четверг, 25 августа 2016 г.

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

Психология и физиология первоклассника
Кажется, все переживания по зачислению в школу закончились… Но наверняка у вас ещё остались определенные хлопоты: покупки для будущего первоклассника, организационные собрания и другое.
Как же правильно использовать это время, чтобы ваш малыш пошёл в первый класс действительно отдохнувшим и достаточно самостоятельным? Главная задача всех близких людей в предстоящий период – формирование у ребёнка положительного настроя на учёбу в школе. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой, рассказать «страшилки» из школьной жизни. Ваша задача – настроить ребёнка так, чтобы в любой затруднительной ситуации ребёнок сумел обратиться за помощью к взрослым и, в первую очередь, к родителям.
Чаще, чем дети, психологический дискомфорт испытывают взрослые члены семьи. Поэтому, прежде всего, следует успокоиться и не нервничать родителям, бабушкам и дедушкам. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то у ребёнка будет всё благополучно.
Покупки для школьника необходимо делать если не с самим ребёнком, то обязательно с учётом его интересов. У ученика начального и среднего звена школы обязательно должен быть ранец! Не стоит идти на поводу у ребёнка, покупая ему сумку на ремне - это приводит к раннему формированию нарушения осанки и сколиоза. По статистике в первом классе у 57% детей формируется нарушения осанки.
Формирование нарушения осанки вызывает несколько факторов.
В первую очередь у ребёнка меняется в школе режим двигательной активности: в течении дня ребёнок должен проводить несколько часов в вынужденной позе – сидя за партой. Во время занятий устают от напряжения мышцы спины, и ребёнок начинает сгибаться над поверхностью стола, часто просто теряя контроль над своей осанкой. В начальной школе на уроках проводят физкультминутки, а дома необходимо давать периодически (каждые 20-30 минут) отдыхать ребёнку, напоминать о сохранении осанки. Во-вторых, в 7-летнем возрасте происходит первый период физиологического вытяжения, характеризующийся активным быстрым ростом ребёнка до 8-10см в год. Поэтому быстрый рост костей вызывает вытяжение мышц спины, которое из-за своей слабости не могут ровно удерживать костный каркас.
Так как первоклассник, прежде всего, остаётся физически растущим, развивающимся организмом, не стоит забывать о физиологических потребностях организма.
Перед школой ребенок обязательно должен завтракать, так как умственная работа основана прежде всего на потреблении углеводов и белков. Не забываем и о потребности в витаминах и микроэлементах.
Дома место для занятий ребёнка обязательно должно быть оборудовано настольной лампой и подставкой для ног (под рост ребёнка).
Не лишаем ребёнка игрушек, они ему также необходимы, как и раньше!
Не забывайте и про потребность ребёнка 7-8 лет в повышенной физической активности!
Обязательно у ребёнка должно быть прогулка, и не только с бабушкой до магазина, но и просто игры на детской площадке. Ведь во время нахождения ребёнка на улице происходит разгрузка для нервной системы, насыщения кислородом. Да и глаза ребёнка – на занятиях приспосабливаются к работе на ограниченное расстояние, тогда как на прогулке работа глаз становится более физиологичной – глаза смотрят вдаль. Кстати, снижение зрения происходит к концу первого класса в среднем у 10% учащихся. Если у ребёнка отягощена наследственность, особенно если есть у родителей миопия (близорукость), то такие детки нуждаются в индивидуальном консультировании у окулиста.
Сон первоклассника составляет не менее 9 часов в сутки. Если среди детей «совята», которые при любой нагрузке не лягут спать раньше 11 часов, а соответственно в 7 утра ему очень тяжело будет вставать и собраться в школу. Тогда ребёнку необходим или дневной сон или необходимо дать высыпаться ему в выходные дни. Хотя в 7 лет у некоторых детей ещё есть необходимость в дополнительном дневном сне, тогда стоит пересмотреть режим ребёнка и восполнить эту потребность.
Многие режимные моменты избавляют ребёнка от перегрузки нервной системы. Ребёнок вряд ли сможет вам чётко объяснить, что с эмоциональной и психологической нагрузкой ему тяжело справится. Поэтому чуткое и внимательное отношение к ребёнку всех близких просто необходимо.
Подумайте заранее, учитывая интересы ребёнка, какие секции или кружки он будет посещать.
Решайте, как малыш будет ходить в школу – один или в сопровождении взрослого. Если ребёнок будет ходить в школу один, заранее проверьте, как он научился закрывать и открывать замки и двери, чтобы не было лишних переживаний.
Несколько раз попробуйте пройти (или проехать) маршрутом от дома до школы в разное время дня. Не забывайте, что движение на дорогах отличается в разное время дня. Рассчитайте время, которое без спешки тратит ребёнок на дорогу от дома до школы.
Заранее спланируйте первый день в школе – 1 сентября - так, чтобы вы и ребенок спокойно и без спешки вовремя успели сделать всё запланированное. Подготовьтесь заранее, не оставляйте все хлопоты на 31 августа. 1 сентября должно стать праздником для вашего ребенка и вас!

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Врач-педиатр
Ирина Быховец