ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ
Психология и физиология
первоклассника
Кажется,
все переживания по зачислению в школу закончились… Но наверняка у вас ещё
остались определенные хлопоты: покупки для будущего первоклассника,
организационные собрания и другое.
Как
же правильно использовать это время, чтобы ваш малыш пошёл в первый класс
действительно отдохнувшим и достаточно самостоятельным? Главная задача всех
близких людей в предстоящий период – формирование
у ребёнка положительного настроя на учёбу в школе. Ни в коем случае нельзя
пугать ребёнка школой, рассказать «страшилки» из школьной жизни. Ваша задача –
настроить ребёнка так, чтобы в любой затруднительной ситуации ребёнок сумел
обратиться за помощью к взрослым и, в первую очередь, к родителям.
Чаще,
чем дети, психологический дискомфорт испытывают взрослые члены семьи. Поэтому,
прежде всего, следует успокоиться и не нервничать родителям, бабушкам и
дедушкам. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника,
то у ребёнка будет всё благополучно.
Покупки для школьника необходимо делать если не с самим ребёнком, то
обязательно с учётом его интересов. У ученика начального и среднего звена школы
обязательно должен быть ранец! Не
стоит идти на поводу у ребёнка, покупая ему сумку на ремне - это приводит к
раннему формированию нарушения осанки и сколиоза. По статистике в первом классе
у 57% детей формируется нарушения
осанки.
Формирование
нарушения осанки вызывает несколько факторов.
В
первую очередь у ребёнка меняется в школе режим
двигательной активности: в течении дня ребёнок должен проводить несколько
часов в вынужденной позе – сидя за партой. Во время занятий устают от
напряжения мышцы спины, и ребёнок начинает сгибаться над поверхностью стола,
часто просто теряя контроль над своей осанкой. В начальной школе на уроках
проводят физкультминутки, а дома
необходимо давать периодически (каждые 20-30 минут) отдыхать ребёнку,
напоминать о сохранении осанки. Во-вторых, в 7-летнем возрасте происходит
первый период физиологического вытяжения, характеризующийся активным быстрым
ростом ребёнка до 8-10см в год. Поэтому быстрый
рост костей вызывает вытяжение мышц спины, которое из-за своей слабости не
могут ровно удерживать костный каркас.
Так
как первоклассник, прежде всего, остаётся физически растущим, развивающимся
организмом, не стоит забывать о физиологических потребностях организма.
Перед
школой ребенок обязательно должен
завтракать, так как умственная работа основана прежде всего на потреблении
углеводов и белков. Не забываем и о потребности в витаминах и микроэлементах.
Дома
место для занятий ребёнка обязательно должно быть оборудовано настольной лампой
и подставкой для ног (под рост ребёнка).
Не
лишаем ребёнка игрушек, они ему также необходимы, как и раньше!
Не
забывайте и про потребность ребёнка 7-8 лет в повышенной физической активности!
Обязательно
у ребёнка должно быть прогулка, и не только с бабушкой до магазина, но и просто
игры на детской площадке. Ведь во время нахождения ребёнка на улице происходит
разгрузка для нервной системы, насыщения кислородом. Да и глаза ребёнка – на
занятиях приспосабливаются к работе на ограниченное расстояние, тогда как на
прогулке работа глаз становится более физиологичной – глаза смотрят вдаль.
Кстати, снижение зрения происходит к
концу первого класса в среднем у 10% учащихся. Если у ребёнка отягощена наследственность,
особенно если есть у родителей миопия (близорукость), то такие детки нуждаются
в индивидуальном консультировании у
окулиста.
Сон
первоклассника составляет не менее 9 часов в сутки. Если среди детей «совята»,
которые при любой нагрузке не лягут спать раньше 11 часов, а соответственно в 7
утра ему очень тяжело будет вставать и собраться в школу. Тогда ребёнку
необходим или дневной сон или необходимо дать высыпаться ему в выходные дни.
Хотя в 7 лет у некоторых детей ещё есть необходимость в дополнительном дневном
сне, тогда стоит пересмотреть режим ребёнка и восполнить эту потребность.
Многие
режимные моменты избавляют ребёнка от перегрузки
нервной системы. Ребёнок вряд ли сможет вам чётко объяснить, что с
эмоциональной и психологической нагрузкой ему тяжело справится. Поэтому чуткое
и внимательное отношение к ребёнку всех близких просто необходимо.
Подумайте
заранее, учитывая интересы ребёнка, какие секции или кружки он будет посещать.
Решайте,
как малыш будет ходить в школу – один или в сопровождении взрослого. Если
ребёнок будет ходить в школу один, заранее проверьте, как он научился закрывать
и открывать замки и двери, чтобы не было лишних переживаний.
Несколько
раз попробуйте пройти (или проехать) маршрутом от дома до школы в разное время
дня. Не забывайте, что движение на дорогах отличается в разное время дня.
Рассчитайте время, которое без спешки тратит ребёнок на дорогу от дома до
школы.
Заранее
спланируйте первый день в школе – 1
сентября - так, чтобы вы и ребенок спокойно и без спешки вовремя успели
сделать всё запланированное. Подготовьтесь заранее, не оставляйте все хлопоты
на 31 августа. 1 сентября должно стать праздником для вашего ребенка и вас!
ПОМНИТЕ
ОБ ЭТОМ!
Врач-педиатр
Ирина Быховец