Провал премьеры
Председатель Совета Министров не справился с главной ролью


В Луганской Народной Республике наметились грандиозные перемены во властных структурах. Народный совет ЛНР признал работу председателя Совета министров Сергея Козлова неудовлетворительной. Это решение было принято после того, как депутаты выслушали доклад о работе, проделанной министерствами за год. Как сообщается на официальном сайте парламента ЛНР, «депутаты задали докладчику ряд вопросов по докладу и работе министерств в целом, на большинство из которых он не смог ответить. В итоге депутаты приняли решение признать работу Председателя Совета министров неудовлетворительной. За данное решение проголосовало 33 из 45 присутствующих на заседании депутатов, 11 приняли доклад к сведению».
Председатель Народного Совета ЛНР Владимир Дегтяренко объяснил решение депутатов несоответствием обещаний Козлова при вступлении в должность и результатами его работы. По его словам, «ровно год назад при вступлении в должность Сергей Иванович обещал приложить все усилия для стабилизации и экономического роста республики. Подводя итоги работы Председателя Совета министров, стало очевидно, что между обещанием и выполнением возникла большая пропасть. Я считаю, что депутаты приняли справедливое решение, которое пойдет на пользу и значительно улучшит ситуацию в регионе. Я голосовал и абсолютно поддерживаю это решение».
В чем причина такой низкой оценки? Даже краткий обзор результатов его деятельности показывает, что оценка депутатов – вполне обоснована. Напомним, что Сергей Козлов был назначен на должность председателя Совета министров ЛНР решением парламента 27 декабря 2015 года. 
Если оценивать деятельность Совмина в целом, то сразу же бросается в глаза такой откровенно вопиющий факт. Из 164 законов ЛНР 49 предусматривают дополнительное принятие 427 нормативных правовых актов – то есть специальных постановлений Совета министров. Однако на сегодняшний день Совмин из них принял всего лишь пятую часть – 92, а не принято – 335, причём у 134 из них уже истёк законный срок принятия. При этом 28 постановлений не выдержали проверки временем и уже отменены. Такие цифры граничат с прямым саботажем своих обязанностей.
Кроме того, принимаются правовые акты противоречащие друг другу. Так, например, приказ Министерства экономического развития Луганской Народной Республики «Об утверждении Порядка декларирования оптово-отпускных цен» противоречит постановлению Совета министров Луганской Народной Республики «Об утверждении временного порядка декларирования оптово-отпускных цен…», а именно даёт право посредникам при дальнейшей перепродаже не указывать оптово-отпускную цену производителя, что приводит к неправильному применению предельно-допустимой оптовой надбавки следующим звеном поставки.
Не лучше ситуация и с выполнением основных задач, которые были поставлены перед Совмином еще год назад. В первую очередь, до сих пор не принята программа социально-экономического развития ЛНР (а ведь именно этот документ является жизненно необходимым для Республики!) Ведь отсутствие стратегического планирования на уровне государства совершенно недопустимо в современных условиях.
Крайний срок разработки программы был определён, 1 марта 2016 году, но в действительности первый её проект Совмин подал в Народный Совет только в мае, но почти сразу он был возвращён на доработку. И вот год уже закончился, но «Программа социально-экономического развития ЛНР на 2016 год» так и не появилась.
Советом министров ЛНР 1 ноября был утвержден Прогноз социально-экономического развития республики на 2017 год, который абсолютно не отражает важнейшие макроэкономические показатели, на которые нужно ориентироваться в дальнейших расчетах программы социально-экономического развития на 2017 год. Такие, как объемы реализации продукции, объем розничного товарооборота, объем промышленного производства, индекс потребительских цен, экспорт, импорт, изменения курса валют, средняя заработная плата.
На сегодняшний день в Луганской Народной Республике установлен размер минимальной заработной платы 2 900,00 руб. Минимальный размер пенсии в Луганской Народной Республике составляет 1 тыс. 898 руб. А стоимость продуктового набора потребительской корзины, в которую входят продукты первой необходимости, без учета коммунальных, хозяйственных услуг, средств на покупку лекарств и непродовольственных товаров, в ноябре 2016 года составила 3465,09 руб./чел. Люди не смогут на пенсию и минимальную заработную плату в 2-3 тысячи рублей обеспечивать себя продуктами питания, медикаментами, а тем более оплачивать коммунальные услуги.
Бездействие Председателя Совмина привело к увеличению налоговой задолженности юридическими лицами, увеличению долга за поставляемый газ юридическим лицам и за коммунальные услуги, как по предприятиям украинской юрисдикции, так и по всем коммунальным платежам в целом. Козловым не была инициирована разработка эффективных мероприятий по погашению задолженностей. Например, задолженность по налоговым платежам на 19.12.2016 составляет 448,1 млн. рублей, и в сравнении с  июнем т.г. увеличилась на 45,5 млн. рублей. Задолженность за поставленный природный газ юридическими лицами на 20.12.2016 составляет 2 902 млн. рублей, в сравнении с июнем т.г. задолженность увеличилась на 882 млн. рублей, а в течение последнего месяца на 270 млн. рублей.
Кроме того, до сих пор не появился хотя бы официальный перечень приоритетных инвестиционных проектов. Это катастрофически тормозит развитие экономики, ведь хорошо известно, что вложить средства в развитие наших производств готовы не только россияне. Однако ничего Советом министров под руководством Сергея Козлова сделано не было.
Не говоря уже о том, что Совмин практически вообще не занимался и стратегией создания условий для развития малого и среднего бизнеса. Личное участие Игоря Плотницкого в рабочих встречах с инициативной группой предпринимателей ясно показала, что без Главы республики их проблемы до сих пор вообще не решались. То же можно сказать и о контроле цен на лекарства, восполнении нехватки школьных учебников, насыщении рынка доступным мясом птицы и т.д. – всё это также должен был делать Совмин.
 Не решена Совмином и такая стратегическая задача первоочередной важности, как создание водной и энергетической независимости Республики. Как известно, из-за постоянных отключений фильтровальной станции со стороны Украины, жители продолжают страдать от отсутствия воды.
В свою очередь, угольная промышленность до сих пор демонстрирует вялую динамику выхода из кризиса. Как и в целом весь энергетический и топливный сектор. Имеет место контрабанда топлива, плохое регулирование цен на газ. Работа по обеспечению твердым бытовым топливом работников и пенсионеров угольной отрасли затягивается, так по состоянию на 23.12.2016 зарегистрировано 18 102 углеполучателя, а обеспечено бытовым топливом всего 37,1 % от зарегистрированного количества. В принятом временном порядке предоставления твердого бытового топлива в 2016 году не учтены такие категории граждан, как: семьи погибших участников боевых действий на территории Луганской Народной Республики; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; одинокие матери; инвалиды и пенсионеры, размер дохода которых не превышает 2500 руб., а также беженцы, переселенцы и другие нуждающиеся категории граждан.
Кроме того, Министерство транспорта до сих пор не может решить вопрос с официальной регистрацией перевозчиков. До сих пор нелегальные перевозчики забирают основную часть пассажиров у зарегистрированных, работают неофициальные автовокзалы. Это приводит к падению собираемости налогов, и к падению рентабельности легальных пассажироперевозчиков, которые эти налоги платят.
Хотя общий экономический рост в Республике происходит, но он носит стихийный характер – стимулирующая и организационная роль государства в этом росте остается явно недостаточной. Негативные тенденции в экономике в 2016 году так и не были преодолены. Заводы и предприятия фактически не развиваются, хотя и давно существуют как зарегистрированные субъекты экономической деятельности. И введение временных администраций не дает ожидаемых результатов. На протяжении текущего года Совет министров так и не смог продемонстрировать важных прорывов в каком либо секторе экономики республики, которых от него ожидали.
Кроме того, во «Временном положении о порядке регистрации прав на недвижимое имущество», утвержденном Постановлением Совета Министров ЛНР от 02.08.2016 г., № 404 – почему-то совершенно забыты общественные организации (кроме профсоюзов и организаций инвалидов). В результате деятельность многих из них оказалась под угрозой.
Таким образом, Совмином под руководством С. Козлова не выполнена ни одна из стратегических задач, поставленных еще год назад. Все планы фактически провалены. Возникает естественный вопрос: неужели на этот факт обратили внимание только сегодня и приняли соответствующее решение? На самом деле, это не так. Конкретные претензии и замечания выдвигались к работе С. Козлова постоянно. Но учитывая форс-мажорные обстоятельства, в которых приходится работать Республике, все понимали, что недоработки неизбежны, и поэтому давали время исправиться, наверстать упущенное. Но прошел целый год –, а это срок, когда все становится ясно, а слова уже не должны расходиться с делом.
И это только лишь «вершина айсберга» тех причин, которые привели к признанию работы председателя Совета министров Сергея Козлова неудовлетворительной.
По словам Главы республики, «депутаты Народного Совета, являясь плотью от плоти народа, зная экономические проблемы государства в условиях незаконченной войны не понаслышке, дали справедливую оценку работе Председателя Совета Министров. Они поступили честно, поскольку все процессы в республике должны проходить открыто. В Народной Республике мы не имеем права не прислушиваться и не выполнять волю народа», – подчеркнул Игорь Плотницкий.
Оксана Луганская