«Живая классика»



















































Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет
Этокнига. Да здравствует книга!
Владимир Высоцкий 
Книга – один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, книги дают пищу для размышлений, книги воспитывают в нас человека, книги предлагают лучший интеллектуальный отдых и полёт воображения, потому что в книгах, в отличие от фильмов, нет ограничений на спецэффекты.
Книга! Она входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху и солнцу.
С целью повышения интереса к литературе 18 февраля в актовом зале отдела образования Администрации города Кировска состоялся городской этап Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», в котором приняли участие четырнадцать конкурсантов из пяти образовательных учреждений города.
«Живая классика» – конкурс-соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 5-х -11-х классов.
Основная задача конкурса — объединить усилия учителей, библиотекарей, родителей для того, чтобы помочь детям поделиться друг с другом радостью открытия созвучного их собственным переживаниям литературного сюжета. Помочь найти в писателе интересного собеседника и советчика, встретить своих героев, которые станут для них эталоном, найти свои маяки и ориентиры, которые ребята смогут пронести через всю жизнь.
Цель проводимого конкурса остается неизменной: приобщить школьников к чтению, расширить их читательский кругозор, познакомить с современными детскими авторами, сформировать детское читательское сообщество.
Классика и сегодня остается актуальной, ведь творцы всегда ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас значение.
И действительно, в исполнении участников-конкурсантов ожили и заговорили герои русской классической литературы. Звучали отрывки из произведений Ивана Тургенева, Аркадия Аверченко, Бориса Васильева, Всеволода Гершина, Чингиза Айтматова, Льва Толстого, Николая Гоголя, Александра Грина, Михаила Лермонтова и других мастеров слова.
 В ходе конкурсных состязаний участники декламировали отрывки из любимых прозаических произведений, показав своё мастерство выразительного чтения прозы, артистизм, глубину проникновения в образ.
В состав компетентного жюри вошли: начальник отдела образования   администрации города Елена Полякова, советник главы администрации города Зоя Рекша, начальник отдела культуры спорта и молодежи Елена Гахова, заместитель директора Кировской центральной библиотеки Ирина Славинская, директор Центра внешкольной работы «Синяя птица» Людмила Слободян, главный специалист отдела образования Наталья Мозговая.
В актовом зале отдела образования все было готово к увлекательному конкурсу: стулья расставлены, гости и участники в ожидании начала, на экране эмблема конкурса «Живая классика», а дети и их руководители с трепетом ждут уважаемое жюри.
В зале искусства повисла тишина, последние мгновения перед творческим состязанием напряжённые – судьи настраиваются на прослушивание, а конкурсанты сосредоточенно повторяют тексты. И вот городской этап «Живой классики» открыт, его участников приветствует советник главы города Зоя Рекша: «Я счастлива, что меня пригласили принять участие в данном мероприятии. Я уже давно оторвалась от школы. Я учитель-филолог - и я прекрасно понимаю, куда пришла. Думаю, что сегодняшний конкурс «Живая классика» будет вдохновением души для всех. И для тех, кто будет читать, и, конечно же, для тех, кто будет слушать. Желаю участникам свои произведения пропустить сквозь сердце - и тогда у вас обязательно получится».
А открыла конкурс чтецов ученица 11 класса школы № 18 Наталья Илькова (девочка, брат которой в 2014 году встал на защиту родной земли. К сожалению, произошло огромное, неизгладимое горе. В мае 2015 года Иван Ильков трагически погиб – примечание автора).   
Участница из поселка Червоногвардейское прочитала отрывок из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Наталья проникновенно и душевно продекламировала отрывок о смерти Риты из легендарного произведения. «Тихие зори»… - это памятник всем тем, кто не вернулся с войны. 3аглавие повести подчёркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах. Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события той войны, хранят тишину и спокойствие над их могилами.
Продолжила классические чтения Милана Фесенко, ученица этой же школы поселка Червоногвардейское, которая познакомила всех собравшихся почитателей классической литературы с творчеством Льва Толстого, прочитав отрывок из рассказа «Лебеди», который повествует о том, как стая лебедей, преодолевая все препятствия, превозмогая усталость, стремится к своей цели, улетая в тёплые края. Но один молодой лебедь, потеряв всю внутреннюю энергию, больше не может лететь.
Далее конкурсную сцену заняли учащиеся многопрофильной гимназии. Первой представить гимназистов выпало Диане Мирошниченко, ученице 8 класса, которая прочла отрывок из рассказа «Славный ребенок» Аркадия Аверченко - русского писателя, драматурга и театрального критика. Данный отрывок повествует нам о том, какие радости бывают у маленького мальчика. Украсть у квартиранта кисточку и краски, покрутиться под ногами у пристава, описывающего мебель, и побежать в аптеку за лекарством для матери, потому что можно утаить из сдачи двугривенный. А продолжила рассказ Дианы гимназистка Настя Платонова, ученица 8 класса.
Еще одна гимназистка Юлия Шваб, ученица 9 класса, выбрала непростой отрывок для декламации. Юля представила на суд строгого жюри отрывок из тома «Избранные труды» великого педагога, члена – корреспондента Академии педагогических наук СССР Василия Сухомлинского.
Далее эстафету классических чтений перехватили ученики школы № 1. Ученица 9 класса Алена Карнаухова познакомила нас с творчеством русского писателя, поэта, художественного критика Всеволода Гаршина и прочитала отрывок из рассказа «Красный цветок», который по праву считается самым знаменитым рассказом Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он, тем не менее, впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенёсшего острую форму болезни.
Следующим конкурсантом стал ученик школы №1 Егор Никитин, который продекламировал отрывок из повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» - именно письмо Желткова увлекло юношу, который согласно повести влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить, прислав Вере Николаевне гранатовый браслет.
Самая маленькая участница конкурса пятиклассница Полина Дрогальчук прочитала кротким и нежным голосом нам прозу из сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок», которая повествует о цветке, который рос на пустыре. Он трудился, старался выжить, и однажды его нашла девочка Даша. Ей очень понравился цветок, и она попросила пионеров помочь цветку. Пионеры привезли земли и удобрения. На следующее лето она увидела, что весь пустырь усыпан этими цветами. Цветок, вырос вопреки всему, без достаточной влаги на каменистой почве, но эти суровые условия, наверное, и сделали его еще прекраснее. Рассказ учит нас никогда не сдаваться и верить в чудо. В такое чудо, как мимо проходящая девочка, которая помогла цветку выжить. Автор хочет научить юного читателя беречь и ухаживать за природой.
А продолжили конкурс ученики школы № 2. И первым отстоять свою школу и побороться за призовое место было предоставлено Владиславу Калачеву, ученику 6 класса. Владислав познакомил нас с творчеством Ивана Тургенева – русского писателя, поэта, переводчика. Юный чтец с энтузиазмом подошел к поставленной задаче – даже озвучивал своих персонажей разными голосами. Владислав выбрал для своего выступления рассказ из цикла «Записки охотника», а именно рассказ «Хорь и Калиныч» (Диалог рассказчика и Хоря).
А вот Руслан Иващенко, ученик 7 класса школы №2, прочитал рассказ «Зимний дуб» Юрия Нагибина – русского писателя, прозаика, журналиста и сценариста. Основная тема произведения – взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования.
Чингиз Айтматов – киргизский писатель, член редакционного совета «Библиотеки всемирной литературы». В его повести «Первый учитель» говорится о становлении образования в дальних аулах Киргизии. Именно с творчеством этого писателя познакомил нас ученик 10 класса Кирилл Левченко.
Повесть «Первый учитель» обращает на себя повышенный интерес современных критиков - очень часто ее воспринимают как литературную пропаганду. Героический поступок Дюйшена заставляет жителей аула задуматься о том, насколько правильно они живут, не устарели ли их общественные нормы. Постепенно Дюйшен приобретает все больше приверженцев своих идей, люди соглашаются с тем, что надо что-то менять в своей жизни.
Завершить конкурс «Живая классика» были удостоены учащиеся школы №3. Ангелина Светличная, ученица 7 класса, представила на суд жюри отрывок из художественно – исторического произведения Николая Гоголя «Тарас Бульба», а именно фрагмент описания степи, а степь представляет собой прекрасное, величественное явление природы, "зелено-золотой океан".
Нет такой девочки, которая бы не мечтала о принце на белом коне, а лучше на корабле с алыми парусами. Отрывок из произведения «Алые паруса» Александра Грина рассказала ученица 6 класса Карина Прибежищева.
Карина рассказала фрагмент встречи капитана Грея и красавицы Ассоль. «Алые паруса» — самая романтичная повесть, о повторении которой в жизни мечтают все маленькие девочки. В ней рассказывается, как, несмотря на тяжелую жизнь, полную горя, можно не переставать верить в мечту, которая обязательно сбудется.
А вот Алексей Кравченко, ученик 9 класса, рассказал отрывок из произведения Михаила Лермонтова «Герои нашего времени» - фрагмент из дневника Максима Максимыча. Глава посвящена встрече рассказчика и главного героя – Максим Максимыча с Печориным. В данном отрывке происходит столкновение противоположных героев, которое позволяет глубже понять их.
Время пролетело на удивление быстро - и вот жюри удалилось посовещаться. Участники конкурса вместе с учителями остались дожидаться подведения итогов, конечно же, волнуясь и переживая.
Жюри высоко оценило выступления ребят. Но в соревновании должны победить лучшие! Жюри определили три призовых места. Как уточнила Елена Полякова, грамоты участника конкурса получат все конкурсанты.
И вот председатель жюри оглашает имяена победителей, которые представят наш город на Республиканском этапе конкурса «Живая классика».
Первое место согласно судейскому протоколу занял ученик школы №1 Егор Никитин. Второе место занял ученик школы №2 Владислав Калачев.
Грамотой отдела образования за занятое третье место была награждена ученица УВК №18 Наталья Илькова.
Подводя итоги литературного состязания, можно смело сказать: победитель в конкурсе один – это Книга! Источник знаний, который учит жить, любить, мыслить и принимать решения. Так пусть наши лучшие друзья – книги – нас радуют и очаровывают каждый день!
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим, по мнению писателя Алексея Максимовича Горького, считается книга. В ней заключен огромный духовный мир человечества. Она учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Это самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений…
Начальник отдела образования Елена Полякова: «Сегодня у нас состоялся городской этап Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». В этом году мы впервые приняли участие в данном конкурсе. Сегодня три школьника получили призовые места, и будут представлять наш город на Республиканском этапе конкурса. Данный конкурс проводится Российским Фондом «Живая классика». Конкурс призван повышать интерес учащихся к чтению. Это соревновательные состязания по декламации прозаических произведений. Наши ребята и наши образовательные учреждения достойно выступили и показали прекрасную подготовку».