вторник, 21 марта 2017 г.

Не дай себя одурачить, или Как не стать жертвой телефонных мошенников



    Главное правило: не поддаваться эмоциям – основному «союзнику» обманщиков. 
         К сожалению, на сегодняшний день сотовая связь приносит нам не только положительные моменты. Иногда один звонок может перевернуть всю жизнь. Наверняка многим из Вас на мобильный телефон поступали СМС-сообщения и звонки мошеннического характера. Подобный вид преступности стремительно набирает силу и превращается в настоящий бич современности. Телефонный обман очень трудно искоренить, поэтому главное оружие абонентов – это их спокойствие и здравый смысл. Оградить от мошенников, в первую очередь, способны лишь внимательность и благоразумие самих граждан. Не стоит думать, что обмануть удается только так называемые «внушаемые» категории людей. Зачастую даже трезвомыслящие люди попадаются на этот крючок. И жертвами становятся и бизнесмены, и чиновники, и рядовые граждане.
     Одна из самых распространённых схем телефонного мошенничества – «случай с близким человеком» – в последнее время всё чаще и чаще встречается у нас в Республике. Причём, жертвами злоумышленников в большинстве своём становятся престарелые пожилые люди.
       Суть обмана проста: у человека звонит телефон с незнакомым номером. Ответив, жертва слышит взволнованный голос, который представляется родственником или близким знакомым и сообщает, что «задержан сотрудниками полиции» за совершение того или иного преступления (совершил ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений) и просит «помочь». После чего трубка передаётся якобы «сотруднику полиции», который и сообщает, что уже не раз «помогал» людям за деньги. Далее обычно называется весьма крупная сумма, которая только и может «спасти» родственника. Однако, опасаясь «потерять» погоны, «помощник» предлагает жертве привезти деньги в определенное место или передать какому-либо человеку.

Важно! При совершении мошенничества данным способом звонящий абонент может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе, но при этом всегда имеет одного или нескольких сообщников.

        Если жертва согласилась привезти деньги, то ей называют адрес. По приезду на место человеку могут сообщить еще один адрес, но при этом он уже попадает под наблюдение сообщников мошенника. После того, как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему могут позвонить и сказать, что «всё в порядке» (а могут и не позвонить). И когда более-менее успокоенная жертва звонит родственнику на его реальный номер в надежде получить подтверждение, выясняется, что тот совершенно не в курсе своих недавних «больших проблем» и никаких денег для их «решения», конечно же, не просил.
   Как поясняют специалисты уголовного розыска, в данном случае мошенничества злоумышленники строят свой успех на эмоциональном воздействии на жертву: войдя в доверие простым начальным обращением «мама!» или «бабушка!» и ошеломив жертву «проблемой», они вводят её в состояние сильного стресса, всячески нацеливая на немедленное решение, а не на анализ. А ведь стоит всего лишь не поддаться панике и уточнить у своего «телефонного родственника» его фамилию или просто перезвонить близкому человеку на его реальный номер из телефонной книги – «уточнить детали» – и морок рассеется!
     И главное: в любом случае при подобных звонках следует немедленно сообщать о них в полицию. Своевременное информирование о готовящемся преступлении позволяет не только предупредить правонарушение, но и задержать его исполнителей вместе с организаторами.

Юлия Дувалина, ЦВО МВД ЛНР