Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга. Да здравствует книга!
Владимир Высоцкий
Книга – один из самых близких друзей. В
книгах мы находим ответы на вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги
воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и
полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений
на спецэффекты.
Книга! Она входит в нашу жизнь с самого
раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху и солнцу.
С
целью повышения интереса к литературе 18 февраля в актовом зале отдела образования
Администрации города Кировска состоялся городской этап Международного конкурса юных
чтецов «Живая классика», в котором приняли участие четырнадцать конкурсантов из
пяти образовательных учреждений города.
«Живая
классика» – конкурс-соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических
произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 5-х -11-х классов.
Основная
задача конкурса — объединить усилия учителей, библиотекарей, родителей для того,
чтобы помочь детям поделиться друг с другом радостью открытия созвучного их собственным
переживаниям литературного сюжета. Помочь найти в писателе интересного собеседника
и советчика, встретить своих героев, которые станут для них эталоном, найти свои
маяки и ориентиры, которые ребята смогут пронести через всю жизнь.
Цель
проводимого конкурса остается неизменной: приобщить школьников к чтению, расширить
их читательский кругозор, познакомить с современными детскими авторами, сформировать
детское читательское сообщество.
Классика
и сегодня остается актуальной, ведь творцы всегда ставили перед читателем сложную
задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях
серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас значение.
И
действительно, в исполнении участников-конкурсантов
ожили и заговорили герои русской классической литературы. Звучали отрывки из произведений
Ивана Тургенева, Аркадия Аверченко, Бориса Васильева, Всеволода Гершина, Чингиза
Айтматова, Льва Толстого, Николая Гоголя, Александра Грина, Михаила Лермонтова и
других мастеров слова.
В ходе конкурсных состязаний
участники декламировали отрывки из любимых прозаических произведений, показав своё
мастерство выразительного чтения прозы, артистизм, глубину проникновения в образ.
В
состав компетентного жюри вошли: начальник отдела образования администрации города Елена Полякова, советник
главы администрации города Зоя Рекша, начальник отдела культуры спорта и молодежи
Елена Гахова, заместитель директора Кировской центральной библиотеки Ирина Славинская,
директор Центра внешкольной работы «Синяя птица» Людмила Слободян, главный специалист
отдела образования Наталья Мозговая.
В
актовом зале отдела образования все было готово к увлекательному конкурсу: стулья
расставлены, гости и участники в ожидании начала, на экране эмблема конкурса «Живая
классика», а дети и их руководители с трепетом ждут уважаемое жюри.
В зале искусства повисла тишина, последние мгновения перед
творческим состязанием напряжённые – судьи настраиваются на прослушивание, а конкурсанты
сосредоточенно повторяют тексты. И вот городской этап «Живой классики» открыт, его
участников приветствует советник главы города Зоя Рекша: «Я счастлива, что меня
пригласили принять участие в данном мероприятии. Я уже давно оторвалась от школы.
Я учитель-филолог - и я прекрасно понимаю, куда пришла. Думаю, что сегодняшний конкурс
«Живая классика» будет вдохновением души для всех. И для тех, кто будет читать,
и, конечно же, для тех, кто будет слушать. Желаю участникам свои произведения пропустить
сквозь сердце - и тогда у вас обязательно получится».
А открыла конкурс чтецов ученица 11 класса школы № 18 Наталья
Илькова (девочка, брат которой в 2014 году встал на защиту родной земли. К сожалению,
произошло огромное, неизгладимое горе. В мае 2015 года Иван Ильков трагически погиб
– примечание автора).
Участница из поселка Червоногвардейское прочитала отрывок из
повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Наталья проникновенно и душевно
продекламировала отрывок о смерти Риты из легендарного произведения. «Тихие зори»…
- это памятник всем тем, кто не вернулся с войны. 3аглавие повести подчёркивает
весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах. Девушки-зенитчицы
возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события той войны, хранят
тишину и спокойствие над их могилами.
Продолжила
классические чтения Милана Фесенко, ученица этой же школы поселка Червоногвардейское,
которая познакомила всех собравшихся почитателей классической литературы с творчеством
Льва Толстого, прочитав отрывок из рассказа «Лебеди», который повествует о том,
как стая лебедей, преодолевая все препятствия, превозмогая усталость, стремится
к своей цели, улетая в тёплые края. Но один молодой лебедь, потеряв всю внутреннюю
энергию, больше не может лететь.
Далее конкурсную сцену заняли учащиеся многопрофильной гимназии.
Первой представить гимназистов выпало Диане Мирошниченко, ученице 8 класса, которая
прочла отрывок из рассказа «Славный ребенок» Аркадия Аверченко - русского писателя,
драматурга и театрального критика. Данный отрывок повествует нам о том, какие радости
бывают у маленького мальчика. Украсть у квартиранта кисточку и краски, покрутиться
под ногами у пристава, описывающего мебель, и побежать в аптеку за лекарством для
матери, потому что можно утаить из сдачи двугривенный. А продолжила рассказ Дианы
гимназистка Настя Платонова, ученица 8 класса.
Еще
одна гимназистка Юлия Шваб, ученица 9 класса, выбрала непростой отрывок для декламации.
Юля представила на суд строгого жюри отрывок из тома «Избранные труды» великого
педагога, члена – корреспондента Академии педагогических наук СССР Василия Сухомлинского.
Далее эстафету классических чтений перехватили ученики школы
№ 1. Ученица 9 класса Алена Карнаухова познакомила нас с творчеством русского писателя,
поэта, художественного критика Всеволода Гаршина и прочитала отрывок из рассказа
«Красный цветок», который по праву считается самым знаменитым рассказом Гаршина.
Не являясь строго автобиографическим, он, тем не менее, впитал личный опыт писателя,
страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенёсшего острую форму болезни.
Следующим конкурсантом стал ученик школы №1 Егор Никитин, который
продекламировал отрывок из повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» - именно
письмо Желткова увлекло юношу, который согласно повести влюбился в княгиню Веру
Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить,
прислав Вере Николаевне гранатовый браслет.
Самая маленькая участница конкурса пятиклассница Полина Дрогальчук
прочитала кротким и нежным голосом нам прозу из сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный
цветок», которая повествует о цветке, который рос на пустыре. Он трудился, старался
выжить, и однажды его нашла девочка Даша. Ей очень понравился цветок, и она попросила
пионеров помочь цветку. Пионеры привезли земли и удобрения. На следующее лето она
увидела, что весь пустырь усыпан этими цветами. Цветок, вырос вопреки всему, без
достаточной влаги на каменистой почве, но эти суровые условия, наверное, и сделали
его еще прекраснее. Рассказ учит нас никогда не сдаваться и верить в чудо. В такое
чудо, как мимо проходящая девочка, которая помогла цветку выжить. Автор хочет научить
юного читателя беречь и ухаживать за природой.
А продолжили конкурс ученики школы № 2. И первым отстоять свою
школу и побороться за призовое место было предоставлено Владиславу Калачеву, ученику
6 класса. Владислав познакомил нас с творчеством Ивана Тургенева – русского писателя,
поэта, переводчика. Юный чтец с энтузиазмом подошел к поставленной задаче – даже
озвучивал своих персонажей разными голосами. Владислав выбрал для своего выступления
рассказ из цикла «Записки охотника», а именно рассказ «Хорь и Калиныч» (Диалог рассказчика
и Хоря).
А вот Руслан Иващенко, ученик 7 класса школы №2, прочитал рассказ
«Зимний дуб» Юрия Нагибина – русского писателя, прозаика, журналиста и сценариста.
Основная тема произведения – взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются
в ходе повествования.
Чингиз
Айтматов – киргизский писатель, член редакционного совета «Библиотеки всемирной
литературы». В его повести «Первый учитель» говорится о становлении образования
в дальних аулах Киргизии. Именно с творчеством этого писателя познакомил нас ученик
10 класса Кирилл Левченко.
Повесть «Первый учитель» обращает на себя повышенный интерес
современных критиков - очень часто ее воспринимают как литературную пропаганду.
Героический поступок Дюйшена заставляет жителей аула задуматься о том, насколько
правильно они живут, не устарели ли их общественные нормы. Постепенно Дюйшен приобретает
все больше приверженцев своих идей, люди соглашаются с тем, что надо что-то менять
в своей жизни.
Завершить конкурс «Живая классика» были удостоены учащиеся
школы №3. Ангелина Светличная, ученица 7 класса, представила на суд жюри отрывок
из художественно – исторического произведения Николая Гоголя «Тарас Бульба», а именно
фрагмент описания степи, а степь представляет собой прекрасное, величественное явление
природы, "зелено-золотой океан".
Нет такой девочки, которая бы не мечтала о принце на белом
коне, а лучше на корабле с алыми парусами. Отрывок из произведения «Алые паруса»
Александра Грина рассказала ученица 6 класса Карина Прибежищева.
Карина рассказала фрагмент встречи капитана Грея и красавицы
Ассоль. «Алые паруса» — самая романтичная повесть, о повторении которой в жизни
мечтают все маленькие девочки. В ней рассказывается, как, несмотря на тяжелую жизнь,
полную горя, можно не переставать верить в мечту, которая обязательно сбудется.
А вот Алексей Кравченко, ученик 9 класса, рассказал отрывок
из произведения Михаила Лермонтова «Герои нашего времени» - фрагмент из дневника
Максима Максимыча. Глава посвящена встрече рассказчика и главного героя – Максим
Максимыча с Печориным. В данном отрывке происходит столкновение противоположных
героев, которое позволяет глубже понять их.
Время пролетело на удивление быстро - и вот жюри удалилось
посовещаться. Участники конкурса вместе с учителями остались дожидаться подведения
итогов, конечно же, волнуясь и переживая.
Жюри высоко оценило выступления ребят. Но в соревновании должны
победить лучшие! Жюри определили три призовых места. Как уточнила Елена Полякова,
грамоты участника конкурса получат все конкурсанты.
И вот председатель жюри оглашает имяена победителей, которые
представят наш город на Республиканском этапе конкурса «Живая классика».
Первое место согласно судейскому протоколу занял ученик школы
№1 Егор Никитин. Второе место занял ученик школы №2 Владислав Калачев.
Грамотой отдела образования за занятое третье место была награждена
ученица УВК №18 Наталья Илькова.
Подводя итоги литературного состязания, можно смело сказать:
победитель в конкурсе один – это Книга! Источник знаний, который учит жить, любить,
мыслить и принимать решения. Так пусть наши лучшие друзья – книги – нас радуют и
очаровывают каждый день!
Наше
время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий.
Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим, по мнению
писателя Алексея Максимовича Горького, считается книга. В ней заключен огромный
духовный мир человечества. Она учит маленького человека выражать свои мысли и
понимать сказанное другими людьми. Это самое могучее и самое универсальное
средство общения людей, народов, поколений…
Начальник отдела образования Елена
Полякова: «Сегодня у нас состоялся городской этап
Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». В этом году мы впервые
приняли участие в данном конкурсе. Сегодня три школьника получили призовые
места, и будут представлять наш город на Республиканском этапе конкурса. Данный
конкурс проводится Российским Фондом «Живая классика». Конкурс призван повышать
интерес учащихся к чтению. Это соревновательные состязания по декламации прозаических
произведений. Наши ребята и наши образовательные учреждения достойно выступили
и показали прекрасную подготовку».