в первом дивизионе Российской футбольной национальной лиге. Это была очень хорошая команда, мы боролись за выход в премьер лигу. Только в стыковых матчах проиграли команде «Волга», тоже из Нижнего Новгорода. В результате не попали в премьер лигу, и, к сожалению, команда прекратила свое существование по финансовым причинам. Какое - то время я был без работы. Потом были другие команды - может быть, менее удачная работа, потому что на низших уровнях. Было сложно, потому что руководители хотели каких-то мгновенных результатов. В последнее время работал с дублем «Зенита» в качестве главного тренера.
– Александр, после Вашего рассказа я поняла, что Вы себя попробовали везде в футболе. И с молодежью работали, и чуть постарше. Скажите, в каком возрасте юноше или молодому человеку, лучше всего начать заниматься футболом?
– Много различных групп, филиалов, где начинают с детьми заниматься над техникой, координацией, над общим развитием. Сейчас детей начинают отдавать в секции по футболу с 5 лет. Я считаю, что это очень рано. В специализированную школу по футболу принимают с 7 лет, но все хотят заранее подготовиться к 7-летнему поступлению.
– Какие требования предъявляются к дошкольным командам или филиалам при наборе в группу?
– Задача в этом возрасте - не предъявлять  никаких требований, а развивать  у детей различные качества. Например, раньше считали, что дети, которые занимаются с раннего возраста не только футболом, а другими видами спорта, - более координированные и развитые игроки. В те времена во всех дворах играли в футбол, хоккей, волейбол, во все виды спорта. Всестороннее развитие позволяло проявлять свои качества в любом виде спорта. Сейчас развитие однобокое. Если набрать детей с 7 лет и заниматься только одним видом спорта, например футболом, с одной стороны - это хорошо, а с другой - утрачиваются различные качества, которые нужны потом в будущем. Когда начинают с ребятами заниматься в более раннем возрасте, необходимо развивать их всесторонние качества. Самое главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он не потерял интерес.
– У меня два внука, самому младшему 6 лет, а старшему уже 16. Они начали ходить в секцию боевых искусств. Поначалу все нравилось: весело побегали, попрыгали. А, когда время подошло к учебе и практике, не понравилось. Я понимаю, задача тренера - попробовать ребенка со всех сторон и найти, как заинтересовать, увлечь его, чтобы ребенок продолжал тренировки?
– Ольга Ивановна, я с Вами согласен, что главная задача тренера -  заинтересовать. Чтобы это было не из-под палки, а именно была заинтересованность, чтобы ребенку было интересно.
Александр, скажите, а когда Вы первый раз опробовали свой первый мяч, сыграли первую игру в футбол? Как это было?
– Это было в школе. Мы собирались на школьном дворе и играли до звонка на уроки, также играли и на физкультуре, или собирались с друзьями и гоняли мяч во дворе. Искали любую возможность поиграть, и не всегда это был футбол.
– Александр, в какой школе Вы учились?
– Школа №4. Сегодня, как раз, прошелся по двору школы, нахлынули воспоминания. В школе были разные спортивные секции, которыми я пытался заниматься: борьба, велоспорт и так далее.
– Все эти секции были на стадионе?
–Да, на стадионе, а велоспорт был возле шахты имени Кирова. В то время там был клуб. Вел секцию Владимир Птушкин.
Футболом я стал заниматься в 5-м классе. Мы с ребятами записались в футбольную секцию на стадионе. Так с тех пор и не могу расстаться с футболом.
– Кто был Вашим первым тренером по футболу?
– Александр Фильчук. Он был моим первым тренером. Со временем ребята, с которыми я пришел, поуходили, а мне понравилось - можно сказать, что влюбился в футбол.
– Он – «легенда» футбола, - добавил Александр Крючков, указывая на первого тренера своего брата.
– Я помню, когда Вы приехали, состоялась внеочередная сессия горсовета. Глава внёс предложение присвоить Вам звание – Почетный гражданин города Кировска. Вы знаете, что стоите в одном ряду с теми, кто нас защищал в Великой Отечественной войне. С людьми, которые лечили наших кировчан в период становления Украины. Сегодня Вы стоите на одной ступеньке с людьми, которые стоят на защите нашей территории, и с россиянами, которые, приезжают и помогают в это сложное для нас время. Скажите, Вы вспоминали, что у Вас есть такое звание - Почетный гражданин города Кировска?
– Те люди, о которых Вы говорите, у них заслуги более весомы и значимы, чем мои.
– Александр Викторович, это самое высокое звание, которое есть  на территории Кировска. Это не медаль или льгота на что - то. Это признание и благодарность народа той территории, где Вы родились, за Ваши достижения и заслуги. Вы являетесь одним из лучших, в частности, спортсменом. Поэтому я хочу, чтобы Вы гордились этим Почетным званием. В период четырехлетней войны ряды Почетных граждан города Кировска пополнили еще шесть человек, которые уже осознают, что для них значит это звание. Я хочу, чтобы Вы тоже понимали, что стоите в одном ряду с теми людьми, которые считаются самыми достойными. Один из них - это Ваш брат Александр Крючков.
 Были у Вас такие моменты, когда в ком - то из своей команды Вы разочаровывались? Или наоборот, есть ребята или команда, о которой Вы вспоминаете с благодарностью, в Вашей тренерской работе?
- Запоминающейся в памяти была работа с командой «Нижний Новгород», у которой были очень большие финансовые проблемы, долги по два - три года. Но был очень хороший коллектив. Это были спортсмены, которые, несмотря ни на что, никому не уступали и боролись до последнего.  В то время, которое я провёл с этой командой, мы боролись за выход в премьер лигу. Несмотря на трудности, эта команда мне очень запомнилась, и до сих пор мы общаемся. Есть ребята, с которыми я работал в академии «Зенита». Один из них сейчас играет в основном составе «Зенита». Эти моменты очень приятны. Много футболистов нашего клуба перспективны и талантливы, но на каком-то этапе они теряются и не получается из них большого спортсмена или они не достигают чего-то. Это очень расстраивает. Сейчас очень сложная система, делают акцент на иностранцах. Наши ребята талантливые, я вижу, что они могут пробиться, но, к сожалению, есть еще такой фактор, как судьба.
– Какое место на сегодняшний день занимает Александр Горшков в спорте?
– Скажем так, что сегодня - не самые лучшие времена. Но я ищу свое место, хочу продолжать работать. Сейчас есть понимание того, что приношу пользу тем же юношам, молодым футболистам, помогаю им развиваться и хочется передавать свой опыт, свои знания, которые я накопил за продолжительное время игровой карьеры. Уже около десяти лет я не играю, а тренирую начинающих футболистов.
– Скажите, Александр, Вы часто приезжаете в Кировск? Или уже давно не были? Какие чувства испытываете, приезжая в родной город?
– Я давно не был в городе. Был в последний раз перед началом войны. Сейчас приехал проведать маму.
Ностальгия - одна из причин, почему я сейчас в городе. Всё знакомо, возле школы погулял - такое чувство, что на «ощупь» можно пройти. Вспоминаю места, где гуляли: стадион, поле возле школы, площадки, где играли. Чем старше становишься, тем чувство ностальгии становится сильнее. Сегодня удалось сходить на могилу отца, дедушки и бабушки.
– Александр Горшков, можно я задам Вам личный вопрос?  Жена Ваша – тоже кировчанка?
– Да, кировчанка. Это было уже давным-давно, нам было 17 - 18 лет, здесь познакомились, в Кировске. Здесь у меня сын родился, потом, так получилось, что надо было переезжать, из города в город. Они постоянно были со мной.
– У Вас один сын?
– Нет. У меня есть еще и дочь Анастасия.
  Они пошли по Вашим стопам? Спортом занимается кто - то из них?
– Сын занимался футболом, всё было хорошо, но, когда исполнилось 18 лет, сказал, что принял решение не заниматься футболом.
– Дочь тоже в спорте?
– Дочь занимается фигурным катанием.
– Маме своей не предлагали посмотреть просторы России?
– Предлагали. В гости мама приезжала. Но сейчас уже тяжело, мама почти из дома не выходит.
– Александр, скажите, как к нашей Республике, к нашему волеизъявлению относятся в Санкт–Петербурге?
– В Санкт–Петербурге относятся с пониманием к Республикам и негативно - к Киевским властям, которые довели страну до войны. Россияне адекватно относятся к сложившейся ситуации в Республиках и поддерживают тот курс, который выбрали ЛНР и ДНР.
- Я хочу Вас поблагодарить за Ваш визит, за то, что дали нам возможность с Вами пообщаться. Спасибо.